Что должно быть в ликвидационном балансе?

Ликвидационные балансы: последние дни компании в цифрах

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 19 июля 2013 г.

Содержание журнала № 15 за 2013 г.М.А. Кокурина, юрист

Никаких особых форм промежуточного и окончательного ликвидационных балансов нет. И поэтому при их составлении можно использовать форму обычного бухгалтерского балансаПриказ Минфина от 02.07.2010 № 66н — это проще и понятнее.

Мы подскажем, как ее заполнить и какие еще документы надо приложить к балансам.

Промежуточный ликвидационный баланс

Цель создания этого документа — уточнить реальное финансовое положение закрывающейся компании и понять:

  • <или>вы можете удовлетворить все требования кредиторовп. 2 ст. 63 ГК РФ; п. 3 ПБУ 4/99, приславших вам ответ со сведениями о вашем долге (сумма, реквизиты документа, подтверждающего долг)Постановление 10 ААС от 23.05.2012 № А41-46645/11;
  • <или>вам придется объявлять о своем банкротстве.

Поэтому составляется промежуточный ликвидационный баланс по истечении срока, объявленного вами для предъявления требований кредиторами.

В промежуточном ликвидационном балансе лучше отразить всю кредиторскую задолженность, а не только те требования, которые кредиторы успели заявить в срокПостановление Президиума ВАС от 13.10.2011 № 7075/11. Ведь они имеют право потребовать погашение долга в любой момент до завершения процесса ликвидациип. 5 ст. 64 ГК РФ. А некоторые из опоздавших кредиторов даже подают в суд заявления о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества. Суды иногда защищают закрывающуюся фирму, если она правильно уведомила своих кредиторовПостановления ФАС СЗО от 21.04.2011 № А56-42951/2010; ФАС ЦО от 06.12.2012 № А09-5350/2012. А вот ФАС ЗСО в такой ситуации призналПостановление ФАС ЗСО от 27.04.2012 № А27-9234/2011:

  • недостоверным промежуточный ликвидационный баланс с неполной кредиторской задолженностью;
  • незаконной госрегистрацию ликвидации.

А еще до истечения срока предъявления требований кредиторами сделайте следующее.

ШАГ 1. Проведите инвентаризацию всего имуществап. 27 Приказа Минфина от 29.07.98 № 34н. Вам надо точно знать, какова его рыночная стоимость, чтобы понимать, сможете ли вы рассчитаться с кредиторами.

ШАГ 2. Потребуйте от дебиторов уплаты тех долгов, сроки погашения по которым уже наступили. Если сроки не подошли, то требовать досрочного погашения вы не вправе: только сам дебитор по своему желанию может расплатиться с вами раньше.

СОВЕТ

Если у вас не хватает денег рассчитаться с кредиторами, вы можете попробовать продать долги дебиторов.

Даже при условии, что их выкупят со скидкой, вы быстро получите «живые» деньги, которые могут вам пригодиться. Правда, продавать долги можно только на публичных торгахп. 3 ст. 63 ГК РФ; гл. 9 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

ШАГ 3. Если по итогам первых двух шагов стало ясно, что денег на расчетном счете компании недостаточно для погашения всех обязательств, ликвидационная комиссия должна принять решение о продаже какого-то имущества с публичных торгов.

ШАГ 4. По истечении срока предъявления требований кредиторами заполните бухгалтерский баланс по состоянию на текущую дату (с учетом данных инвентаризации, продажи какого-то имущества и погашения долгов вашими дебиторами).

УТВЕРЖДЕН
общим собранием участников ООО «Чао»
Протокол от 30 мая 2013 г. Не забудьте после составления промежуточного баланса утвердить его на собрании участников

Промежуточный ликвидационный баланс ООО «Чао»
на 24 мая 2013 г.Здесь указываете дату не ранее дня истечения срока для заявления требований кредиторов

Наименование статей Сумма, руб.
Актив
Запасы 122 000
Дебиторская задолженность
Денежные средства 478 000
Баланс 600 000
Пассив
Уставный капитал 200 000
Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (25 000)
Кредиторская задолженность 425 000
Баланс 600 000
Председатель ликвидационной комиссии Досвидайкин А.П.

ШАГ 5. Сделайте к балансу приложения в произвольной форме, содержащие перечень:

  • имущества фирмы. Здесь можно указать такие сведения:
  • <если>вы перечисляете индивидуально определенное имущество (недвижимость, оборудование), то наименование (по оборудованию еще и марку), местонахождение, рыночную стоимость;
  • <если>вы описываете имущество с родовыми признаками (сырье, материалы, товары, денежные средства), то наименование, количество, рыночную стоимость — для сырья, материалов и др.; для денег указываете только сумму.

Например, о составе имущества вы можете подготовить такой документ.

Состав имущества ООО «Чао»

Наименование актива Сумма, руб.
Запасы: 122 000
— комплектующие изделия: 52 000
– велосипедные колеса 12 дюймов, 32 шт. 18 000
– велосипедные колеса 18 дюймов, 100 шт. 34 000
— товары на продажу — велосипеды детские «Быстренок», 35 шт. 70 000
Денежные средства: 478 000
— касса 8 000
— расчетный счет 470 000
Итого: 600 000
Председатель ликвидационной комиссии Досвидайкин А.П.
  • требований кредиторов.

Перечень заявленных кредиторами ООО «Чао» требований

Дата поступления требования Наименование кредитора Документы, по исполнению которых имеется задолженность Сумма задолженности, руб. Решение ликвидационной комиссии
(«–» — отказать, «+» — принять)
1-я очередь — отсутствует
2-я очередь
Бухгалтер Свирина Е.С. Ведомость по зарплате от 20.05.2013 23 000 +
Юрисконсульт Проскурин Е.М. 25 000 +
Секретарь Пискунова Л.О. 18 000 +
Итого: 198 000 +
3-я очередь
15.04.2013 Федеральный бюджет Требование ИФНС об уплате налога на прибыль и пени от 28.06.2013 № 243 59 000 +
4-я очередь
16.04.2013 ОАО «Ваш офис» Договор аренды недвижимости от 16.05.2012 № 7-12 168 000 +
Итого: 425 000
Председатель ликвидационной комиссии Досвидайкин А.П.

Ликвидационный баланс

Его вы составите после того, как ликвидационная комиссия рассчитается со всеми кредиторамип. 5 ст. 63 ГК РФ. Цель такого баланса — отразить информацию об активах, которые остались у компании после погашения долгов и получения дебиторской задолженности, но до расчетов с собственниками.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

БАХВАЛОВА Александра Сергеевна Консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами. При этом окончательный ликвидационный баланс нужно составить до того, как имущество ООО будет распределено между участникамип. 5 ст. 63 ГК РФ”.

Именно по окончательному ликвидационному балансу будет видно, какое имущество получат собственники. Это подтверждают и аудиторы.

ОБМЕН ОПЫТОМ

ЕФРЕМОВА Анна Алексеевна Генеральный директор аудиторской фирмы ООО «Вектор развития»

“Окончательный ликвидационный баланс представляется собственникам после завершения всех ликвидационных операций (реализации имущества, истребования дебиторской задолженности, погашения кредиторской задолженности).

В этом последнем балансе собственники видят объем и состав имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами и подлежащего распределению между собственниками. Этот баланс им нужен для принятия решения о том, какое именно имущество кому будет передаваться (если на балансе есть не только деньги, но и неденежные активы тоже).

Нет смысла делать нулевой баланс, то есть баланс после передачи имущества собственникам: он не несет никакой информационной нагрузки и никому не нужен”.

Составить окончательный баланс можно по такому же образцу, как и промежуточный. Никакие документы, подтверждающие оплату заявленных требований, к нему прикладывать не надо.

УТВЕРЖДЕН
общим собранием участников ООО «Чао»
Протокол от 5 июля 2013 г.

Ликвидационный баланс ООО «Чао»
на 4 июля 2013 г.Здесь указываете дату после всех расчетов с кредиторами

Наименование статей Сумма, руб.
Актив
Запасы 122 000
Деньги 53 000
Баланс 175 000
Пассив
Уставный капитал 200 000
Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (25 000)
Баланс 175 000
Председатель ликвидационной комиссии Досвидайкин А.П.

Сделайте проводки по закрытию ликвидационного баланса.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства —

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа —

(в ред. Федеральных законов от 20.08.2004 N 114-ФЗ, от 08.05.2006 N 65-ФЗ, от 09.04.2007 N 45-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2.1. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий —

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 09.04.2007 N 45-ФЗ)

2.2. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть вторая.2 введена Федеральным законом от 09.04.2007 N 45-ФЗ)

2.3. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть вторая.3 введена Федеральным законом от 09.04.2007 N 45-ФЗ)

2.4. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть вторая.4 введена Федеральным законом от 09.04.2007 N 45-ФЗ)

2.5. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть вторая.5 введена Федеральным законом от 09.04.2007 N 45-ФЗ)

2.6. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 — 2.5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть вторая.6 введена Федеральным законом от 09.04.2007 N 45-ФЗ)

2.7. Невыполнение в установленный срок предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации акта и (или) о прекращении действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа или организации, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, нарушающих требования, установленные законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

(часть 2.7 введена Федеральным законом от 28.12.2010 N 411-ФЗ)

3. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа —

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 114-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

4. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, —

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ)

5. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), —

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

(часть пятая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

6. Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации —

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(часть шестая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

7. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 122-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

7.1. Невыполнение в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, либо его территориального органа —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 02.12.2013 N 326-ФЗ)

7.2. Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 122-ФЗ)

7.3. Повторное совершение должностным лицом административных правонарушений, предусмотренных частями 7 и 7.1 настоящей статьи, —

влечет дисквалификацию сроком на один год.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ)

8. Невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил —

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 199-ФЗ)

8.1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 8 настоящей статьи, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 199-ФЗ)

9. Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России —

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 249-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

(часть девятая введена Федеральным законом от 09.02.2009 N 9-ФЗ)

10. Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, —

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 10 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ)

11. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, —

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

12. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, —

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

13. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, —

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

15. Невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, —

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 237-ФЗ)

16. Невыполнение в установленный срок предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, —

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 16 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ)

17. Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, —

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

(часть 17 введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 347-ФЗ)

18. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, —

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 459-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 18 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

19. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 19 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 96-ФЗ)

20. Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля —

(в ред. Федеральных законов от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 07.06.2017 N 118-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

(часть 20 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

20.1. Повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 20 настоящей статьи, —

влечет дисквалификацию сроком на два года.

(часть 20.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ)

21. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 21 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

22. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(часть 22 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 365-ФЗ)

23. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 23 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

24. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24.1 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 437-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 24 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

24.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 24.1 введена Федеральным законом от 28.12.2017 N 437-ФЗ)

25. Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 25 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 46-ФЗ)

26. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 26 введена Федеральным законом от 08.03.2015 N 46-ФЗ)

27. Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 27 введена Федеральным законом от 07.03.2017 N 26-ФЗ)

28. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 28 введена Федеральным законом от 07.03.2017 N 26-ФЗ)

29. Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 29 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

30. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» об устранении выявленных нарушений лицензионных требований —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 30 введена Федеральным законом от 15.04.2019 N 56-ФЗ)

31. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, в случаях, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 31 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

32. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 31 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 32 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

34. Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

(часть 34 введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 220-ФЗ)

35. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 34 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

(часть 35 введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 220-ФЗ)

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные частями 11, 31 и 32 настоящей статьи, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2010 N 171-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 279-ФЗ)

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН)

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — это добровольное объединение организаций, создаваемое для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы.

Смысл создания КГН в том, что налог на прибыль исчисляется исходя из совокупного результата всех участников КГН. То есть налог на прибыль исчисляется примерно так, как если бы все участники КГН составляли единую организацию. Это позволяет суммировать прибыли и убытки в рамках одной КГН, что дает выгоду при налогообложении.

Пример

Группа компаний состоит из двух организаций «А» и «Б». По итогам года налоговая прибыль организации А равна 100 млн. рублей, а у организации Б налоговый убыток 70 млн. рублей.

В обычной ситуации, Организация А должна заплатить налог на прибыль со 100 млн. рублей, а организация Б налог не платит.

В случае, если организации А и Б создали консолидированную группу налогоплательщиков, то для налога на прибыль их налоговый результат суммируется и налог платится с 30 млн. рублей (100 — 70).

КГН создается не менее чем на пять налоговых периода по налогу на прибыль.

Ответственный участник КГН

Участники КГН назначают ответственного участника, который в специальном порядке исчисляет, уплачивает налог на прибыль, а также представляет по нему декларацию, в которую включает сведения по всей КГН.

Ответственный участник КГН ведет налоговый учет консолидированной налоговой базы на основании информации из налоговых регистров каждого участника этой группы. Консолидированная налоговая база КГН определяется нарастающим итогом как арифметическая сумма доходов всех участников группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников. Отрицательная разница признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Другие налоги участники КГН платят сами.

Условия объединения в КГН

Объединиться в КГН можно только при одновременном соблюдении четырех условий:

  1. одна из организаций будущей КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, и доля ее участия в каждой из них — минимум 90%;

  2. в совокупности все организации будущей КГН уплатили за предшествующий год не менее 10 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (без учета «таможенных» налогов);

  3. за этот же год доходы всех организаций по данным бухгалтерской отчетности составили не менее 100 млрд руб.;

  4. совокупная балансовая стоимость активов этих организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года — не менее 300 млрд руб.

Для того чтобы вступить в консолидированную группу налогоплательщиков российская организация должна соответствовать следующим условиям:

  • не находиться в процессе реорганизации или ликвидации;

  • не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

  • размер чистых активов организации превышает размер уставного (складочного) капитала.

Кроме того налоговым кодексом РФ установлены ограничения относительно категорий организаций, которые не могут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков. А именно:

  • резиденты особых экономических зон;

  • организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), не уплачивающие налог на прибыль, освобожденные от уплаты налога на прибыль или уплачивающие налог на прибыль по нулевой ставке;

  • банки, за исключением случаев, когда все другие компании, входящие в эту группу, являются банками (аналогичная норма установлена для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками);

  • участники иной консолидированной группы налогоплательщиков;

  • плательщики налога на игорный бизнес;

  • клиринговые организации.

Таким образом, не могут стать участниками КГН, в частности: упрощенцы, вмененщики, образовательные и медицинские организации, применяющие нулевую ставку налога на прибыль, а также любая организация, размер чистых активов которой не превышает ее уставного капитала.

Бухгалтерский учет в КГН

В бухгалтерском учете расчеты с участниками консолидированной группы ведутся на отдельном счете 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков».

Информация об остатках по счету 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков» раскрывается в бухгалтерском балансе с учетом ее существенности по группам статей «Дебиторская задолженность» разд. II «Оборотные активы» или «Кредиторская задолженность» разд. V «Краткосрочные обязательства», а также в пояснениях к бухгалтерскому балансу.

Учет налога на прибыль

Каждый участник КГН должен вести бухгалтерский учет, формировать в бухгалтерском учете и раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о налоге на прибыль в соответствии с правилами, установленными ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Временные и постоянные разницы определяются участниками КГН исходя из их доходов и расходов, включаемых в консолидированную налоговую базу КГН согласно нормам НК РФ для КГН.

Для рядовых участников группы это означает замену счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68-прибыль, на счет 78 (поскольку расчеты по налогу на прибыль они не ведут).

Приведем примеры проводок, которые могут возникнуть у участников КГН:

Дебет 99 Кредит 78

Отражено постоянное налоговое обязательство

Дебет 78 Кредит 99

Отражен постоянный налоговый актив

Дебет 09 Кредит 78

Начислен отложенный налоговый актив

Дебет 78 Кредит 09

Списан отложенный налоговый актив

Дебет 78 Кредит 77

Начислено отложенное налоговое обязательство

Дебет 77 Кредит 78

Списано отложенное налоговое обязательство

Текущий налог на прибыль формируется участниками (включая ответственного участника) также на счете 78:

Дебет 99 Кредит 78

Начислен условный расход по налогу на прибыль

Дебет 78 Кредит 99

Начислен условный доход по налогу на прибыль

Сумма налога на прибыль по КГН в целом, подлежащая уплате ответственным участником в бюджет, отражается в учете ответственного участника следующей проводкой:

Дебет 78 Кредит 68

Сумма налога на прибыль по КГН в целом, подлежащая уплате ответственным участником

Если же будет получен убыток всей консолидированной группой налогоплательщиков, то в отношении убытка должен создаваться ОНА:

Дебет 09 Кредит 78

Признан убыток КГН в целом

Преимущества КГН

Снижается сумма налога на прибыль и объём налогового контроля:

  • Участники КГН суммируют прибыли и убытки от результатов деятельности каждого из них — то есть консолидируют налоговую базу;

  • Сделки, заключенные между организациями КГН, не являются предметом контроля за трансфертным образованием. Исключение: сделки, предмет которых — добытое полезное ископаемое — объект налогообложения НДПИ с применением процентной ставки.

Таким образом, можно сделать вывод, что введение в России института консолидации налогоплательщиков имеет положительную тенденцию, поскольку направлено на оптимизацию налогообложения прибыли, а также упрощение налогового администрирования.

Недостатки КГН

Вместе с этим следует отметить и отрицательные моменты, например, очень жесткие условия вступления в группу, которые обеспечивают возможность воспользоваться преференциями только ограниченному кругу крупнейших налогоплательщиков.