Члены фатф

Реестр недобросовестных подрядных организаций в сфере капитального ремонта

  • О ФАС России
    • Миссия, цели, ценности
    • Услуги и функции
    • Структура
    • Государственная служба
    • Противодействие коррупции
    • Федеральные целевые программы
    • Политика в области качества (ISO 9001)
    • Гражданская оборона
    • ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
    • Музей ФАС России
    • История антимонопольного регулирования в России
    • Этический Кодекс государственных гражданских служащих ФАС России
    • Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
  • Коллегиальные органы
    • Коллегия ФАС России
    • Биржевой комитет
    • Правление ФАС России
    • Апелляционная инстанция
    • Методический совет
    • Методический совет по тарифному регулированию
    • Комиссия по товарным рынкам
    • Президиум ФАС
    • Новости
  • База решений
  • Документы
    • Нормативные правовые акты
    • Разъяснения Президиума ФАС
    • Разъяснения
    • Информационное письмо
    • Аналитические материалы
    • Доклады
    • Планы деятельности
    • Отчетность
    • Сведения о полезном отпуске
    • Статистика
    • Бюджет ФАС России
    • Архив
  • Открытое ведомство
    • Концепция открытости ФОИВ
    • Публичные декларации ФАС России
    • Открытые данные
    • Белая и черная книги
    • Опросы
    • ФАС детям
    • Работа с референтными группами
    • Наука и образование
    • Пресс-служба
    • Медиа-архив
    • Буклеты
    • Новости
    • Публичные мероприятия ФАС России
    • Инициативные проекты
  • Международное сотрудничество
    • Международные организации
    • Международные рабочие группы
    • Двустороннее сотрудничество
    • Международные мероприятия
    • Архив
  • Территориальные органы
    • Положение о ТО ФАС России
    • Контакты
    • Задачи и функции территориальных органов ФАС
    • История создания территориальных органов ФАС России
    • Соглашения о сотрудничестве ФАС России с регионами
    • Стандарт развития конкуренции
    • Новости ТО ФАС России
  • Общественный совет при ФАС России
  • Экспертные советы при ФАС России
  • Обратиться в ФАС
    • Порядок обращения
    • Написать в ФАС России
    • Общественная приемная ФАС России
    • Отчеты о работе с обращениями граждан
    • Часто задаваемые вопросы
    • Запись на личный приём в Общественной приёмной ФАС России
    • Контакты ответственных лиц за работу с обращениями граждан
    • Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов

Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)

ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force, FATF) учреждена «семеркой» при участии Европейской комиссии в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года.

Создание Группы стало ответом на возросшие объемы отмываемых преступных доходов во всем мире. С учетом сложности работы по выявлению грязных денег в международной финансовой системе возникло понимание неотложности разработки коллективных мер противодействия финансовым преступлениям.

Российская Федерация принята в члены в июне 2003 года.

ФАТФ поддерживает партнерские отношения с региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ), объединяющими страны, готовые к выполнению 40 рекомендаций и взаимной оценке своих национальных систем ПОД/ФТ:

1. Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ — MONEYVAL);
2. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ — EAG);
3. Азиатско-Тихоокеанская группа борьбы с отмыванием денег (АТГ-APG);
4. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Ближнего Востока и Северной Африки (МЕНАФАТФ — MENAFATF);
5. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Латинской Америки (ГАФИЛАТ — GAFILAT);
6. Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА — GIABA);
7. Группа по борьбе с отмыванием денег государств Восточной и Южной Африки (ЕСААМЛГ — ESAAMLG);
8. Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (СИФАТФ — CFATF);
9. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Центральной Африке (ГАБАК — GABАС).

Сходные с РГТФ функции имеет Оффшорная группа банковского надзора (ОГБН).

Стратегия ФАТФ состоит из следующих основных компонентов:

— разработка международных стандартов в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;
— осуществление мониторинга за исполнением данных стандартов; проведение исследований рисков, трендов и типологий отмывания денег и финансирования терроризма с разработкой методологий борьбы с этими видами преступлений;
— развитие надежных и эффективных региональных структур, организованных по тем же принципам, что и ФАТФ;
— расширение сотрудничества с профильными международными организациями.

ФАТФ поддерживает контакты с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Интерполом, Европолом, Советом по таможенному сотрудничеству и другими международными организациями, а также с международным профессиональным объединением подразделений финансовой разведки (ПФР) — Группой «Эгмонт».

Секретариат ФАТФ расположен в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в г. Париже. При этом ФАТФ независима и не входит в структуру ОЭСР или какой-либо другой международной организации.

В задачи ФАТФ входит:

1. Выработка рекомендаций в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Так, в феврале 1990 года ФАТФ были разработаны и предложены на рассмотрение всех заинтересованных стран, в том числе с неразвитой финансовой системой, 40 Рекомендаций по борьбе с отмыванием денег, которые являются конкретными предложениями по совершенствованию странами-участницами своих законодательных систем и финансовых структур, направленными на повышение эффективности совместной борьбы государств с отмыванием денег, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области.

В июне 1996 года эти Рекомендации были пересмотрены с целью их адаптации к меняющимся мировым тенденциям в области отмывания денег, а также к динамике технологического прогресса в сфере финансовых услуг.

В ответ на серьезное изменение ситуации в мире после событий 11 сентября 2001 года ФАТФ на своем внеочередном Пленарном заседании в Вашингтоне в октябре 2001 года приняла решение о расширении сферы своей деятельности в области борьбы с финансированием терроризма, а также о проведении в мировом масштабе мониторинга предпринимаемых действий в этом направлении. Были одобрены новые международные стандарты — 8 Специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, и утвержден соответствующий План действий.
В июне 2003 года с учетом обобщенного международного опыта ФАТФ приняла новую редакцию 40 Рекомендаций.
В октябре 2004 года была принята 9 Специальная рекомендация о контроле над перемещением наличных денежных средств физическими лицами.

В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) 40+9 рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН.

В феврале 2012 года утверждены обновленные стандарты — 40 Рекомендаций, являющиеся компиляцией 40+9 старых Рекомендаций, а также включающие новые положения, касающиеся, в частности, противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и применения риск-ориентированного подхода на национальном уровне.

В феврале 2013 года утверждена новая Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности национальных систем ПОД/ФТ.

2. Проведение взаимных оценок в странах-участницах на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма Рекомендациям ФАТФ.

3. Изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Взаимоотношения с такими странами руководство ФАТФ строит на основе «регионального подхода», т.е. взаимодействие с отдельными странами и группами стран постепенно переводится в плоскость сотрудничества с Региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ).

4. Организация и проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым и юридическим вопросам, а также проблемам в сфере законодательства в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Деятельность ФАТФ проявилась и в содействии созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки (ПФР), предназначенных для выявления случаев злоумышленного использования в преступных целях их финансовых систем и обеспечения соблюдения законодательства в области борьбы с финансовыми правонарушениями.
Важно отметить, что ФАТФ проводит оценки выполнения своих Рекомендаций.

Составляемые по итогам этих мероприятий отчеты и доклады руководство организации направляет странам-участницам для передачи своим компетентным органам.

ФАТФ проводит постоянную работу по совершенствованию мер борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В частности, в октябре 2006 года было принято решение о создании Рабочей группы по оценке международного сотрудничества (ICRG).

В соответствии с целями, обозначенными в программных документах, ФАТФ придерживается курса на увеличение числа своих членов путем привлечения стратегически значимых стран, которые могли бы использовать своё влияние в регионах для целей повышения эффективности борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В 2008 году прошел третий раунд взаимной оценки соответствия российской системы ПОД/ФТ международным стандартам, который проводился совместно экспертами ФАТФ, МАНИВЭЛ и ЕАГ.

Ранее Российская Федерация уже прошла две такие оценки — в сентябре 2002 года и в апреле 2003 года. По результатам этих оценок в октябре 2002 года Россия была исключена их «черного» списка ФАТФ, а в 2003 г. стала ее полноправным членом.

Начиная с 2010 г. Россия регулярно отчитывалась о прогрессе в совершенствовании национальной системы ПОД/ФТ на пленарных заседаниях ФАТФ. В октябре 2013 г. был представлен шестой отчёт, по результатам рассмотрения которого наша страна была снята с мониторинга до проведения нового раунда взаимных оценок. В марте 2019 года состоялась выездная миссия в Москву. На октябрьском пленарном заседании ФАТФ делегация Российской Федерации во главе с директором Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчиным продемонстрировала значительные достижения национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Суммарно по рейтингам Российская Федерация вошла в первую пятерку стран по эффективности национальной «антиотмывочной» системы в мире. Россия поставлена на процедуру стандартного мониторинга, предусматривающую представление регулярных отчётов. Следующий отчет об эффективности российской системы ПОД/ФТ будет представлен в феврале 2023 года.

В отличие от предыдущих оценок, в рамках четвертого раунда оценивается не только формальное соответствие организационно-правовых основ системы ПОД/ФТ Рекомендациям ФАТФ, но и эффективность их реализации на всех уровнях: в ПФР, надзорных, правоохранительных и судебных органах, в финансовых и иных подотчетных организациях.

В 2013-2014 гг. российский представитель (В.Нечаев) впервые в истории ФАТФ стал ее Президентом. Итоги нашего председательства получили высокую оценку со стороны международного сообщества и способствовали дальнейшему укреплению авторитета России на профильной международной арене.

С 1 июля 2019 года новым Президентом ФАТФ стал генеральный директор Юридического департамента Народного банка Китая Сянмин Лю из Китайской Народной Республики. Пост вице-президента занял заместитель генерального директора Федерального министерства финансов Германии Маркус Плейер из Германии.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1946-р к Секретариату ФАТФ в Париже прикомандирован российский представитель, обеспечение пребывания которого осуществляется в форме перечисления добровольного взноса нашей страны в бюджет Группы.

В настоящее время ФАТФ состоит из 37 юрисдикций и двух региональных организаций, представляющих большинство крупных финансовых центров во всех частях земного шара.

Список членов ФАТФ:
• Австралия
• Австрия
• Аргентина
• Бельгия
• Бразилия
• Великобритания
• Германия
• Гонконг, Китай
• Греция
• Дания
• Европейская комиссия
• Израиль
• Индия
• Ирландия
• Исландия
• Испания
• Италия
• Канада
• Китай
• Люксембург
• Малайзия
• Мексика
• Нидерланды
• Новая Зеландия
• Норвегия
• Португалия
• Республика Корея
• Российская Федерация
• Саудовская Аравия
• Сингапур
• Совет сотрудничества в Персидском заливе
• Соединенные Штаты
• Турция
• Финляндия
• Франция
• Швейцария
• Швеция
• Южная Африка
• Япония

Государство-наблюдатель:
• Индонезия

Статья 213.28. Завершение расчетов с кредиторами и освобождение гражданина от обязательств

1. После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.

2. По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

3. После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее — освобождение гражданина от обязательств).

Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

4. Освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:

  • вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
  • гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
  • доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.

5. Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причинённого жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.

6. Правила пункта 5 настоящей статьи также применяются к требованиям:

  • о привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности (глава III.2 настоящего Федерального закона);
  • о возмещении гражданином убытков, причинённых им юридическому лицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин (статьи 53 и 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), умышленно или по грубой неосторожности;
  • о возмещении гражданином убытков, которые причинены умышленно или по грубой неосторожности в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения им как арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • о возмещении вреда имуществу, причинённого гражданином умышленно или по грубой неосторожности;
  • о применении последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании статьи 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона.

Счета эскроу: как будет работать новая система покупки жилья

В 2019 году застройщикам предстоит перейти от долевого строительства к проектному финансированию с использованием счетов эскроу. Как будет работать новый механизм и как люди смогут им воспользоваться — рассказываем в коротких карточках Фото: Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС

В 2018 году началась самая значимая реформа строительной отрасли в России с 2004 года — летом 2019-го застройщикам предстоит перейти от долевого строительства к проектному финансированию с использованием счетов эскроу. Совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства должно обеспечить безопасность и надежность вложений средств граждан в строительство жилья, сделав невозможным появление новых обманутых дольщиков.

Как будет работать новый механизм и как люди смогут им воспользоваться — рассказываем в коротких карточках.

Счета эскроу Что нового для покупателей квартир в новостройках

С 1 июля 2019 года деньги за покупаемые в новостройках квартиры перестанут напрямую передаваться застройщикам, а будут находиться на специальных счетах эскроу в банках, называемых эскроу-агентами. Новый механизм расчетов выстроен таким образом, что деньги за купленную квартиру вносятся на счет после регистрации договора участия в долевом строительстве и депонируются (замораживаются) на нем до момента регистрации права собственности на первую квартиру в достроенном доме. В случае возникновения у застройщика проблем с завершением строительства дома покупатель всегда может рассчитывать на возврат уплаченной суммы. Новый вариант расчетов делает невозможными ситуации, когда дольщик, уплатив застройщику полную стоимость квартиры, в случае замораживания строительства остается и без денег, и без квартиры.

Покупка Как оформить ипотеку при использовании счета

Ипотека с использованием эскроу-счета также позволит максимально защитить интересы всех сторон сделки. Покупатель может оформить ипотечный кредит как в том же банке, где девелопер получил проектное финансирование, так и в другом, предложившем более выгодные условия (и тогда эскроу-агентом и кредитором будут выступать разные кредитные организации). И в том и в другом случае у заемщика будут равные условия обслуживания счета эскроу — комиссии за открытие и ведение счета, согласно требованиям закона 214-ФЗ, не взимаются. Однако во втором случае заемщику, вероятно, придется оплатить комиссию за перевод суммы ипотечного кредита в другой банк.

В целом схема выдачи ипотеки проста: согласно требованиям закона 214-ФЗ, сумма первоначального взноса заемщика может быть зачислена на счет эскроу только после регистрации договора участия в долевом строительстве — то есть в тот момент, когда и заемщик, и кредитор уверены в том, что сделка состоялась. После выдачи кредита и зачисления всей суммы на эскроу-счет заемщик начинает погашать ипотеку и ожидать завершения строительства дома. При желании заемщик на данном этапе может даже рефинансировать свой кредит в другом банке, ведь за время строительства многоэтажного дома (в среднем это полтора-два года) условия кредитования на рынке могут поменяться в лучшую сторону, а на размещенные на счете деньги смена кредитора никоим образом не повлияет.

Финансирование Откуда застройщик будет брать деньги на строительство дома

Банки будут выдавать застройщикам проектное финансирование на строительство жилых домов. Счета эскроу будут открываться в том же банке, который кредитует проект. Поэтому средства на эскроу станут источником дешевого фондирования по кредитам застройщикам, а успешные продажи квартир на этапе строительства позволят девелоперу снизить процент по кредиту.

Риски А если что-то пошло не так

Бывают ситуации, когда уже после регистрации сделки покупатель решил отказаться от приобретения оплаченной квартиры и просит вернуть ему все деньги. В данном случае в установленном законом порядке происходит расторжение договора участия в долевом строительстве, а средства с эскроу-счета за вычетом суммы первоначального взноса должны быть возвращены банку, предоставившему кредит. Первоначальный взнос возвращается покупателю.

В случаях, когда расторжение сделки происходит по вине застройщика (например, невыполнение условий договора в рамках проектного финансирования, затягивание сроков строительства сверх допустимых законом, банкротство застройщика), деньги со счета эскроу подлежат возврату покупателю. Раньше участник долевого строительства терял свой первоначальный взнос и еще оставался должен банку по кредиту. Теперь при возникновении проблем у застройщика покупатель сможет получить обратно свой первоначальный взнос, а банк — сумму выданного кредита. Если покупатель не воспользуется правом на расторжение договора участия в долевом строительстве, а решит дождаться решения о назначении иного застройщика для завершения строительства проблемного объекта, уплаченная сумма останется на счете эскроу до момента завершения строительства.

Если у банка, выступающего эскроу-агентом, будет отозвана лицензия, застройщик и участник долевого строительства обязаны заключить договор счета эскроу с другим уполномоченным банком. Государство и в этой части предусмотрело подушку безопасности для граждан — участников долевого строительства: их средства на счетах эскроу застрахованы Агентством страхования вкладов на сумму до 10 млн руб.

Объясняют эксперты

«До 10 млн руб. распространяется действие системы страхования вкладов»

Данила Литвинов, заместитель председателя правления Банка ДОМ.РФ:

— Использование механизма эскроу минимизирует риски дольщиков при покупке квартир в строящихся домах. Раньше люди оказывались один на один со своей проблемой, когда застройщики по каким-либо причинам не завершали строительство, зачастую и с действующим кредитом.

Теперь на рынке появляется механизм защиты дольщиков: застройщик не сможет воспользоваться деньгами покупателя квартиры до момента сдачи дома в эксплуатацию, деньги покупателя будут находиться на специальном счете эскроу в банке. Счет открывается бесплатно, а на сумму до 10 млн руб. распространяется действие системы страхования вкладов. Риски недостроя переносятся с покупателей жилья на профессиональных участников рынка — застройщиков и банки. Это позволит закрыть проблему обманутых дольщиков.

«Банку невыгодно держать на своем балансе недостроенный объект»

Николай Алексеенко, генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК):

— Запуск механизма приобретения жилья на стадии строительства через эскроу-счета в первую очередь позволяет убрать с рынка ситуацию, когда с одной стороны сделки на еще не построенный объект находится дольщик (физическое лицо), а с другой стороны — застройщик (юридическое лицо). Это накладывало правовую и информационную асимметрию: на практике рядовому гражданину невозможно релевантно оценить надежность того или иного застройщика, а в случае его банкротства дольщикам приходилось каким-либо образом кооперироваться, чтобы защитить свои интересы. В свою очередь, с запуском проектного финансирования интересы всех дольщиков защищает банк, который аккредитовал застройщика.

Это выводит все взаимоотношения на принципиально иной уровень. Во-первых, банк имеет профессиональные компетенции при оценке застройщика и отдельного объекта, что уже достаточно серьезно снижает риски. Во-вторых, в при банкротстве застройщика судьба объекта будет зависеть от банка: либо поиск и привлечение нового застройщика, либо выплаты дольщикам. В любом случае самому банку невыгодно держать на своем балансе недостроенный объект, таким образом он фактически имеет те же интересы, что и дольщики.