Что понимается под формой правления власти?

Форма правления

Под формой правления понимается организация верховной го­сударственной власти, порядок образования ее органов и их вза­имоотношения с населением.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации выс­ших органов государственной власти. Истории известны два ле­
гитимных способа: наследование и выборы и один не легитим­ный — захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индиви­дуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, ка­кова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственнос­ти субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монар­хии и республики.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие, единодержа­вие ) — форма правления, при которой верховная государствен­ная власть полностью или частично сосредоточена в руках еди­ноличного главы государства — монарха (царя, короля, импера­тора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся по­жизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (не­ограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограни­ченные).

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит едино­личному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осу­ществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник. Любо­пытно, что в истории были периоды, когда исключения станови­лись почти правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовав­ших императоров семьдесят четыре были убиты и во всех семи­десяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхй- мисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: та­инство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. В случае отсутствия наследников монарх из­бирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушает­ся это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрека­ется от престола, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответствен­ность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления.

Из­вестный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этом различии ответственности и безот­ветственности заключается различие президента республики и мо­нарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Севе­ро-Американских Соединенных Штатов пользуется большей влас­тью, нежели английская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому не монарх; английская королева, на­против, безответственна и потому, несмотря на всю ограничен­ность своей власти, остается все же монархиней».

Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняется наследст­венный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее сущест­венные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным орга­ном. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничи­валась Земским Собором в России (середина XVI в. — конец XVII в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались мо­нархом главным образом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии — монарх сосредоточивает в своих руках исполнитель­ную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парла­менту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степень ограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В деле
же управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и неза­висимой от народа. У нас по «Основным законам» 1906 г. царь по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной.

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парла­ментской монархии. Специфика данной разновидности монархи­ческой формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рас­смотрены ниже.

Задавшись нериторическим вопросом: что есть монархия — только ли реликт, оставленный из любви к старине? Следует от­ветить — нет. Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а фор­мально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляе­мого Великобританией, — Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и других — главой государства формально-юридически считается королева Великобритании.

Большая часть стран с такой формой правления — парламент­ские (конституционные) монархии, где власть правителя ограни­чена как писаным законом, так и активно действующими зако­нодательными и исполнительными органами. К ним относятся Ве­ликобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др. До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудов­ская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого мо­мента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистичес­кой монархии. С определенными оговорками к абсолютной монар­хии сегодня можно отнести Оман, хотя и там в 1996 г. была при­нята Конституция.

Республика (лат. res publica, от res — дело и publicus — обще­ственное дело) — форма правления, при которой, высшие органы, государственной власти избираются населением, либо специаль­ными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избиратель­ный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических
республиках правом принимать участие в избрании (формирова­нии) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в по­давляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуще­ствляют власть от имени и в интересах народа либо соответст­вующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как прави­ло, он равен 4-5 годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, испол­нительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

Республики можно классифицировать по различным основа­ниям. В частности, Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависи­мости от степени непосредственного участия народа в осуществле­нии функцйй государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представитель­ные. Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В предста­вительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.

Сегодня все республики принято подразделять на три разно­видности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

Классическая президентская республика характеризуется сле­дующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновремен­
но главой государства и правительства; обладает достаточно ши­рокими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между пре­зидентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляе­мый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парла­менту, который избирается всем населением государства; прави­тельство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, явля­ющийся, как правило, лидером партии, победившей на парла­ментских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допуска­ется существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоя­щей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими (парла­ментарными) республиками являются Италия, Австрия.

Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. Особый интерес в этом плане пред­ставляет анализ нетипичных форм правления современных госу­дарств, проведенный профессором В.Е. Чиркиным.

«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединя­ют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существую­щих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, вМалайзии), абсолют­ной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и пар­ламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).

«Чистые» формы правления наряду с достоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президент­ская республика имеет тенденцию к президентскому авторита­ризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпре­зидентских республик в ряде государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических республик в от­дельных государствах Африки. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые пра­вительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послево­енных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжи­тельность их существования была менее года. Включение элемен­тов президентской республики в парламентскую, а парламент­ской — в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. В результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентских респуб­лик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские рес­публики.

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значитель­ное количество членов парламента).

Наиболее характерной чертой полупрезидентской республики является установление ответственности перед парламентом от­дельных министров, но не главы правительства, которым факти­чески, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Ла­тинской Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.

Монархия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχα – «единовластие»: μνος – «одиночный, единый» и ρχ — «управление, власть») – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и как правило передаётся по наследству.

Основными признаками классической формы правления являются:

— существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

— как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;

— монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

— юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

Виды монархий

По объёму ограничений:

1. Абсолютная монархия – монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

2. Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867–1918 гг., Япония 1889–1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция). Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

3. Дуалистическая монархия (лат. Dualis – двойственный) – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

По традиционному устройству:

1. Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.

2. Феодальная монархия (средневековая монархия) – последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии. Раннефеодальная монархия – хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности.

3. Вотчинная монархия – монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

4. Сословно-представительная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

5. Абсолютная монархия – монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

6. Теократическая монархия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

Преимущества и недостатки

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

— монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе демократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

— замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью. Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

— монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

— монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

— при монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

— при монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

— монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

— монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;

— после смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

Недостатками монархии называют:

— монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства. (Правда, монархические правители за всю историю монархий на земле приняли значительно меньше решений, не отвечающих интересам государства, нежели какие угодно другие представители властных образований. И при этом, гораздо большее влияние на монархов, оказывали духовная ответственность перед Богом и долг перед собственным народом, а не «юридическая ответственность». Необходимость в которой, в общем-то, возникает когда на сцене появляются люди нечестные).

Монархия с точки зрения монархистов – это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса – всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста – в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного устройства, в то время как республика нередко – «выдумкой дьявола».

Монархические государства современности:

— Бельгия – король Альберт II (с 1993);

— Ватикан – папа римский Бенедикт XVI (с 2005);

— Великобритания – королева Елизавета II (с 1952);

— Дания – королева Маргрете II (с 1972);

— Испания – король Хуан Карлос I (с 1975);

— Люксембург – великий герцог Анри (с 2000);

— Нидерланды – королева Беатрикс (с 1980);

— Норвегия – король Харальд V (с 1991);

— Швеция – король Карл XVI Густав (с 1973).

Азия:

— Кувейт – эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006);

— Малайзия – король Абдул Халим (с 2011) Джохор – султан Ибрагим Исмаил (с 2010).

— Япония – император Акихито (с 1989).

Республика (лат. res publica, «дело народа») – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами). Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств – наличие писаного закона (закон, кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение.

Республике присущи следующие признаки:

— существование единоличного главы государства – президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента – возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик;

— выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок;

— юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент;

— высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий.

По этому принципу республики разделяются по трем параметрам:

— как избирается парламент,

— как формируется правительство,

— какой объём полномочий принадлежит президенту.

Известны республики следующих видов.

1. Парламентская республика.

Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

2. Президентская республика.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики:

— внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США),

— внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д’Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку.

В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.

3. Смешанная республика.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) – форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Литва, Словакия, Россия, Украина, Финляндия, Киргизская Республика (с июля 2010 года).

4. Советская республика.

Советская республика – особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы – Советы: Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы матросских депутатов, Советы батрацких депутатов и т. д.

5. Исламская республика.

Исламская республика – распространенная на Ближнем востоке форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство (в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель). Представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя. Неясна разница между исламской республикой (вроде Ирана с элементами демократии вроде парламента, президента и разделения властей) и такими исламскими монархиями как Саудовская Аравия.

Не следует смешивать религиозную доктрину, устройство государства и применяемое право. Законы в исламской республике по большей части основаны на Шариате. К исламским республикам относятся прежде всего Иран, а также Афганистан, Коморские Острова, Мавритания и Пакистан; впрочем, конституция Пакистана, принятая в 1956 году, носит вполне светский характер, поэтому прилагательное «Исламская» трактуется как символ культурной идентичности — как и Православие применяется в качестве официальной религии в Греции, Болгарии, Сербии и т.д. как «прилагательное». Культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но также включает и доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Серьёзное влияние на нее оказало и столетнее британское господство.

В последние десятилетия, особенно среди молодёжи, заметно и влияние американской культуры: популярны голливудские фильмы, американские видеоигры, мультфильмы, комиксы, книги, а также мода (ношение джинсов и бейсболок), фастфуд, напитки и т. д. Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства в Национальной ассамблее. Премьер-министр должен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числа членов Национального собрания. Премьер должен пользоваться доверием большинства его депутатов. По его совету президент назначает министров. Правительство разрабатывает законопроекты и вносит их на обсуждение парламента.

6. Федеративная республика – федерация с республиканским способом правления.

В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеральными и республиканскими органами.

Аппарат управления и принуждения

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями:

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от различных критериев:

Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. Такой аппарат представляет собой группу задействованных на постоянной основе людей, в обязанности которых входит выполнение функций по управлению обществом. При этом аппарат управления состоит именно из людей. Если в управлении общественными делами не задействован ни один человек, то нельзя вести речь о наличии на данной территории государства. Должности в государственном аппарате замещается различными способами, в частности, путем избрания, назначения, захвата, продажи.

Основным признаком государства является наличие аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки.

Составной частью аппарата управления является аппарат принуждения, который представляет собой государственный орган, специализирующиеся на законном применении силы. Как правило, представители аппарата принуждения вооружены, и им не только предоставляется право на применение силы к нарушителям государственно-властного распоряжения, но вменяется это в обязанность.

Материнский (семейный) капитал (МСК) – это специальная социальная программа, которая реализуется в нашей стране с 2007 г. Основным документом, регулирующим все вопросы и нюансы, связанные с МСК, является Федеральный Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ. Уполномоченным органом по координации всей работы в рамках данной программы является Пенсионный Фонд РФ.

Так что же нужно знать о МСК, чтобы полностью воспользоваться предоставленными государством возможностями? Далее в нашем материале мы подробно расскажем про маткапитал и все нюансы его оформления, получения и расходования.

  • За счет чего формируется материнский капитал?
  • Что такое сертификат на материнский капитал?
  • Кому положен материнский капитал?
  • Размер материнского капитала

За счет чего формируется материнский капитал?

Источником формирования МСК являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей (согласно Закону №256-ФЗ).

При этом местные органы власти могут устанавливать дополнительные меры поддержки таких семей, за счет средств своих региональных бюджетов.

Под дополнительными мерами здесь понимается следующее:

  • возможность улучшения жилищных условий семьями с двумя и более детьми;
  • получение образования ребенком (детьми);
  • на формирование будущей пенсии мамы;
  • на приобретение товаров и услуг, связанных с потребностями детей-инвалидов.

Использовать средства МСК можно достаточно гибко. Для этого предусмотрены следующие варианты распоряжения суммой маткапитала:

  • полностью или частично,
  • по одному или нескольким разрешенным направлениям.

Тратить средства МСК на цели, не предусмотренные законодательством, запрещено.

Что такое сертификат на материнский капитал?

Право на средства по программе МСК оформляется путем выпуска Сертификата на материнский (семейный) капитал. Сертификат является именным, может существовать на бумажном носителе, либо в форме электронного документа.

Самим сертификатом рассчитываться нельзя. На основании него можно подать заявку о перечислении средств путем безналичного перевода со счетов Пенсионного фонда по одному или нескольким выбранным направлениям.

Важно: воспользоваться правом получения средств по сертификату материнского (семейного) капитала можно лишь один раз.

Для получения сертификата на маткапитал необходимо:

  • лично обратиться в территориальное отделение ПФ;
  • зарегистрироваться на сайте многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и заполнить соответствующую заявку;
  • зарегистрироваться на сайте пенсионного фонда РФ и заполнить соответствующую заявку;
  • через сайт ПФ РФ получить талон с указанием конкретных даты и времени приема и обратиться лично в указанное время.

Законодательно предусмотренный срок принятия решения о выдаче или отказе в получении сертификата материнского (семейного) капитала
– в течение месяца с момента приема заявления и полного пакета документов, необходимых для оформления сертификата. При этом в течение пяти дней с даты принятия решения необходимо информировать заявителя доступными средствами связи.

Кому положен материнский капитал?

Право на получение материнского (семейного) капитала имеется у следующих категорий граждан:

  • у матери, родившей или усыновившей второго или последующих детей с 01.01.2007 г. до 31.12.2016 г. Для получения сертификата мать и ребенок обязательно должны иметь российское гражданство;
  • у отца, если он является единственным усыновителем второго ребенка , решение суда об усыновлении которого вступило в силу после 01.01.2007 г.;
  • у отца, независимо от гражданства, если у матери прекратилось право на получение МСК (п.4 ст.3 закона №256-ФЗ);
  • у несовершеннолетнего ребенка (детям в равных долях), а также у совершеннолетнего ребенка, обучающегося очно в образовательной организации, но не дольше, чем до достижения 23 лет – в случае прекращения такого права у родителей или усыновителей.

Важно: оформление опекунства не даёт права на получение материнского (семейного) капитала.

Информация обо всех гражданах, имеющих право на МСК, сведена в Федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Там отражаются такие данные:

  • СНИЛС;
  • ФИО, а также фамилия правообладателя при рождении;
  • Дата рождения;
  • Пол;
  • Адрес места жительства;
  • Реквизиты паспорта или другого документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи);
  • Дата включения в Регистр;
  • Сведения о детях;
  • Сведения о МСК (сумма, направления распоряжения, фактическое использование);
  • Информация о прекращении права на МСК

Ведение регистра осуществляется уполномоченными на выдачу МСК органами — Пенсионным фондом РФ и его территориальными отделениями.

Размер материнского капитала

Величина материнского (семейного) капитала в 2007 г., при принятии Закона, составляла 250 тыс. руб. Согласно п.2 ст.6 закона №256-ФЗ, величина материнского (семейного) капитала или его остатка должна ежегодно пересматриваться с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Однако, в 2016 г. размер МСК индексирован не был, остался на уровне 2015 г. и составил 453 026 руб.

При этом, общий размер маткапитала уменьшается на сумму средств, уже использованных по разрешенным направлениям.

Предыдущая запись
Раздел земельного участка и жилого дома при разводе