Чем отличается промежуточный баланс от ликвидационного баланса?

Составление ликвидационного баланса: шаблон формы и нюансы его заполнения

Бухгалтеру закрывающегося предприятия приходится сталкиваться с таким понятием, как ликвидационный баланс. Однако не все знакомы с порядком его составления. Выясним, чем отличается промежуточный баланс от окончательного, и научимся правильно составлять оба этих документа.

В каких случаях может составляться ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс (ЛБ) — это бухгалтерский баланс, характеризующий экономическое состояние предприятия на момент ликвидации. То есть это отчёт, составляемый в момент закрытия фирмы. Делается баланс для того, чтобы в дальнейшем не имелось проблем с налоговой службой, другим государственными структурами и кредиторами.

Существует 2 вида: промежуточный и окончательный. Составление документов в обоих этих случаях возлагается на бухгалтерию фирмы.

Порядок проведения ликвидации организаций

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ закрытие компании осуществляется с прекращением её функционирования без передачи прав пользования и владения третьим лицам. Закрытие компании может происходить в добровольном или принудительном порядке.

Решение о ликвидации на добровольной основе выносится учредителями, которые должны входить в состав ликвидационной комиссии. Процесс вынужденного закрытия фирмы инициируется кредиторами или надзорными органами и происходит через суд.

Решение о ликвидации организации

Есть несколько причин, по которым предприятие может закрыться:

  • банкротство;
  • слияние предприятий или реструктуризация;
  • закрытие организации по добровольному решению владельца;
  • прекращение существующей деятельности;
  • ведение деятельности, не соответствующей направлению предприятия.

Закрытие компании — сложный и длительный процесс. Составление ликвидационного баланса станет одним из его главных этапов

Как выглядит алгоритм закрытия компании

  1. Оценка имущественного состояния компании.
  2. Учёт расходов.
  3. Составление реестра требований кредиторов и рассмотрение претензий.
  4. Промежуточный ликвидационный баланс.
  5. Реализация имеющихся активов.
  6. Учёт расходов конкурсного производства.
  7. Удовлетворение требований кредиторов.
  8. Оформление ликвидационного баланса.
  9. Ликвидация предприятия.

Первым шагом к ликвидации организации будет собрание акционеров и учредителей, на котором они примут решение о её закрытии. Принятое решение заносится в протокол. Если у фирмы имеются дебиторы, то нужно разработать механизм погашения задолженности и определить сроки расчёта по обязательствам.

Вторым шагом должно стать назначение ликвидационной комиссии. К ней перейдут права по управлению организацией. Комиссия обязана предупредить кредиторов о дате закрытия фирмы.

Далее подаётся в налоговую службу пакет документов:

  • решение о назначении ликвидационной комиссии;
  • заполненная форма Р15001.

Последний документ должен быть заверен нотариусом. Для этого специалист потребует следующие документы:

  • выписку из регистрационного реестра;
  • устав организации;
  • свидетельства ИНН И ОГРН;
  • протокол о назначении руководителя фирмы.

Образец заполнения формы Р15001

Бланк заполняется по тем же правилам, которые действуют для составления налоговых отчётов. А именно: форму принято заполнять машинописным способом, прописными буквами, в пустых графах прочерки делать не следует.

Эта форма Р15001 — документ, подтверждающий ликвидацию предприятия

Необходимо сообщить о закрытии предприятия заинтересованным лицам: для этого следует дать объявление в газету.

Если у ООО нет долгового обязательства, то налоговая служба согласует с госструктурами сроки проверок. По итогам выполнения обязательств между компанией и кредиторами формируется промежуточный ЛБ.

Промежуточный ликвидационный баланс и порядок его составления

Оформляется промежуточный ЛБ сотрудниками бухгалтерии. Целью этого документа является конкретизация материального положения компании на момент её расформирования.

Этапы составления ЛБ

  1. Проводится подсчёт стоимости имеющегося у компании имущества: здания, активы, денежные средства. Если у организации не хватает активов для погашения долгов, то ликвидация проводится согласно статье 65 Гражданского кодекса РФ. В качестве приложения к ЛБ составляется документ, в который включается полный перечень имущества организации.
  2. Составляется реестр требований кредиторов об уплате долгов.
  3. Если у предприятия нет возможности погасить задолженность, то его имущество продаётся с торгов.
  4. Заполняется баланс, где должна быть указана общая стоимость имущества и требования кредиторов к ликвидируемой компании.
  5. Предоставляются сведения о дебиторской задолженности.

Как составить правильный ликвидационный баланс

Промежуточный ЛБ оформляется в соответствии с формой №1 «Бухгалтерский баланс» на основании последнего бухгалтерского отчёта. Условия, выдвигаемые кредиторами, требуется приложить к основному документу.

Промежуточный баланс иногда составляется несколько раз. Причинами оформления нового документа могут стать длительность процесса и изменение условий договорённости учредителей с кредиторами.

Решение об утверждении промежуточного ЛБ принимают органы управления или учредители, по инициативе которых компания ликвидируется.

Необходимо сообщить в Федеральную налоговую службу о том, что компания находится в процессе ликвидации. К промежуточному прилагается уведомление по форме Р15003. Готовый пакет документов передаётся в регистрационный орган.

Обратите внимание: за время проверки документации ликвидационная комиссия обязана полностью погасить имеющуюся у предприятия задолженность.

Внимательно отнеситесь к заполнению каждого пункта формы Р15003 — это поможет сократить сроки рассмотрения документов

Может ли промежуточный ЛБ быть нулевым

Промежуточный ликвидационный баланс нулевым быть не может, поскольку компания ещё находится в процессе распродажи имущества, расчёта по обязательствам, получения дебиторской задолженности.

Промежуточный ликвидационный баланс методологически ничем не отличается от обычного баланса

Кто должен подписывать пояснительную записку

К ликвидационному балансу может прилагаться пояснительная записка. В ней указываются комментарии к отдельным пунктам основного документа. Пояснительная записка является своеобразной формой отчётности. Она обязательно должна составляться в случаях ликвидации компании.

Документ оформляется бухгалтерской службой компании, подписывается руководителем ликвидационной комиссии. Если все претензии кредиторов выполнены в полном объёме, то оформляется окончательный ликвидационный баланс.

Окончательный баланс

Это документ, содержащий в себе итоговые сведения о проведённых выплатах. В нём учитываются выплаты дебиторов и погашение кредиторской задолженности. Имущество, сохранившееся после процедуры ликвидации, передаётся директору фирмы.

Особой формы для составления окончательного баланса нет. Обычно для оформления этого документа используется бланк ежегодного баланса. К ЛБ обычно составляются приложения, в которых указываются итоги процедуры закрытия компании. Их формы разрабатывает ликвидационная комиссия. Документы отдаются соответствующим органам.

После проверки документации выполняется окончательное расформирование предприятия. Компания удаляется из регистрационного реестра, закрываются имеющиеся в банках счета, публикуется информация о ликвидации фирмы.

Примите к сведению: информация о ликвидации фирмы вносится в Единый государственный реестр юридических лиц.

И также должна быть оформлена последняя бухгалтерская отчётность. В ней прописывается деятельность фирмы в ликвидационный период. Утвердить этот документ обязан орган, принявший решение о закрытии предприятия.

Срок сдачи ЛБ

Особенность подготовки бухгалтерской отчётности ликвидируемого предприятия такова, что она составляется за неполный год. Началом периода будет 1 января, а окончанием — дата, предшествующая внесению в ЕГРЮЛ записи о ликвидации фирмы. Сдать окончательный баланс следует в течение 3 месяцев после исключения компании из единого реестра.

Подлежит ли утверждению нулевой окончательный?

Однозначного методологического ответа на этот вопрос нет. Специалисты налоговой службы считают, что статья «Кредиторская задолженность» однозначно должна быть равна нулю, но валюта баланса может быть отличной от нуля.

Помимо составления окончательно баланса, необходимо сделать решение о его утверждении. Ниже представлен образец этого документа.

Решение об утверждении окончательного баланса должен подписать руководитель ликвидационной комиссии

Ликвидационный баланс является формой бухгалтерского отчёта, он показывает остаток средств компании после её ликвидации. Существует в 2 форматах — промежуточный и окончательный баланс. Окончательный ЛБ необходимо сдавать в налоговую инспекцию для исключения компании из ЕГРЮЛ.

Энциклопедия решений. Сроки выставления счетов-фактур

Сроки выставления счетов-фактур

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня:

— отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав (так называемые отгрузочные счета-фактуры);

— получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (так называемые авансовые счета-фактуры);

— составления документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав (корректировочные счета-фактуры) (третий абзац п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК РФ).

В налоговом законодательстве не разъяснено понятие «отгрузка». На основании ст. 11 НК РФ и в соответствии с п. 1 ст. 509 ГК РФ под отгрузкой для целей исчисления налогов следует понимать фактическую передачу товаров. Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица (ст. 224 ГК РФ).

Ранее в письмах Минфина России утверждалось, счет-фактура, составленный по истечении пятидневного срока со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), не может являться основанием для принятия НДС к вычету (см. письма Минфина России от 26.08.2010 N 03-07-11/370, от 17.09.2009 N 03-07-09/48, от 30.06.2008 N 03-07-08/159). Аналогичный вывод представлен и в постановлении ФАС Поволжского округа от 19.05.2011 N А65-20359/2010.

Однако большинство судов в таких ситуациях поддерживают налогоплательщиков, указывая, что само по себе нарушение срока выставления счета-фактуры не является безусловным основанием для отказа в применении налогового вычета по ним, не опровергает реальность исполнения договорных обязательств и не свидетельствует о недобросовестности самого налогоплательщика. Кроме того, согласно ст. 169 НК РФ нарушение предусмотренного п. 3 ст. 168 НК РФ 5-дневного срока не предусмотрено в качестве основания для отказа в применении налоговых вычетов (см. постановления ФАС Московского округа от 23.12.2011 N А40-142945/10-118-831, от 02.04.2009 N КА-А40/2379-09, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2008 N А19-13680/07-24-Ф02-5268/08, от 05.12.2007 N А19-3318/07-24-Ф02-8943/07, ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 N А06-618/08).

В письме Минфина России от 25.01.2016 N 03-07-11/2722 также выражено мнение, что счета-фактуры, выставленные исполнителем после срока, установленного п. 3 ст. 168 НК РФ, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных покупателю.

Спорная ситуация также складывается, если счет-фактура выставлен ранее установленного срока. По мнению Минфина России, выставление счетов-фактур до момента отгрузки НК РФ не предусмотрено, счет-фактура, выставленный до оформления первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров, не может являться основанием для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом покупателю (см. письма от 09.11.2011 N 03-07-09/39, от 17.02.2011 N 03-07-08/44 от 02.07.2008 N 03-07-09/20, от 18.04.2005 N 03-04-11/81). Однако некоторые суды считают применение налогового вычета по счетам-фактурам, выставленным до момента фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), правомерным (см. постановления ФАС Московского округа от 21.07.2008 N КА-А40/6416-08, от 21.11.2005 N КА-А40/11338-05, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2011 N А53-18544/2010).

При реализации услуг счета-фактуры также выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ). Проблема в том, что услуга не отгружается, а потребляется заказчиком в момент ее оказания. В письме УМНС России по г. Москве 07.09.2004 N 24-11/57756 разъяснено, что днем оказания услуг признается дата подписания исполнителем и заказчиком акта об оказании услуг. Следовательно, не позднее 5 дней с даты подписания акта исполнитель обязан выписать в адрес покупателя счет-фактуру. Таким образом, в целях налогообложения НДС для услуг днем отгрузки является день, когда заказчиком подписан акт.

Если из условий договора об оказании услуг по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом не следует, что акт об оказании услуг подлежит ежемесячному составлению, то моментом определения налоговой базы по таким услугам является последний день налогового периода, в котором оказываются эти услуги. При этом налогоплательщик вправе выставить счет-фактуру не позднее 5 дней, считая со дня окончания этого квартала (см. письмо Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142). Кроме того, еще в 2001 году МНС России в письме от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 высказано мнение, что в отдельных отраслях, связанных с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя (например, оказание услуг по транспортировке электроэнергии, нефти, газа, оказание услуг электросвязи и т.д.), допускается составление счетов-фактур в соответствии с условиями договора поставки, заключенного между продавцом и покупателем товаров (услуг), актами сверки осуществленных поставок и выставление счетов-фактур покупателям одновременно с платежно-расчетными документами, но не реже одного раза в месяц и не позднее 5 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. С данным подходом солидарны и финансисты (см. письма Минфина России от 18.07.2005 N 03-04-11/166, от 06.03.2009 N 03-07-15/39).

Также, по мнению Минфина России, можно выставлять счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня окончания налогового периода, в котором такие услуги оказаны, по услугам аренды (см. письма от 18.04.2005 N 03-04-11/81, от 08.02.2005 N 03-04-11/21). То есть исходя из того, что налоговым периодом по НДС в настоящее время является квартал, арендодатель вправе выставлять счет-фактуру ежеквартально (см. письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-07-15/47). В письме Минфина России от 06.04.2015 N 03-07-14/19170 разъяснено, что при оказании услуг по договору долгосрочной аренды выставление арендодателем арендатору счета-фактуры на последнее число месяца с отражением в нем в отдельных позициях услуг по аренде каждого объекта, оказанных за данный месяц, НК РФ не противоречит.

Обратите внимание, что в отношении товаров, отгруженных в последний день квартала, счет-фактура по которым отправлена покупателю в следующем квартале, регистрация счета-фактуры в книге продаж производится в том квартале, в котором произошла их отгрузка. При этом на основании п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в ч. 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур такой счет-фактура регистрируется в следующем квартале (см. письмо ФНС России от 28.07.2014 N ЕД-4-2/14546).

В письме Минфина России от 18.06.2014 N 03-07-РЗ/29089 отмечается, что выставление в срок, установленный п. 3 ст. 168 НК РФ, счета-фактуры по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) с учетом изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) не противоречит нормам НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, не подлежащих налогообложению НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан составлять счет-фактуру. Отметим, что запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций в ст. 169 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим составление счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, не противоречит НК РФ (см. также письмо Минфина России от 25.11.2014 N 03-07-09/59838).

Внимание

С 1 июля 2016 года счета-фактуры необходимо составлять при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена ЕАЭС (пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Также продавец может не составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, по письменному согласию сторон сделки (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В письме Минфина России от 09.10.2014 N 03-07-11/50894 разъяснено, что в такой ситуации в книге продаж продавец может отражать реквизиты счета-фактуры, составленного им в одном экземпляре, либо первичных учетных документов, подтверждающих совершение фактов хозяйственной жизни. В письме ФНС России от 27.01.2015 N ЕД-4-15/1066 также указано, что в случае несоставления счетов-фактур на основании пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в книге продаж могут быть зарегистрированы первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни, или иные документы (например бухгалтерская справка-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала).

Проверка контрагента

Предварительный сбор данных

Прежде всего, нужно убедиться в том, что компания зарегистрирована в установленном порядке и ведет деятельность. Это можно сделать разными способами.

Проверить ИНН

Удостоверьтесь в том, что ИНН поставщика — не случайный набор цифр, а реальный цифровой код, который принадлежит компании, предлагающей сделку.

Проверить это очень просто, так как у ИНН есть свой алгоритм, и поддельный номер, скорее всего, ему соответствовать не будет. Распознать ошибку в ИНН можно в любой программе для подготовки сведений о доходах физических лиц, введя номер в поле «ИНН работодателя». Если номер не будет удовлетворять алгоритму, появится сообщение об ошибке.

Одновременно установить подлинность ИНН и принадлежность его той или иной компании можно на сайте ФНС или с помощью сервиса проверки контрагентов Контур.Фокус.

Запросить копию свидетельства о госрегистрации (или лист записи в ЕГРЮЛ)

Свидетельство о госрегистрации подтверждает, что контрагент существует как юридическое лицо и учтен как налогоплательщик. С 1 января 2017 года при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи нужного реестра — ЕРГЮЛ или ЕГРИП. Таким образом, лист записи — это документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В соответствии с п.13 Правил ведения ЕГРЮЛ лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело юридического лица. В соответствии с п.19 Правил ведения ЕГРИП лист записи государственного реестра включается в регистрационное дело индивидуального предпринимателя.

Необязательно запрашивать копию свидетельства или листа записи непосредственно у потенциального контрагента. Узнать, зарегистрирован ли он, можно с помощью сервиса или на сайте ФНС.

Получить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП

Свежая выписка из ЕГРЮЛ подтверждает, что контрагент зарегистрирован и на момент ее получения не снят с учета. Кроме того, по выписке ЕГРЮЛ можно проверить реквизиты, указанные контрагентами в договорах и иных документах.

Выписку можно запросить непосредственно у потенциального партнера или с помощью сервиса ФНС.

Контур.Фокус выдает свежую выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в течение нескольких минут. Кроме того, поставив интересующую вас организацию на наблюдение в этом сервисе, вы будете получать уведомления о любых изменениях в данных ЕГРЮЛ/ЕГРИП на свою электронную почту.

Проанализировать бухгалтерскую отчетность

Хороший инструмент оценки контрагента — баланс на последнюю отчетную дату с отметкой налоговой инспекции. Его можно запросить непосредственно у контрагента или получить через официальные источники (например, бухгалтерская отчетность компаний, отчитывающихся в Росстат, представлена в сервисе Контур.Фокус).

Баланс позволяет сделать сразу несколько важных выводов о компании:

  • Во-первых, он подтверждает, что фирма сдает отчетность.
  • Во-вторых, позволяет установить, велась ли организацией хозяйственная деятельность.
  • В-третьих, из бухотчетности можно узнать о «портфеле» средств, которыми располагает компания. Если у фирмы практически нулевая стоимость активов, существенные долговые обязательства и уставный капитал 10 000 руб., – это повод задуматься, стоит ли давать такой фирме, например, товарный кредит. Слишком низкие по сравнению с суммой предполагаемой сделки обороты компании могут свидетельствовать и о том, что поставщик укрывает часть доходов. В этом случае от сделки лучше отказаться.

На основе данных бухгалтерской отчетности легко составить финансовый анализ, который покажет динамику деятельности компании и позволит оценить ее финансовую устойчивость. В сервисе Контур.Фокус на карточке компании можно найти ссылки на бухгалтерскую отчетность и минифинанализ, который позволит сразу же увидеть ключевые моменты в бухформах без необходимости изучения большого и сложного финансового отчета по компании.

Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, можно также получить на сайте ФНС.

Дополнительная аналитика

Необходимо убедиться в добросовестности контрагента и собрать доказательства того, что вы осуществляли необходимую проверку. Почему это важно? В случае судебного разбирательства это позволит подтвердить, что ваша компания проявила должную осмотрительность в выборе контрагента.

С точки зрения налоговиков (Письмо ФНС РФ от 23.03.2017 N ЕД-5-9/547@) компания не проявила должную осмотрительность, если у нее нет:

  • личных контактов руководства в компании-контрагенте при обсуждении условий поставок и при подписании договоров;
  • документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • сведений о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских, производственных, торговых площадей;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (реклама, рекомендации партнеров, официальный сайт и т.п.);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • информации о наличии у контрагента необходимой лицензии (если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности), свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • информации о других участниках рынка аналогичных товаров, работ, услуг, в том числе тех, кто предлагает более низкие цены.

Сведения о компании

Массовый адрес регистрации

Массовый адрес — один из признаков фирм-однодневок. В конце 2017 года Минфин выпустил Письмо от 14.11.2017 № 03-12-13/75024, в котором предупредил, что при наличии подтвержденной информации о недостоверности поданных сведений об адресе юрлица регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Согласно документу, факты включения информации об адресе массовой регистрации — это основание для проверки достоверности данных в ЕГРЮЛ. Таким образом, регистрируя компании на массовый адрес, юрлицо или ИП рискует получить отказ в регистрации.

Но ужесточение контроля массовых адресов касается не только бизнесов-новичков, но и уже зарегистрированных компаний: налоговая отправляет письма компаниям, которым необходимо предоставить в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе. Проигнорировать уведомление налоговиков не удастся: если адрес не подтверждается, представленные документы не соответствуют достоверности, то в ЕГРЮЛ вносится запись о неверных сведениях об адресе, что может повлечь исключение организации из реестра, согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Заключать договоры с контрагентами, зарегистрированными по массовым адресам, тем более опасно.

Как проверить «массовость» адреса? Во-первых, на сайте ФНС доступен сервис, сверяющий вводимый пользователем адрес со списком массовых адресов. Во-вторых, показывает, какие компании зарегистрированы по тому же адресу, что и интересующий пользователя контрагент, сервис Контур.Фокус. В ряде случаев такое «соседство», даже если речь не идет о массовой регистрации, может оказаться существенным.

Фактическое местонахождение контрагента

Само по себе несовпадение фактического и юридического адреса никак не характеризует контрагента. По данным ФНС, почти 80% российских компаний расположены не по юридическому адресу, указанному при регистрации. Но налоговая рекомендует проверять фактическое место нахождения контрагента наряду с другими данными.

Такую информацию можно получить, выехав по юридическому или фактическому адресу предполагаемого партнера. Это позволит не только уточнить, там ли в действительности расположен офис контрагента, но и взглянуть на помещение, производственные или торговые площади, поговорить с сотрудниками и соседями по офисному зданию. Особенно продуктивным может быть такой визит, если нанести его инкогнито, под видом покупателя или потенциального партнера.

В Контур.Фокусе можно за один клик осмотреть панораму зданий и окрестностей по указанному юридическому лицу. Эта опция называется осмотр зданий через карты Яндекса и Google.

Посильность условий договора для контрагента

Необходимо располагать очевидными доказательствами того, что контрагент имеет реальную возможность выполнить условия договора. Во внимание принимается, прежде всего, время, затрачиваемое на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Нарушения налогового законодательства

Налогоплательщик вправе запросить у налоговиков сведения об уплате налогов контрагентами. При этом не принципиально, ответит ли инспекция на запрос компании. Кодексом не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства (Письмо Минфина РФ от 04.06.2012 N 03-02-07/1-134).

Как показывает арбитражная практика, о должной осмотрительности компании свидетельствует сам факт обращения в налоговую инспекцию с просьбой оказать содействие в проверке добросовестности контрагентов.

Чтобы факт обращения в инспекцию был зафиксирован, запрос следует отправлять заказным письмом с уведомление о вручении (у вас остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление) или подать запрос лично в канцелярию налоговой инспекции (в этом случае на руках остается копия запроса с отметкой о принятии).

Арбитражные дела

Арбитражные дела важны не только для доказательства должной осмотрительности налогоплательщика, но и для получения информации о его деловой репутации и характере поведения на рынке.

Обратите внимание на то, в каких спорах участвовала организация. Если поставщик ранее фигурировал в незаконных схемах ухода от налогов, это может рассматриваться судом как косвенное доказательство вины налогоплательщика. Если это иски, связанные с нарушением компанией своих обязательств, и таких споров у потенциального контрагента много, то повод задуматься о целесообразности сотрудничества тоже есть.

Арбитраж позволяет установить, какими суммами оперирует компания. Это особенно важно, если у налогоплательщика нет никаких других данных о финансовом состоянии потенциального партнера.

Также можно проверить споры контрагента на «типичность». Если организация постоянно участвует в однотипных спорах, не исключено, что в заключаемых ею договорах есть ловушки, рассчитанные на клиентов, плохо ориентирующихся в тонкостях гражданского законодательства. Чтобы судить об этом наверняка, потребуется экспертиза опытного юриста.

Проверить контрагента на арбитражные дела можно двумя способами:

  • В картотеке арбитражных дел на сайте ВАС. Ресурс дает информацию о судебных тяжбах и их содержании. Для получения информации придется указать участника дела (название, ИНН или ОГРН). В результате поиска система выдает список дел, в которых фигурирует контрагент, с процессуальными документами по каждому из них и данными об актуальной стадии судебного разбирательства.
  • В сервисе Контур.Фокус, куда арбитражные дела экспортируются из картотеки арбитражных дел ВАС. Привязка дел к карточкам компаний производится умным алгоритмом, который работает даже для тех случаев, когда точные реквизиты участника неизвестны. Для каждого арбитражного дела отображаются следующие данные: истцы, ответчики, третьи лица, сумма иска, категория дела, ход дела, тексты решений судов. На карточке организации можно оценить баланс между выигранными и проигранными делами, а также сравнить объем исковых требований, где организация выступает в качестве истца или ответчика. Список арбитражных дел обновляется ежедневно.

Госконтракты

Госконтракты — еще один способ получить достоверную информацию о предполагаемом партнере. Факт, что компания неоднократно заключала госконтракты и исполняла в срок свои обязательства, может свидетельствовать о ее надежности.

Неоднократное заключение госконтрактов и своевременное исполнение обязательств может свидетельствовать о надежности компании. Однако чтобы сделать окончательные выводы, нужно знать ситуацию в регионе.

Получить доступ к данным о госконтрактах можно на официальном сайте госзакупок. В Контур.Фокусе по каждому контракту есть следующие данные: заказчик, цена сделки, дата подписания договора, суть взятых на себя исполнителем обязательств, номер и статус контракта.

Данные о людях

Массовость и аффилированность руководителя/учредителя

Как и массовость адреса регистрации, массовость руководителя/учредителя может свидетельствовать о том, что потенциальный контрагент — однодневка.

Проверить, сколько компаний учреждено тем или иным человеком, в скольких компаниях он занимает должность генерального директора, можно в сервисе Контур.Фокус. Если таких фирм много, а часть из них уже прекратила свою деятельность — это серьезный повод задуматься о целесообразности сотрудничества.

Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц предоставляет на своем сайте ФНС.

«Черный список» на сайте ФНС

Речь идет о реестре дисквалифицированных лиц. Дисквалификация — это административное наказание, которое заключается в лишении физического лица определенных прав, в частности, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Основанием для дисквалификации может послужить преднамеренное или фиктивное банкротство, сокрытие имущества или имущественных обязательств, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов и пр.

Чтобы избежать сотрудничества с компаниями, руководитель которых был дисквалифицирован, достаточно проверить потенциального партнера через специальный сервис на сайте ФНС. Поиск осуществляется по наименованию юридического лица и ОГРН.

К концу 2018 года ФНС запустила в тестовом режиме сервис «Прозрачный бизнес», который можно использовать для сбора комплексной информации о налогоплательщике – организации и проявления должной осмотрительности.

Если ввести в поиск данные об ИНН, ОГРН или наименовании компании, то появится следующая информация:

  • дата госрегистрации и основного госрегистрационного номера юрлица, способ образования юрлица и наименование регистрирующего органа;
  • сведения об учете организации в налоговом органе;
  • состояние юрлица;
  • адрес юрлица и информация об адресе массовой регистрации;
  • ОКВЭД;
  • размер уставного капитала;
  • недостоверные данные о руководителе компании, управлении деятельностью множества иных юрлиц;
  • категория субъекта малого и среднего предпринимательства.

Обращать внимание следует на знак треугольника, который может появиться в разделе как предупреждение. Это значит, что информация требует особого внимания.

Полномочия лица, подписывающего документы

Минфин рекомендует при проверке контрагентов получать документальное подтверждение полномочий руководителя (его представителя). В случае если документы подписывает представитель компании, от контрагента нужно получить доверенность или иной документ, уполномочивающий того или иного человека подписывать документы от лица компании.

Также Минфин рекомендует налогоплательщикам запрашивать у руководителя компании-контрагента документы, удостоверяющие личность. Это подтвердит, что документы подписывает именно тот человек, который имеет на это полномочия. Кроме того, возможны случаи, когда контрагент зарегистрирован на утерянный или украденный паспорт. Выяснить это можно на сайте ФМС.

Информация о сделке

Подтверждение личных контактов при заключении сделки

Отсутствие личных контактов при заключении сделки может свидетельствовать о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность. Доказать обратное помогут собранные данные об обстоятельствах заключения договора с контрагентом (кто участвовал в переговорах, кто отпускал товар и пр.).

Проверка документов по сделке

Эта процедура позволяет избежать не только претензий налоговых органов, но и возможных судебных споров.

На этапе заключения сделки рекомендуется:

  • проверить адрес, указанный в документах контрагента, в частности, в счетах;
  • удостовериться, что документы поставщика не содержат логических противоречий и соответствуют НК РФ и другим законам;
  • сопоставить подписи сотрудников на документах, чтобы исключить ситуацию, когда разные подписи ставятся от имени одного лица (такие документы лучше исключить, чтобы ИФНС не завила об их фиктивности).

Приведенный список «фильтров» — неполный. Можно и другими способами проявить осмотрительность в выборе контрагента и получить о нем максимально полную информацию.

Читайте другие статьи на эту тему:

Новые возможности для проверки контрагентов: рекомендации ФНС

Поиск контрагентов и проверка их благонадежности

Нечестная игра: 15 признаков того, что контрагент вас обманывает

Как рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ)

Естественно назначение стоимости производится не произвольно, а в соответствии с определённым алгоритмом, который позволяет опираться на достоверные условия, при произведении расчётов. Они определены соответствующими нормативами и дают возможность перепроверить и проконтролировать правильность установленной на ваш участок стоимости.

Основные положения, определяющие понятие кадастровой стоимости ЗУ

Кадастровая стоимость земли – это расчётная величина, которая обусловлена порядком совокупности качеств и свойств, определяющих степень её полезности, ценности и эффективности в применении. Она назначается в порядке Государственной кадастровой оценки (ГКО) земель, вычленяя из установленных унифицированных величин частную стоимость каждого ЗУ.

Её установление производится не реже раза в пятилетку, что говорит о том, насколько важен контроль хозяйствующего субъекта за этой сферой экономики. Это не удивительно, так как земельный ресурс самым непосредственным образом отражается на благополучии региона и федерации в целом.

На основании установленной кадастровой стоимости устанавливается сумма земельного налога, который поступает в региональный или федеральный бюджет. На этом же основании представляются суммы выплат, которые определяют для граждан возможность выкупа земельного участка с целью его оформления в собственность.

Необходимость переоценки кадастровой стоимости обусловлена и тем, что в течение 5 лет могут произойти изменения, повлиявшие на общий контекст массива земель. Например, он может подлежать в течение этого периода обработке, что приведёт его к качественному изменению, а соответственно – к изменению стоимости.

Возможно развитие инфраструктуры поблизости от земель, выделенных ранее по низкой цене, что также отразится на их стоимости в настоящем. Отдельные ЗУ могут подлежать изменению их целевого назначения или разрешённого использования, что также повлияет на кадастровую стоимость.

Если проведение оценки продиктовано необходимостью, связанной с развитием инфраструктуры или иными преимуществами земель, стоимость которых может быть пересмотрена в сторону её увеличения – ревизию можно провести через 3 года. Раньше чем через 3 года и позднее чем через 5 лет ревизию и переоценку земель проводить недопустимо.

Как видно, на установление кадастровой стоимости ЗУ влияют многочисленные факторы. Все они тщательно анализируются и учитываются при проведении оценки. Тем не менее, практически каждый собственник или землевладелец имеет возможность перепроверить или проконтролировать адекватность установленной стоимости.

Ниже вы можете увидеть государственное постановление о кадастровой стоимости земельного участка:

Пошаговая инструкция

Определение кадастровой стоимости

Рыночная оценка земли в регионе устанавливается в результате проведения кадастровых работ. Их проведение инициировано со стороны Федеральной или муниципальной власти. Кто определяет и устанавливает стоимость в регионе?

После осуществления ревизии земель, областной исполком в лице губернатора области изучает и анализирует ситуацию с земельным ресурсом, а затем устанавливает среднюю кадастровую стоимость в регионе.

На основании установленной базовой (средней) стоимости, производится дифференцированный подсчёт, который определяет остальные ценовые варианты в соответствии с зонированием. Каждая установленная зона имеет свои дефиниции, которые определены:

  • целевым назначением ЗУ;
  • разрешённым использованием;
  • наличием обременений.

Кроме этого значимую роль играет близость (отдалённость) ЗУ:

  • от инфраструктуры;
  • от коммуникационных сетей;
  • от транспортных сообщений.

Вышеприведённые показатели играют роль коэффициента, который определяет увеличение или уменьшение среднестатистической стоимости земель по региону и закрепляет сведения по оценке за кадастровыми кварталами.

В зависимости от целевого назначения земель, на определение стоимости окажут влияние различные показатели.

Например, для земель, предоставленных под ЛПХ, наиболее значимую роль будут играть показатели плодородия почв, а для ЗУ предоставленных под ИЖС влияние окажет развитие инфраструктуры, приближенность к центру и статус поселения. Больше о заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка читайте .

Необходимые документы

Для того чтобы рассчитать кадастровую стоимость ЗУ, понадобятся следующие документы:

  1. Технические документы ЗУ, в частности межевое дело, где указана общая площадь участка, целевое назначение земель.
  2. Кадастровый паспорт, в котором указан удельный показатель кадастровой стоимости ЗУ.
  3. Межевой проект с указанием зон застройки в указанном кадастровом квартале.
  4. Градостроительный план, который указывает подробности инфраструктуры кадастрового квартала.
  5. Технические документы на объект недвижимости, возведённый в зоне ЗУ.

На основании указанных документов можно произвести расчёты, которые дадут информацию о том, к какому типу разрешённого использования по строгой дефиниции относится вверенный вам участок. Здесь могут быть определены незначительные на первый взгляд отличия, которые по существу категорически изменяют кадастровую стоимость участка.

Естественно, что перечисленные документы являются дорогостоящими, долго подготавливаются, а для получения некоторых из них требуется специальное разрешение администрации. Поэтому вам будет достаточно получить выписки с указанием необходимых данных.

Для получения выписки потребуется гражданский паспорт и право удостоверяющий документ.

Сроки выдачи справки о стоимости земельного участка, которая будет оформлена в виде выписки: от 5 рабочих дней до 21 рабочего дня.

Формула расчета

Чтобы на практике узнать, как определяется кадастровая стоимость земельного участка, Вы можете воспользоваться методикой расчёта кадастровой стоимости ЗУ, которая представлена на официальном сайте Росреестра по электронному адресу: http://www.rosreestr.ru/.

Универсальной является методика, которой пользуются профессиональные оценщики. Выявив удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале, они определяют его в качестве базовой единицы. Далее они выявляют произведение базовой единицы на их количество, составляющее объём отдельного участка (площадь объекта недвижимости).

В кадастровых кварталах базовые величины совпадают по принципу подобия и определяются в соответствии с методиками, учитывающими все характеристики окрестных земель.

При этом для того, чтобы посчитать используют определённые формулы. Они достаточно сложны и профессиональное их использование доступно кадастровым инженерам. Вам пользоваться данными формулами можно, но позиционировать результаты расчётов в качестве альтернативы установленной в результате ГКО стоимости, нецелесообразно.

Величина кадастровой стоимости ЗУ рассчитывается из среднестатистической величины удельной стоимости по региону.

Для расчёта среднестатистической величины используется базовая формула, согласно которой её результат определяется как средняя величина (частное) общей стоимости земель в регионе и общей площади региональных массивов.

Таким образом, мы можем получить базовый (тестовый) удельный показатель для всего земельного массива региона. От этого показателя производится последующий расчёт по многочисленным формулам. Каждая формула прибавляет к базовому удельному показателю коэффициенты в зависимости от преимуществ, присутствующих в зоне массива или в кадастровом квартале.

В том случае если преимущества отсутствуют или территориальная зона относится к числу проблемных участков, коэффициенты вычитаются из базовой стоимости.

Требуются основания!

Основания для проведения ГКО ЗУ определяются потребностью в ревизии определённых участков земель или установленным планом. Проведение оценки осуществляется на основании специального Приказа, который имеет статус номенклатурного документа.

Он может быть составлен как Федеральным, так и муниципальным органом власти. В приказ входят данные из источников ГКН по землям, в отношении которых возникла необходимость проведения оценки.

Кроме этого, проведение оценки не допускает сторонних лиц к участию в процессе. Приказ о назначении ревизии земель определяет также лиц – членов ревизионной комиссии, которые будут проводить соответствующую процедуру.

К их числу относятся компетентные и опытные специалисты, которые выверяют и анализируют условия содержания и развития земельного ресурса в регионах, а так же рассматривают возможность повышения кадастровой стоимости земель в тех или иных зонах развития региона.

Порядок и процесс проведения ГКО

Он заключается в нижеследующем:

  1. На основании Приказа, изданного органом власти РФ или муниципалитетом, составляется список исполнителей работ по ГКО, а также список земельных массивов, подлежащих оценке.
  2. Специалисты ГКН подготавливают сведения об избранных для ревизии массивах и классифицируют сведения о них по кадастровым кварталам.
  3. Отдельным приказом привлекается оценочная организация, которая участвует в конкурсе, объявленном на получение заказа ГКО.
  4. Она анализирует ситуацию в соответствии с представленными из ГКН сведениями и, пользуясь регламентированными методиками и нормативными формулами, производит расчёты и перерасчёты стоимости земель.
  5. Полученные данные и результаты оценки оформляются соответствующим отчетом.

Результаты и отчёты

Утверждаются губернатором области. В течение 10 рабочих дней они должны быть переданы в ГКН, где на протяжении 6 месяцев после их утверждения областным исполкомом они вносятся в учётные записи кадастра региона.

Все полученные сведения должны быть опубликованы в местной прессе и представлены на официальном сайте Росреестра. Граждане должны быть информированы о полученных результатах надлежащим образом, так как они имеют право в течение полугода, пока записи полностью не урегулированы в новом ценовом контексте, вносить изменения и поправки.

Удельный показатель

Это – важная составляющая величин, входящих в понятие кадастровой оценки и переоценки. Она включена в данные кадастрового паспорта на ЗУ наряду с общей кадастровой стоимостью участка и определяется стоимостью 1 м 2 земли в вашем кадастровом квартале.

Для того чтобы её обнаружить в кадастровом паспорте, нужно раскрыть раздел В 1 и посмотреть сведения, указанные в пункте 13.

По правилам, именно из удельных показателей кадастровой стоимости исходит её общая стоимость при переоценке или перепроверке данных. Если вы обнаружили, что стоимость вашего земельного участка резко возросла – в первую очередь проверьте её удельный показатель.

Если именно он непомерно высок, значит – ошибка произошла в контексте разрешённого использования ЗУ. Если он не отличается от предыдущего показателя принципиально, но общая стоимость завышена, значит – ошибка кроется в определении общей площади участка.

В обоих случаях вам придётся обращаться в специализированную комиссию с заявлением об исправлении ошибки. Но определив её по удельному показателю, значительно проще будет разыскать нюансы, которые её спровоцировали.

Комиссия по оценке

В течение 6 месяцев со дня опубликования результатов ГКО принимает претензии землевладельцев. Обнаружив ошибку, вам надлежит обратиться в уполномоченную комиссию с запросом о рассмотрении неправомерно назначенной общей кадастровой стоимости или её удельного показателя.

Для того чтобы обратиться в комиссию, напишите заявление на имя председателя комиссии и представьте документы, которые подтверждают ваш статус правообладателя участка. Обращение в комиссию недопустимо со стороны третьих лиц, обращаться с запросом необходимо лично. В заявлении необходимо обосновать, на каком основании вы считаете, что выданные вам сведения являются ошибочными.

Если в решении вашего вопроса вам будет отказано, на основании отказа вы можете предъявить иск в суд. В таком случае председатель комиссии выступит в качестве ответчика в суде. При подаче иска в суд возьмите в Росреестре выписку об оценке вашего участка.

Как правило, при обнаружении ошибки, которая отличается от актуальной стоимости не более чем на 30%, комиссия принимает самостоятельное решение об изменении кадастровой стоимости.

В других случаях приходится прибегать к услугам профессиональных независимых экспертов и предоставлять выданное ими заключение.

В некоторых случаях, когда возникают обстоятельства, нанёсшие урон плодородию почв или аналогичные им, появляется необходимость изменения кадастровой стоимости в связи с произошедшими изменениями в структуре почвы, утратившей некоторые полезные свойства и позитивные характеристики.

Такие случаи допускают изменения кадастровой стоимости в течение 5 лет, но до начала назначения новой стоимости.

Оценка ЗУ для оспаривания

Проводится во всех случаях, которые требуют обращения в суд, а так же в некоторых случаях при обращении в комиссию ГКН.

Профессиональный оценщик имеет право:

  1. По своему усмотрению использовать подходящую для конкретного случая методику расчёта. Она может оказаться альтернативной в сравнении с той методикой, которая использовалась при ГКО земель.
  2. Требовать разъяснения по применению используемых в порядке ГКО методик.
  3. Запросить любую необходимую информацию от организаций или третьих лиц, имеющую отношение к исполнению заказа.
  4. Требовать оплаты расходов за проведение экспертизы со стороны заказчика.
  5. Требовать вознаграждение за исполнение заказа.
  6. Отказаться от исполнения заказа при условии нарушения условий договора со стороны заказчика.

Экспертное заключение, выданное профессиональным оценщиком играет роль доказательной базы. Оно может стать убедительным аргументом для комиссии ГКН и способствовать исправлению ошибки допущенной при проведении расчётов. Кроме этого, оно сыграет решающую роль при рассмотрении вопроса в суде.

Проведение мероприятий по оценке земельной собственности играет важнейшую роль федерального и муниципального значения. Не менее существенны результаты проведения оценки для граждан землевладельцев и землепользователей, так как на основании полученных данных будут начислены земельные налоги.

Кроме этого стоимость земли по кадастровой стоимости повлияет на возможность оформления земель путём выкупа. Поэтому в определённых случаях возникает необходимость для пересмотра установленной стоимости. Как произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка читайте .

Переоценка и пересмотр стоимости может быть осуществлён уполномоченной комиссией Росреестра, которая в течение 6 месяцев после проведённой ревизии принимает претензии граждан и имеет право на исправление допущенных ошибок.

При отказе исправления допущенной ошибки со стороны ГКН правообладатели земельных участков имеют право обратиться к независимому оценщику и передать рассмотрение дела в суд.