Асу юрфак

Общая характеристика русской правды

Русская Правда является одним из основных источников истории государства и права России. Русская Правда не единственный текст, их более 100. Выделяются 3 группы:

  1. краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);
  2. пространная редакция (она содержит 121 статью);
  3. сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).

Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.

Структура краткой редакции Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:

  1. Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);
  2. Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).

Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:

  1. Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);
  2. Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).

Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

  1. князья (стояли над законом);
  2. бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);
  3. духовенство (их судила только церковь);
  4. простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);
  5. закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга);
  6. холопы (рабы);
  7. рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.

Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

Русская Правда регулировала договорное право.

Виды договоров по Русской Правде:

Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.

По Русской Правде выделялось наследование:

  1. по закону;
  2. по завещанию.

Банкротство ГУПов. Технология, практика и последние тенденции.

Библиография Банкротство

Материал предоставлен редакцией журнала Банкротство ГУПов: технология, практика и последние тенденции В.Ю. Пронюшкина,

менеджер проектов ИКГ «РОЭЛ Консалтинг»,

арбитражный управляющий

Г.М. Финкельштейн,

начальник отдела внутреннего контроля

ИКГ «РОЭЛ Консалтинг»

«Слияния и Поглощения» №2’2003 г.

Известно, что быть эффективным собственником коммерческих предприятий государству удается далеко не всегда. Это утверждение в полной мере можно отнести и к проблеме плачевного состояния многих унитарных предприятий, которые из-за неповоротливого и неквалифицированного менеджмента, а иногда и злого умысла, оказываются на грани банкротства.

Значительная часть предприятий, находящихся в государственной собственности и относящихся к малому и среднему бизнесу, управляется неэффективно, приводя к росту задолженностей по обязательным платежам (налогам и сборам), электроэнергии и газу, по заработной плате.

Изменить ситуацию к лучшему можно, если у предприятия появляется заинтересованный собственник, имеющий возможность глубоко и целенаправленно его развивать. Основной механизм смены собственника, применяемый государством, — это приватизация. Хотя зачастую используется и банкротство.

Механизм банкротства акционерных обществ апробирован многими, но дело в том, что правовой статус ГУПов накладывают особенности и на их банкротство.

Основные моменты законодательства, регламентирующего деятельность ГУПов

Вступивший в силу 02 декабря 2002 г. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002 г. ввел ограничения в деятельности ГУПов.

Во-первых, в нем четко прописывается, что руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества.

Кроме того, назначенный руководитель унитарного предприятия не может быть учредителем или участником другого юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. Все, чем руководителю ГУПа дополнительно разрешается заниматься – это преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Практика показывает, что руководители ГУПов занимали руководящие должности в других организациях, зачастую в тех, через которые предприятие вело свои операции, тем самым, контролируя финансовые потоки и образование кредиторской задолженности.

Во-вторых, закон накладывает некоторые ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не может продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным образом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества.

Кроме того, согласие собственника должно быть получено на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, а также на совершение крупной сделки. Причем для ГУПа крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения им прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Ранее, все эти договоры использовались для так называемого вывода ликвидных активов. Теперь же процесс «реструктуризации» ГУПа осложнился.

Для решения проблем с переоформлением прав собственности на активы можно выбрать уже изученный путь – это инициирование контролируемого банкротства предприятия. Хотя здесь тоже не все так просто.

Закон о ГУПах запрещает создание дочерних предприятий. Созданные же ранее дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям. А если на «материнском» предприятии возбуждена процедура конкурсного производства? В этом случае вполне благополучное дочернее предприятие должно попасть в конкурсную массу. Парадокс.

На практике предприятия, попав в такую ситуацию, пытаются решить вопрос, посылая запросы и ходатайства в Минимущество с просьбой позволить дочерним предприятиям стать «независимыми» ГУПами.

Но, не смотря на все трудности, банкротство ГУПов является возможным.

Законодательство, регламентирующее банкротство ГУПов

Банкротство предприятий в России регламентируется Гражданским кодексом РФ (ст. 65) и соответствующими законами.

Самым первым был Закон РФ от 19.11.1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В нем была прописана возможность для органа, уполномоченного государством управлять имуществом предприятия, в составе которого имеется вклад государства не менее 50 %, внести предложение о проведении санации. В этом случае он обязан был гарантировать удовлетворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение арбитражных расходов.

Закон от 1992 г. перестал действовать с момента введения в действие Федерального закона от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением продления процедур, введенных до 01 марта 1998 г., в этом случае арбитражные суды должны были руководствоваться первым законом. В настоящее время еще существуют дела, производство по которым осуществляется по закону от 1992 г.

По второму закону юридическое лицо считалось неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности составляли в совокупности не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и не были им исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (иной размер требований и сроки непогашения были предусмотрены позднее для предприятий естественных монополий топливно-энергетического комплекса). По этим основаниям, которые имеются практически у любого предприятия, суд принимал заявления о признании предприятия несостоятельным, что привело к использованию процедуры банкротства как механизма для массового передела собственности.

Немного позднее вышел Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», который определял, что должник (субъект естественных монополий или организация топливно — энергетического комплекса) считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией — должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации — должника, в том числе права требования.

Данный закон еще действует и признается утратившим силу только с 01 января 2005 г.

На сегодняшний день действует Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу с 03 декабря 2002 г. (по истечении тридцати дней со дня официального опубликования). С этого момента закон от 1998 г. действует только для процедур, введенных при нем. К правоотношениям же, возникшим с момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу нового закона, применяются положения закона от 2002 г., за исключением случая открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной по одному из предыдущих законов. В этом случае применяют нормы закона от 1998 г.

Процедура инициирования процедуры банкротства по новому закону немного усложнилась. Во-первых, минимальный размер задолженности, являющейся основанием для подачи заявления о признании должника банкротом, увеличился до 100 тысяч рублей.

Во-вторых, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по истечении тридцати дней с момента направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Право на обращение в арбитражный суд у уполномоченного органа по обязательным платежам возникает по истечении тридцати дней с момента принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества.

То есть для подачи заявления о признании предприятия банкротом необходимо пройти процедуру признания арбитражным судом факта наличия задолженности и процедуру исполнительного производства.

Следующим интересным моментом в новом законе является обязательное наличие судебного акта с указанием состава и размера кредиторской задолженности для включения ее в реестр кредиторов. Это снимает ответственность с арбитражного управляющего, но существенно добавляет работы для судов в отношении предприятий, которые имеют широкую базу поставщиков или которые в свое время часто прибегали к бартерным схемам, оставляющим за собой большое количество кредиторских задолженностей на мелкие суммы.

Здесь можно дать только одну рекомендацию для должника, арбитражного управляющего и суда – списание такой задолженности до подачи заявления о признании должника банкротом (как правило, в общем объеме такая кредиторская задолженность не превышает 2 %).

Существенным отличием от предыдущих законов является возможность собственника имущества оказывать влияние на ход процедуры банкротства.

Во-первых, он может обратиться к первому собранию кредиторов и в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления, предоставив соответствующие гарантии погашения кредиторской задолженности, или же в любое время вправе удовлетворить все требования кредиторов с целью прекращения производства по делу.

Во-вторых, продажа предприятия или замещение активов должника путем создания на базе его имущества ОАО может быть включена в план внешнего управления на основании решения собственника имущества.

В-третьих, все имущество ГУПа, подлежащее продаже, оценивается оценщиком с предоставлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведению оценки, что дает дополнительные гарантии независимой оценки.

То есть арбитражный управляющий ориентируется теперь не только на решения собрания или комитета кредиторов, но и на мнение собственника имущества.

Основные причины и инициаторы банкротства ГУПов

Как показывает практика, механизм банкротства в отношении ГУПов используется в основном для очищения предприятия от кредиторской задолженности или для переоформления прав собственности на активы. Заказчиком в первом случае является само государство, во втором – потенциальный покупатель – будущий хозяин предприятия.

Положительным моментом при проведении процедуры банкротства в интересах государства является относительно легкое получение его согласия на реализацию части активов или всего предприятия в целом, которое требуется при внешнем управлении или конкурсном производстве. Таким образом, собственник имущества может влиять на проведение процедуры банкротства.

В зависимости от причин банкротства и его «заказчиком», инициаторами могут быть разные лица.

По закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 г. заявление о признании предприятия банкротом могут подать должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

В случае очищения предприятия от кредиторской задолженности, основными инициаторами могут быть как сам собственник, так и уполномоченный орган, представляющий интересы кредитора по задолженности по обязательным платежам (налогам).

Сам собственник может инициировать процедуру банкротства, используя механизм добровольной ликвидации предприятия. По закону о ГУПах, при ликвидации унитарного предприятия по решению собственника имущества в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель ГУПа или ликвидационная комиссия обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом.

Хотя, надо отметить, что добровольная ликвидация предприятия наблюдается довольно редко, так как собственник имущества, как правило, не готов принимать столь кардинальные решения. Чтобы добиться согласия собственника имущества, необходимо заручиться поддержкой администрации и Министерства, в ведомственном подчинении которого находится ГУП, предлагая новые рабочие места, стабильные налоговые платежи, оптимизацию социального климата, развитие предприятия и т.п.

Вторым инициатором банкротства в интересах государства может быть ФСФО, при условии, что налоговая инспекция, перед которой у предприятия есть задолженность, выдаст ФСФО доверенность. В этом случае также желательно иметь вышеуказанных союзников.

В случае переоформления прав собственности на активы предприятия или в целом на все предприятие, «заказчик» банкротства может инициировать процедуру через кредиторов третьей очереди. Это опять же кредиторы по налоговым задолженностям, кредиторы-монополисты и прочие коммерческие кредиторы.

От лица налоговой задолженности заявителем может выступать как ФСФО (при выполнении вышеуказанных условий), так и сама налоговая инспекция.

Кредиторы за потребляемую электроэнергию, газ, воду, тепло – монополисты – стараются не инициировать банкротство своего абонента. Для них больше важны текущие платежи, чем вопросы собственности. Для взыскания своей дебиторской задолженности монополисты прибегают к исполнительному производству – целостность предприятия их не волнует. А при введении процедуры банкротства делают все, что возможно, чтобы дольше ее продлить для получения текущей абонентской платы. Инициировать процедуру банкротства монополисты могут только при большой заинтересованности.

Прочих коммерческих кредиторов можно разделить на кредиторов по обычной хозяйственной деятельности и кредиторов по подконтрольной задолженности.

Первая разновидность кредиторов относится к процедуре банкротства пассивно. Но их голоса могут оказаться решающими при проведении собраний кредиторов, поэтому целесообразнее проводить с ними переговорную работу, склоняя их голоса на свою сторону или собирая доверенности.

Подконтрольная кредиторская задолженность чаще всего подвергается «нападкам» со стороны противников процедуры банкротства. Иски об оспаривании сделок, о признании сделок недействительными или ничтожными, подают как недовольные кредиторы, так и прокуратура в интересах государства.

Для минимизации таких рисков необходимо тщательно оформлять документы по соответствующим сделкам (договоры, доверенности, акты, входящую и исходящую корреспонденцию, журнал ее регистрации, наличие передаваемых ценностей и т.п.), так как прокуратура имеет право запрашивать любую информацию, в том числе по наличию фирм у ИМНС, по подтверждению прохождения денежных средств по счетам в банках и др.

При проведении процедур банкротства необходимо помнить, что окончательное решение всегда остается за судьей, сильное влияние на которого оказывает местная администрация.

Внимание! Данный закон рассматривался еще с 2008 года, и в 2018 году его наконец-то приняли в третьем чтении и подписал президент! В данный момент закон работает. Статья ниже написана когда еще не было известно примут закон или нет.

«Ну как там день за полтора в сизо? Есть изменения или подвижки?» — один из самых распространенных вопросов после: «Где мой адвокат?», «Где врач?».

Пока что подвижек нет. Изменения приняли в первом чтении, но еще нужно второе + ряд процедур.

В 2018 году парламент должен принять окончательное решение: принять законопроект во втором чтении или же отклонить. На официальном сайте Государственной Думы можно найти пока что такую информацию.

Обратите внимание на официальное и полное наименование документа –»Законопроект под № 73983-5 «О внесении изменений в статью 72 УК РФ (по вопросам зачета времени содержания лица под стражей до момента вступления приговора суда в законную силу в срок отбывания наказания в виде лишения свободы)».

Только представьте, что поправки рассматриваются вот уже на протяжении 8 (!) лет. За это время в документ несколько раз вносились изменения, вокруг законопроекта велись жаркие споры.

Примут ли законопроект?

В 2008—2009 гг. идею с перерасчетом активно продвигали руководители Федеральной службы исполнения наказаний.

Тогда проект смог получить одобрение правительства и Верховного суда страны.

Но сегодня вопрос снова стал острым. Критики уверены, что закон все-таки не примут окончательно, поскольку это нарушает принцип равенства. Но не только его. Причины, по которым законопроект о перерасчете сроков могут так и не принять:

  1. Нарушение принципа равенства. Пример из судебной практики: представим себе, что 2 человека (Ваня и Коля) совершили убийство, за которое им полагается одинаковое наказание. Но из-за каких-то причин дело Вани расследовалось чуть дольше. Получается, что из-за нового алгоритма расчета Ваня будет отбывать меньший срок, чем Коля, дело которого рассмотрели без проблем и проволочек. Получается, что Коля просидит больше просто из-за нового алгоритма расчетов.
  2. Риск появления коррупции на местах. Если законопроект о «льготных сроках» примут, то возникнет соблазн «подольше остаться в СИЗО» (чтобы срок отбывания наказания был меньше). А это «расплодит» коррупцию.
  3. Сопротивление правоохранителей. Правоохранители на местах уже высказали недовольство грядущими правками. Дело в том, что при новом перерасчете может возникнуть риск «лишнего времени.

Рассмотрим пример из жизни. Допустим, Толя совершил преступление и попал под стражу. Преступление было сложным, понадобился 1 год на его расследование, и весь этот год Толя пробыл в СИЗО.

Суд дал ему 1 год колонии. Если пересчитывать по новым правилам, то получатся «лишние 6 месяцев». Что делать в таком случае?

Радует лишь то, что в стране проводится политика декриминализации, а глава государства в своем Послании поддержал выдвинутую инициативу.

Напоминаем еще раз: день за полтора в сизо — закон, который пока что не принят! Осенью Госдума будет его рассматривать и примет решение. Нам же остается только надеяться.

Какие правки предусматривает новый законопроект «год за полтора»?

Новые правки в ст. 72 УК РФ (именно в этой статье содержатся нормы о расчете) предполагают существенные изменения.

Математика выглядит следующим образом:

1 день в СИЗО =

  • = 1 дню ареста (в действующем законодательстве тоже 1 день).
  • = 1 дню содержания в дисциплинарной воинской части (и в действующем законодательстве тоже 1 день).
  • = 1,5 дням в колонии общего режима.
  • = 1,5 дням в воспитательной колонии.
  • = 2 дням ограничения свободы (в действующем законодательстве тоже 2 дня).
  • = 2 дням в колонии-поселении (как и в действующем законодательстве).
  • = 3 дням исправительных работ (как и в действующем УК).
  • = 3 дням ограничения по военной службе (как и в ст. 72 УК).
  • = 8-ми часам обязательных работ.

Действующее законодательство предусматривает, что день в СИЗО засчитывается за 1,5 дня только в случаях, когда осужденному назначают условное наказание или же ограничение свободы.

Почему важно принять поправки «день за полтора»?

  1. Законопроект все равно не касается тех лиц, которые будут отправлены в колонию строгого или же особого режима.
  2. В мае 2016 г. комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству все же рекомендовал «осенним» депутатам принять законопроект во 2-м чтении.
  3. Механизм УДО перестал работать, вызывает нарекания правозащитников. Из механизма защиты прав «условно-досрочное» превратилось в какую-то недоступную привилегию.
  4. Комитет министров Совета Европы настоятельно советовал отойти от «коэффициента 1», поскольку действующая практика не защищает права человека в достаточной мере.
  5. Отбывание наказания женщинами (для них только колонии общего режима в то время как для мужчин есть колонии строгого и особого режимов) требует гуманизации.
  6. В СИЗО условия гораздо жестче, чем в колониях. В следственном изоляторе человек сидит в камере под замком; максимум, на что он может рассчитывать, — прогулка на 1 час в день. В колониях люди могут работать или учиться, назначать краткосрочные или долгосрочные свидания с родными, бывать чаще на свежем воздухе.

По тяжести содержания и отбывания наказания СИЗО = тюрьма (т.е. самый строгий вид наказания).

Что делать, если человек пробыл в СИЗО, а ему назначили штраф?

Если суд назначил в качестве наказания штраф, то он имеет право смягчить наказание с учетом проведенного в СИЗО времени. Но штраф нельзя заменить на отбытые в СИЗО дни: наказания не являются взаимозаменяемыми. Такой же подход касается и права занимать определенные должности или же осуществлять определенные виды деятельности.

К примеру, субъекту предъявили обвинение в злоупотреблении властью из корыстной заинтересованности. Время расследования тянулось на протяжении 2-х месяцев, весь этот срок субъект находился в СИЗО.

После этого суд рассмотрел дело и назначил наказание в виде лишения права занимать определенные должности на 3 года. В такой ситуации суд может или смягчить данное наказание, или освободить виновного от его отбывания.

Напоминаем еще раз, что пока законопроект прошел 1-е чтение в Государственной Думе, не имеет законной силы. В 2018 году парламент должен окончательно решить его судьбу.

Какие сроки учитываются при расчете?

Временем содержания субъекта под стражей до момента судебного разбирательства понимают:

  1. Время административного задержания и административного ареста. Этот вопрос регулируется на уровне административного законодательства, возникает при сложностях с уголовно-правовой квалификацией. К примеру, человека задержали за хулиганство (статьи за хулиганство есть как в административном, так и в уголовном законодательстве; все зависит от тяжести поступка). Поэтому сначала человека задерживают как за административное правонарушение, но потом меняют квалификацию.
  2. Время задержания лица, которого подозревают в совершении преступления. Этот вопрос регулируется уже уголовно-процессуальным законодательством.
  3. Время заключения субъекта под стражу в качестве меры пресечения. Порядок пи особенности заключения регулируют нормы уголовно-процессуального законодательства.
  4. Время применения к лицу принудительных мер медицинского характера. К примеру, временем содержания субъекта под стражей понимают срок принудительного лечения в психиатрическом стационаре.
  5. Время дисциплинарного ареста – меры, которая используется в отношении военнослужащего (она регулируется военным дисциплинарным законодательством). Такая ситуация возникает снова же при сложностях уголовно-правовой квалификации. Например, человек нарушил правила несения пограничной службы. Сначала это деяние рассматривается как дисциплинарный проступок, но потом переквалифицируется на преступление против военной службы.

У человека была подписка о невыезде. Является ли она сроком, подлежащим к зачету? Подписка о невыезде – это мера, которая не относится к категории «содержание под стражей». Она не засчитывается в срок лишения свободы. Для помещения в СИЗО требуется соответствующее решение суда.

Как считается срок пребывания в СИЗО? Какие дни учитываются?

В срок отбывания наказания засчитывают ВСЕ дни, когда человек находился под следствием до момента вступления решения суда в законную силу. Обратите внимание, что срок идет и после судебного заседания (все время, когда у человека есть шанс на обжалование приговора).

Человек осужден по статье ч. 1 ст. 163 на 1 год и 3 месяца (колония общего режима). Он отбыл наказание 8 месяцев, а сейчас его переводят в другую. Челок находится в СИЗО. Как правильно считается срок в СИЗО: за 1 день или 1,5 дня или за 2 дня?

Здесь важно иметь в виду разный статус людей: арестованный и осужденный. Статья 72 УК РФ распространяется только до момента вступления приговора в законную силу. А в данном же случае приговор давно вступил в силу, а осужденный отбыл часть наказания.

Здесь применима совсем другая норма – ч. 7 ст. 76 Уголовно исполнительного кодекса.

Она предусматривает содержание осужденных в так называемых транзитно-пересыльных пунктах (ТПП).

Помещение в ТПП осуществляется на тех же условиях, что и условия отбывания наказания.

Это значит, что транзите осужденный отбывает наказание на общем режиме. Здесь математика идет по принципу «один день за один день».

Человек находится под следствием по ч.2 ст.159. Как считать дни? Есть ли пересчет? Нахождение в СИЗО под следствием рассчитывается по формуле «1 день = 1 день». Формула «день за два возможна только при наказании в виде ограничения свободы или при назначении других наказаний, не связанных с лишением свободы.

Человек отбывает наказание в сизо по статье ч.2 ст. 111. Наказание, назначенное судом, — 3 года общего режима. Каким образом будет засчитываться срок? В данном случае снова действует правило «день за день».

До вынесения приговора человек провел 6 месяцев в СИЗО. Ему присудили 1,5 года, но потом оказалось, что в срок пребывания в СИЗО не засчитали в общий срок. Почему так произошло? Что делать?

В ч.3 ст. 72 УК четко прописано, что срок пребывания в СИЗО засчитывается в срок лишения свободы. Если в приговоре это не учли и не просчитали, придется подавать жалобу.

При привлечении лица к уголовно-правовой ответственности ему должны были «выдать» адвоката. Уточните вопрос о пересчете адвокату, который принимает участие в судебном заседании, чтобы развеять все вопросы.

Каков максимальный и минимальный срок?

Как долго человек может находиться в СИЗО? Если власти примут законопроект о перерасчете по ст. 72 УК, то им придется продумать сроки нахождения лица в СИЗО. В противном случае будет «слишком большой соблазн» растянуть предварительное следствие, чтобы потом «скостить» срок отбывания наказания.

  1. Минимальный срок пребывания с СИЗО не указывается. Все зависит от интересов следствия (поэтому здесь и может возникнуть серьезная коррупционная лазейка). Если подозреваемому нечего скрывать, а у следствия нет серьезных оснований держать его в СИЗО, возможно освобождение буквально в течение 1 суток.
  2. Максимальный срок пребывания с СИЗО не указывается. Все зависит от вида преступления, особенностей ведения следствия и других нюансов.

Особенности максимального срока содержания в СИЗО заключаются в следующем:

  • стандартный срок пребывания не должен быть более 2-х месяцев (требования п.1 ст.109 УПК РФ);
  • если у следствия нет времени, а 2 месяца – это слишком короткий срок, то можно продлить меру пресечения до 6 месяцев (и эта норма находится в п.2 ст.109 УПК РФ). Но здесь важно иметь в виду один нюанс: должен быть риск того, что подозреваемый после выхода из СИЗО сможет скрыть следы преступления, совершить другие общественно опасные деяния;
  • если обстоятельства дела сложные, предстоит расследование тяжких или особо тяжких деяний, то следователь/руководитель следственного органа пишут ходатайство. Можно продлить срок пребывания в СИЗО до 1,5 лет. Само собой, все это время будет подлежать пересчету в соответствии с прописанными правилами и требованиями.

Запрет на более длительное пребывание в СИЗО формально существует. Но его можно и обойти, изолировать арестанта на срок в 2 или 3 года. Для этого нужно только предоставить арестанту 10 томов материалов дела для последующего ознакомления.

Как быть с перерасчетом? Будет ли день за полтора в сизо законом 2020 года?

Многих волнует вопрос о том, как же будет производиться пересчет дней в СИЗО, если поправки вступят в силу. По приговору суда или по режиму содержания на момент выхода правки?

Рассмотрим пример из судебной практики.

Приговор суда назначил строгий режим отбывания наказания, но сейчас человек находится на колонии-поселении.

Пересчет 1:2 его все равно коснется. Но только в том случае, если правки будут приняты и получат статус закона.

Есть ли год за полтора в сизо? Что это такое?

«Год за полтора в сизо» — народное название поправок в ст.72 УК РФ. Но правильнее и с юридической, и с фактической точки зрения говорить о «дне за полтора» или о «дне за два».

6 выводов для тех, кому лень читать!

    1. Поправки в ст. 72 УК РФ о пересчете дней в СИЗО пока что прошли только первое чтение. На момент написания статьи в стране проходят выборы в парламент, поэтому получился законодательный пробел. Пока что закона «день за полтора» НЕТ.
    2. Эксперты склоняются к тому, что после 8 лет обсуждений и острых дискуссий документ все же примут.
    3. Поправки предусматривают формулу «1 день в СИЗО = 1,5 дням в колонии общего режима» и «1 день в СИЗО = 1,5 дням в воспитательной колонии».
    4. Закон обратной силы не имеет (за исключением случаев, когда наказание смягчается).

Поэтому после вступления его в силу смогут «скостить» срок даже те, кто на тот момент находился в СИЗО, ожидал суда или вступления решения суда в законную силу. Воспользоваться «льготой» смогут и те, кто отбывает наказание.

  1. Вступление поправок в силу вызовет ряд вопросов у правоприменителей. Следственные действия придется производить быстрее.
  2. Законодателю придется пересмотреть условия и сроки размещения человека в СИЗО в случае вступления правок в силу (сегодня они на усмотрении следственных органов). Иначе появится риск коррупции.

Все надежды подозреваемых, арестованных и заключенных возлагаются на 2020 год и деятельность парламентариев. Напомним, что поправки уже не первый раз «заворачивают» и переносят.

Имущество общего пользования в СНТ — тема обширная и противоречивая. Неизбежно встают вопросы о принадлежности, содержании, ремонте и управлении таким имуществом. И самый болезненный — взносы на содержание ИОП. Начнем разбираться вместе.
У любого имущества должен быть собственник. Который владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом, а также несет бремя содержания этого имущества (ст.209, 210 ГК РФ). А еще устанавливает правила пользования этим имуществом.
Собственником может быть физическое или юридическое лицо. Если физических лиц несколько, это общая собственность (совместная или долевая).
Имущество общего пользования в СНТ — это:
— недвижимое: земли общего назначения, объекты капитального строительства (дороги, котельные, ЛЭП, водопровод, газопровод, охрана, противопожарные объекты…)
— движимое: мотопомпа, трактор…
Кто может быть собственником ИОП в СНТ
Читаем новый закон 217-ФЗ и выясняем:
1. Собственник — граждане
Некоммерческая организация — СНТ или ОНТ — создается гражданами с целью управления имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности (ст.7 ФЗ-217)
Ст.25 того же закона говорит о том, что недвижимое имущество общего пользования, созданное или приобретенное после вступления в силу нового закона ФЗ-217, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам-собственникам земельных участков, находящихся в границах территории садоводства или огородничества.
Таким образом, напрашивается вывод, что ИОП может (должно?) принадлежать гражданам-садоводам на праве общей долевой собственности.
А управление таким имуществом должно осуществляться по гражданско-правовому договору между организацией и гражданами. Аналогично договору, заключаемому жильцами многоквартирного дома с управляющей компанией и ТСЖ. Без такого договора не совсем ясно, почему СНТ должно заботиться и содержать чужое по сути имущество.

Управляйте СНТ
и ведите бухгалтерию
в одной программе! Ведите бухгалтерию, выгружайте данные на готовый сайт для СНТ, собирайте показания счетчиков через приложение! r />
2. Собственник — СНТ
Само СНТ как юрлицо может быть собственником имущества (обособленное имущество юрлица, ст.48 ГК РФ). И может передавать его в общее пользование гражданам. Условия пользования должны быть оформлены договором.
Важно:
— Если имущество создается на целевые взносы садоводов, то оно становится собственностью СНТ как юрлица, а вовсе не садоводов, и не является имуществом общего пользования. Законодательно не предусмотрено оформление собственности на участников юрлица, в нашем случае членов СНТ. Собственниками могут быть только лица — физические и юридические.

В таком случае необходимо: 1. оформить право собственности на СНТ и заключить договор с садоводами о пользовании имуществом юрлица. Либо — вариант 2: передать имущество СНТ физлицам — садоводам по договору, а они уже смогут оформить его в общую собственность в соответствии с законодательством.
— Если имущество создается на членские взносы, но без создания специального фонда — счета для аккумулирования необходимых сумм (и без предварительных решений общего собрания о его создании, о выделении на него части членских взносов, о создании специального фонда), то такое имущество будет собственностью СНТ как юрлица и не будет являться имуществом общего пользования.
3. Собственник — другое юридическое лицо, не СНТ
Например, земли общего пользования, принадлежащие муниципалитету или государству. Такое имущество может быть передано в общую долевую собственность граждан-собственников земельных участков в границах данного садоводства, пропорционально площади этих участков (п.4 ст. 24 ФЗ-217)
Кто бы ни был собственником имущества общего пользования, нужно помнить:
— Регистрация права собственности в ЕГРН обязательна! Если соответствующей записи и выписки из ЕГРН нет, то имущество является безхозяйным, и его “владельцы” распоряжаются им незаконно. Договоры управления таким имуществом тоже недействительны.
Об этом читаем:
Статья 131 ГК РФ “Государственная регистрация недвижимости”
“Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.”
Под иными законами подразумевается, например, закон 218-ФЗ от 13.07.2015 “О государственной регистрации недвижимости”.
Также статья 219 ГК РФ “Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество” гласит:
“Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.”
Кроме того, всё имущество, в том числе и то, которое не требует государственной регистрации прав, а также движимое имущество учитывается на балансе СНТ по правилам бухучета.
— Необходимо заключение договора управления или договора пользования имуществом юрлица гражданами.
Договор управления будет являться основанием, по которому СНТ управляет по сути чужим имуществом (ведь оно принадлежит гражданам на праве общей собственности).
Договор пользования обозначит условия, на которых граждане будут пользоваться имуществом юрлица без передачи им прав собственности на это имущество.