Аренда государственного имущества без проведения торгов

Предоставление государственного и муниципального имущества без проведения торгов

Договор аренды государственного и муниципального имущества может быть заключен без проведения торгов, в частности, в случаях предоставления имущества следующим лицам (ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  • товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения,
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.

Кроме того, имущество может быть без торгов передано в аренду любым лицам, если оно:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м и не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Нужно иметь в виду, что порядок заключения договоров аренды без проведения торгов, установленный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется на основании:

  • Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ,
  • Водного кодекса РФ,
  • законодательства РФ о недрах и о концессионных соглашениях.

Это следует из части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Поэтому в таких случаях применяются специальные нормы. Так, если объектом договора аренды выступает земельный участок, то применяется специальный порядок заключения договора аренды земельного участка на торгах (ст. 38 Земельного кодекса РФ, Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808).

Порядок заключения договоров аренды лесного участка регулируется:

  • главой 8 Лесного кодекса РФ об организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности,
  • Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 7880 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24 февраля 2009 г. № 75.

Стороны заключили на аукционе договор аренды лесного участка, который находится в государственной собственности. Можно ли без проведения торгов изменить условия такого договора аренды?

Нет, Президиум ВАС РФ разъяснил, что соглашение об изменении условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, можно также заключить только на аукционе (постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 12157/13).

Однако до принятия указанного постановления судебная практика была неоднородной.

Дело в том, что некоторые арбитражные суды допускали изменение условий договора аренды на основании дополнительного соглашения без проведения аукциона. Другие суды, наоборот, отрицали такую возможность (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30 октября 2012 г. № А43-25582/2011, от 1 июня 2012 г. № А28-6737/2011, ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2013 г. № А13-4717/2011).

Согласно одной из этих позиций при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения или по требованию одной из его сторон невозможно. Такое императивное правило следует из части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ.

В этом правиле есть только одно исключение: если мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, которая возникла вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекли за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды исходили при его заключении, то договор можно изменить или расторгнуть (ч. 7 ст. 53.7 Лесного кодекса РФ).

Иными словами, по общему правилу изменить условия договора аренды лесного участка, который был заключен на аукционе, в том числе условия о размере арендной платы, по соглашению сторон нельзя.

Другая позиция принимает во внимание то, что использование арендуемого лесного участка возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением уполномоченного органа (ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ). Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов. А эти объемы вполне могут отличаться от объема, который указан в заключенном по результатам торгов договоре аренды. Причем такое различие объема использования лесов может быть как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. В связи с этим изменяются и условия договора аренды.

С учетом разных правовых позиций коллегия судей ВАС РФ передала указанное выше дело в Президиум для формирования единообразной судебной практики.

Организация или предприниматель арендует государственное или муниципальное имущество. Срок аренды подходит к завершению. При каких условиях арендатор может заключить договор аренды на новый срок без проведения торгов?

Это возможно при соблюдении одного из следующих условий:

  • арендатор надлежащим образом исполнил свои обязанности и готов заключить новый договор аренды на условиях перечисления арендной платы по рыночной стоимости,
  • арендатор заключил договор до 2 июля 2008 года и после истечения срока договора продолжает пользоваться имуществом без возражений со стороны арендодателя (т. е. договор считается возобновленным на неопределенный срок).

Рассмотрим эти случаи подробнее.

Во-первых, с 2012 года действует правило, по которому заключить договор на новый срок без торгов может любой арендатор, если он надлежащим образом исполнял свои обязанности по договору аренды и если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законом (ч. 9 и 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Тем самым арендатор реализует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

При этом закон устанавливает два требования, которые стороны должны соблюдать при заключении нового договора (ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  • размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, если иное не установлено другим законодательством России,
  • минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Во-вторых, по общему правилу договор может продолжить свое действие в результате его возобновления. Так, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК РФ). Однако таким способом могут воспользоваться не все арендаторы, а только те, которые получили соответствующее имущество в аренду до 2 июля 2008 года (т. е. до даты вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, которая ввела обязательное проведение торгов для заключения договора аренды). Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в пункте 1 постановления № 73.

Что нужно сделать, чтобы заключить договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок без проведения торгов, воспользовавшись преимущественным правом?

Во-первых, арендатору необходимо письменно уведомить арендодателя о желании заключить договор в срок, указанный в договоре аренды. Если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора (п. 1 ст. 621 ГК РФ).

Преимущественное право на заключение договора аренды имеет не только арендатор по действующему договору аренды, но и арендатор по договору, который был прекращен в течение года до заключения договора аренды с другим лицом (или проведения торгов для заключения такого договора). Такой арендатор также должен письменно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор аренды. Поскольку положения, которые предусматривают обязательность проведения торгов, не лишают арендатора его преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, то арендатор вне зависимости от того, являлся ли он участником торгов, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору. Такие разъяснения содержат пункты 2 и 3 постановления № 73.

Во-вторых, в договоре стороны должны согласовать условия:

  • о сроке (арендодатель обязан заключить новый договор на срок не меньше чем три года, уменьшить срок можно только на основании заявления арендатора),
  • об арендной плате (размер арендной платы определяется по результатам рыночной оценки).

Такие правила (о направлении уведомления и согласовании условий договора) предусмотрены пунктом 4.2 постановления № 73.

Если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно этих условий, то для разрешения спора любая из сторон может обратиться в суд (ст. 446 ГК РФ). Суд определяет размер арендной платы на основании оценки. Такое разъяснение содержит пункт 4.3 постановления № 73.

Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, за исключением следующих случаев (п. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  • в установленном порядке принято решение, предусматривающее иной порядок распоряжения таким имуществом,
  • у арендатора есть задолженность по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества

Предоставление государственного и муниципального имущества без проведения торгов

В каком порядке заключается договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок в случае его возобновления

Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности

Архив новостей

Как проявить и доказать должную осмотрительность при выборе контрагента? Рекомендации из практики

Практика говорит о том, что какие бы документы налогоплательщик ни запросил у контрагента, ФНС это не устроит. Но запрашивать документы необходимо, потому что если их не запросить, то это однозначно говорит о том, что должной осмотрительности не было. Так решат и ФНС и суд.

Список документов, подтверждающих должную осмотрительность

Практика коллегии «Налоговые адвокаты» выработала список документов, которые нужно запросить у налогоплательщика, чтобы продемонстрировать должную осмотрительность (эти документы должны быть заверены подписью и печатью контрагента):

  • свидетельство о регистрации и о присвоении ИНН;
  • решение (протокол участников) о создании компании;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • устав.

Небольшой комментарий. Сами по себе 5 документов выше ничего не доказывают. Это однозначно следует из судебной практики, которую мы описывали в статье, как бизнесмены проигрывают суды по должной осмотрительности. Эти документы будут работать, только если они запрошены в совокупности с другими документами, о которых идёт речь ниже.

Продолжаем список сведений для доказывания должной осмотрительности:

  • документы, подтверждающие полномочия лица, действующего от имени общества (решение учредителя о назначении директора, приказ о назначении директора);
  • информационная карточка с реквизитами контрагента;
  • лицензии, разрешение на право деятельности;
  • бухгалтерская отчетность форма 1, форма 2 (отчет о прибылях) и убытках за последний отчетный период с отметкой налогового органа;
  • справка контрагента, в которой он сообщает определенный набор сведений о компании, её видах деятельности, реквизитах сайта, деловой репутации, сведения о наличии в собственности или на праве аренды офиса, складов, техники и оборудования, наличии материальных и технических условий для выполнения взятых по договору обязательств и т.д.;
  • копию паспорта руководителя. Это необходимо делать и в том случае, если по условиям договора лицо, подписавшее договор как поручитель, несет солидарную ответственность за неисполнение обязательств контрагентом.

Кроме того, руководитель налогоплательщика должен быть готов рассказать инспектору ФНС, откуда он узнал о контрагенте: получил рекомендацию, увидел рекламу в интернете, взял буклет на выставке и т.д.

Конечно, на практике очень трудно получить копию паспорта директора или заверенную налоговую отчётность. Это не причина отказываться от сделки. Однако задумайтесь, почему вам отказали в предоставлении этих документов и насколько убедительны эти причины.

Ещё совет: проверяйте контрагентов при помощи специальных сервисов:

  • Такском;
  • Контур.Фокус;
  • Спарк.

Например, в этом деле, где налогоплательщик победил, суд отметил, что компания проверяла благонадёжность контрагента в программе «СПАРК-Профиль». Это говорит о том, что суды принимают подобные проверки как аргумент в пользу должной осмотрительности.

Закрепите критерии должной осмотрительности в специальном Регламенте

Истребование перечисленных выше документов не может на 100% гарантировать, что ФНС признает должную осмотрительность.

Поэтому мы рекомендуем нашим клиентам прибегнуть к ещё одному серьёзному средству защиты: разработать и внедрить специальный регламент, посвящённый проверке контрагентов перед заключением договоров.

В регламенте следует указать:

  • с какой целью он создан и каков порядок его применения;
  • список документов и сведений, которые необходимо запрашивать у потенциального контрагента;
  • список документов и сведений, которых будет достаточно для заключения договора на основе системы рисков, предусмотренных Регламентом;
  • указание, при каких условиях договор не может быть заключён (но не ставьте себе слишком жёсткие рамки, т.к. несоблюдение Регламента — аргумент против вас);
  • какие подразделения и/или лица будут исполнять Регламент.

Выводы о том, как проявить и доказать должную осмотрительность

  1. Чем больше документов о контрагенте вы истребуете, тем выше вероятность, что суд признает соблюдение должной осмотрительности, и компания будет избавлена от доначислений.
  2. Не получить документы от контрагента — это почти наверняка отсутствие должной осмотрительности, доначисления, пени, штрафы.
  3. Суды принимают проверки контрагентов при помощи специальных сервисов как аргумент в пользу налогоплательщика.
  4. Создание и применение Регламента по проверке контрагентов — серьёзное подтверждение должной осмотрительности.

За годы работы адвокаты коллегии «Налоговые адвокаты» разработали целый арсенал средств защиты против претензий ФНС. Рассказать о них в одной статье невозможно: слишком этот арсенал обширен.

Напишите или позвоните нам, и мы поделимся знаниями, как лучше защитить ваш бизнес от претензий ФНС.

Процессуальные сроки в гражданском процессе ГПК РФ

В продолжение темы «Исчисление процессуальных сроков» специально для посетителей сайта мы сделали подборку наиболее встречаемых процессуальных сроков, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ). Именно ГПК РФ устанавливает основную массу сроков для совершения процессуальных действий в гражданском судопроизводстве.

Наиболее удобным представляется классифицировать процессуальные сроки по субъектному составу, т.е. в зависимости от того, для кого они установлены, и кто должен их соблюдать. Используя данную классификацию процессуальные сроки можно разделить на 3 группы:

  1. Сроки, установленные для лиц, участвующих в деле;
  2. Сроки, установленные для суда;
  3. Сроки, установленные для иных лиц.

Ниже приведены наиболее встречаемые процессуальные сроки, установленные ГПК РФ, для каждой группы. Практически все сроки определяются периодом времени, что означает наличие возможности совершения процессуальных действий в течение всего периода.

Также в подборке для каждого срока указан момент, с которого отсчитывается данный срок, что является немаловажным для его правильного исчисления. Процессуальные сроки расположены в определенном Кодексом хронологическом порядке совершения процессуальных действий.

Процессуальные сроки для совершения действий лицами, участвующими в деле

  1. подача заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия – десять дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении;
  2. подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего – три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод;
  3. представление должником возражений относительно исполнения судебного приказа – десять дней со дня получения приказа;
  4. принесение замечаний на протокол судебного заседания – пять дней со дня его подписания судьей;
  5. подача заявления о сложении или уменьшении судебного штрафа – десять дней со дня получения копии определения о наложении штрафа;
  6. подача частной жалобы на определение суда первой инстанции (мирового судьи / районного суда) – пятнадцать дней со дня вынесения определения;
  7. подача ответчиком заявления об отмене заочного решения – семь дней с даты вручения ему копии этого решения;
  8. подача апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции – один месяц со дня принятия решения в окончательной форме;
  9. подача апелляционной на заочное решение суда – один месяц по истечении семидневного срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, — со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления;
  10. подача кассационной жалобы — шесть месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования постановления до дня вступления его в законную силу;
  11. подача надзорной жалобы – три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК способы обжалования постановления до дня его вступления в силу;
  12. подача заявления о пересмотре решения, определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам – три месяца со дня установления оснований для пересмотра;
  13. подача заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок – шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего принятого по делу судебного акта;
  14. подача заявления о присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок:

    1) в период исполнения судебного акта – не ранее, чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для его исполнения;

    2) после окончания производства по исполнению судебного акта – не позднее, чем через шесть месяцев со дня окончания исполнительного производства.

    Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок либо права на исполнение судебного постановления в разумный срок также может быть подано до окончания производства по делу в случае, если продолжительность рассмотрения дела превысила три года и заинтересованное лицо ранее в установленном статьей 6.1 ГПК РФ порядке обращалось с заявлением об ускорении рассмотрения дела;

  15. подача заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок – шесть месяцев со дня вступления в законную силу вынесенного по делу приговора суда либо другого принятого дознавателем, следователем, прокурором, руководителем следственного органа, судом решения, определения, постановления, которыми прекращено уголовное судопроизводство. Заявление о присуждении компенсации также может быть подано до окончания производства по делу при совокупном наличии следующих обстоятельств:

    1) установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого;

    2) продолжительность производства по уголовному делу превысило четыре года;

    3) заинтересованное лицо ранее обращалось с заявлением об ускорении рассмотрения уголовного дела в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Процессуальные сроки для совершения действий судом

  1. вынесение определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа – три дня со дня поступления заявления;
  2. вынесение судебного приказа – пять дней со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного приказа;
  3. рассмотрение вопроса о принятии искового заявления к производству – пять дней со дня поступления искового заявления в суд;
  4. решение вопроса о принятии к производству заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок либо права на исполнение судебного постановления в разумный срок – пять дней со дня поступления заявления в суд;
  5. вынесение определения об отказе в принятии искового заявления / о возвращении искового заявления – пять дней со дня поступления заявления в суд;
  6. направление заявителю копии определения об оставлении без движения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок либо права на исполнение судебного постановления в разумный срок – не позднее следующего дня после дня вынесения определения;
  7. направление заявителю копии определения о возвращении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок либо права на исполнение судебного постановления в разумный срок вместе с прилагаемыми к нему документами – не позднее следующего дня после дня вынесения определения или по истечении срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших для оставления заявления без движения;
  8. направление сторонам копии определения об отмене судебного приказа – три дня после его вынесения;
  9. высылка лицам, участвующим в деле, в случае их неявки в судебное заседание, копии определения о приостановлении / прекращении производства по делу / об оставлении искового заявления без рассмотрения – три дня со дня вынесения определения;
  10. рассмотрение гражданского дела мировым судьей – один месяц со дня принятия заявления к производству;
  11. рассмотрение гражданского дела федеральным судом – два месяца со дня поступления заявления в суд;
  12. рассмотрение дела о восстановлении на работе, взыскании алиментов – один месяц;
  13. рассмотрение судом заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего – десять дней, а Верховным Судом Российской Федерации – два месяца;
  14. составление и подписание протокола судебного заседания – три дня после окончания судебного заседания;
  15. рассмотрение замечаний на протокол судебного заседания – пять дней со дня подачи замечаний;
  16. выполнение судебного поручения – один месяц со дня его получения судом, которому адресовано поручение;
  17. рассмотрение председателем суда заявления об ускорении рассмотрения дела – пять дней со дня поступления заявления в суд;
  18. составление мотивированного решения – пять дней со дня окончания судебного разбирательства;
  19. высылка лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, копии решения суда – пять дней со дня принятия решения в окончательной форме;
  20. направление копии заочного решения ответчику или истцу, не присутствовавшему в судебном заседании и просившему о рассмотрении дела в его отсутствии – три дня со дня принятия решения;
  21. направление копии вступившего в законную силу решения суда по делу об усыновлении (удочерении) ребенка в орган ЗАГСа по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка – три дня со дня вступления решения суда в законную силу;
  22. направление копии решения суда, вынесенного по результатам рассмотрения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок либо права на исполнение судебного постановления в разумный срок, заявителю, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления, а также другим заинтересованным лицам – пять дней со дня принятия решения;
  23. рассмотрение судом заявления об отмене заочного решения – десять дней со дня поступления заявления в суд;
  24. возвращение надзорной жалобы без рассмотрения по существу – десять дней со дня поступления в суд надзорной инстанции;
  25. рассмотрение жалобы в суде кассационной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации:

    1) если дело не было истребовано – один месяц;

    2) в случае истребования дела – два месяца, не считая периода времени со дня истребования до поступления дела в суд кассационной инстанции;

  26. рассмотрение кассационной жалобы в Верховном Суде Российской Федерации:

    1) если дело не истребовано – два месяца;

    2) в случае истребования дела – три месяца, не считая периода времени со дня истребования до поступления дела в Верховный Суд Российской Федерации.

    При истребовании дела срок рассмотрения надзорной жалобы может быть продлен Председателем Верховного Суда Российской Федерации или его заместителем с учетом его сложности, но не более чем на два месяца;

  27. рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании надзорной инстанции – один месяц, в Верховном Суде Российской Федерации – два месяца со дня вынесения судьей определения о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании надзорной инстанции;
  28. направление исполнительного листа на исполнение решения суда о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство или на исполнение судебного постановления в разумный срок (независимо от наличия просьбы взыскателя) – пять дней со дня принятия судебного постановления;
  29. рассмотрение заявления о разъяснении исполнительного документа – десять дней со дня поступления заявления в суд;
  30. подача заявления об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) – десять дней со дня вынесения постановления, совершения действия либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

Процессуальные сроки для совершения действий иными лицами (не участвующими в деле)

  1. извещение должностными лицами или гражданами суда о невозможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок с указанием причин – пять дней со дня получения запроса;
  2. информирование соответствующими организациями или должностными лицами суда о принятых мерах по вынесенному частному определению – один месяц.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК РФ в ред. ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) унитарные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения в зависимости от собственника имущества создаются в форме федерального государственногоунитарного предприятия (ФГУП), государственного унитарного предприятия субъекта РФ, муниципального унитарного предприятия. Унитарные предприятия на праве оперативного управления создаются в форме федерального казенного предприятия, казенного предприятия субъекта РФ, муниципального казенного предприятия.

Существование предприятий, не являющихся собственниками своего имущества, для нормального товарного оборота при рыночной экономике — нонсенс. Не случайно их нет в законодательстве ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме АО или ООО с участием (полным или иным) государства или муниципального образования — учредителя.

ГУП и МУП отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Они не отвечают по обязательствам собственника (учредителя), их имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

ГУП И МУП не вправе без согласия собственника распоряжаются переданным ему недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом). Движимым имуществом ГУП И МУП вправе распоряжаться самостоятельно в установленных законом и собственником пределах и лишь в целях осуществления деятельности, которая определена уставом предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 3 ст. 18 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»(далее — Закон № 161-ФЗ)).

Федеральные и муниципальные казенные предприятия могут распоряжаться и движимым, и недвижимым имуществом только с согласия собственника.

Плоды, продукты и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП (МУП), а также имущество, приобретенное ими по договору или иным основаниям, является собственностью государства (муниципального образования) и поступают в хозяйственное ведение ГУП (МУП).

Собственник имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не вправе изъять у ГУП (МУП) имущество. Собственник может только учредить ГУП (МУП) и ликвидировать его, но в последнем случае он в первую очередь должен рассчитаться с кредиторами ГУП (МУП). Оставшееся имущество переходит к собственнику.

Если банкротство ГУП (МУП) вызвано действием (бездействием) собственника имущества (учредителя), то на него в случае недостаточности имущества ГУП (МУП) может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

В отличие от других коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность, у ГУП и МУП специальная правоспособность, строго соответствующая их уставным целям.

Унитарное предприятия не вправе создавать в качестве ЮЛ другое (дочернее) унитарное предприятие, передав ему часть своего имущества в качестве вклада в уставный фонд. Унитарное предприятие может создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства по согласованию с собственником его имущества.

Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ (решение об учреждении федерального государственного предприятия принимает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), субъект РФ (решение об учреждении ГУП принимает губернатор или уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ) или муниципальное образование (решение об учреждении МУП принимает глава или уполномоченный орган местного самоуправления).

Поскольку унитарные предприятия — коммерческие организации, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также на покрытие собственных нужд и развитие. Однако главной целью деятельности ГУП и МУП чаще всего является не извлечение прибыли, а решение социальных задач, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

ГУП или МУП может быть создано в случае необходимости:

использования государственного и муниципального имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ;

осуществления деятельности в целях решения социальных задач, организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для ГУП;

производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной, и некоторых др. (см. п. 4 ст. 8 ФЗ о ГУП и МУП).

Унитарное казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

имущества, закрепленного за унитарным предприятием собственником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

иных законных источников.

Размер уставного фонда ГУП должен составлять не менее чем 500 тысяч рублей, а МУП – не менее 100 тысяч рублей.

Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Стоимость имущества, передаваемого собственником в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, определяется по рыночной цене в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В унитарном предприятии, у которого имущество находится на праве оперативного управления (унитарное казенное предприятие), уставный фонд не формируется.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Собственник имущества унитарного предприятия, являясь его учредителем, во многом определяет деятельность и осуществляет контроль за деятельностью ГУП и МУП.Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

принимает решение о создании;

определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

формирует уставный фонд ГУП и МУП;

принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение других сделок;

осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

дает согласие на участие унитарного предприятия в других ЮЛ;

принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник имущества казенного предприятия в дополнение к указанным выше правомочиям имеет право:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Согласно ст. 21 Закона № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью, быть учредителем (участником) ЮЛ;

занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности);

быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

быть руководителем другого унитарного предприятия;

принимать участие в забастовках.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) ГУП и МУП устанавливается учредителем в кратности от 1 до 8.

В соответствии с ст. 349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров ГУП и МУП размещается в Интернете на официальных сайтах указанных предприятий.

Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Для усиления контроля собственников за имуществом ГУП и МУП без согласия собственника ГУП и МУП не вправе (ст. 18 Закона №161-ФЗ):

продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада уставный (складочный) капитал хозяйстве обществ или товариществ, иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника;

совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, с получением банковских гарантий, с иными обременениями, с уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;

являясь арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сдавать такой земельный участок в субаренду, перенаем, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал других ЮЛ;

совершать крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ. Режим крупных сделок распространяется на любые сделки, отвечающие этим критериям, даже если сделки совершены в процессе обычной хозяйственной деятельности. В силу ничтожности крупная сделка, совершенная унитарным предприятием без согласия собственника, не может быть одобрена им после ее совершения (в отличии от АО и ООО).

Кроме того, собственник вправе предусмотреть в уставе иные виды сделок, требующие его согласия.

Нарушение ограничений в совершении сделок унитарным предприятием влечет их недействительность.

Ничтожными признаются совершенные без согласия собственника следующие сделки:

связанные с приобретением и реализацией долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также акций АО;

связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями;

связанные с уступкой требований и переводом долга;

договоры простого товарищества;

крупные сделки, совершенные без согласия собственника;

сделки, связанные с привлечением заемных средств, если не соблюдены форма и порядок привлечения;

сделки по распоряжению недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника.

Оспоримыми признаются сделки:

совершенные без согласия собственника имущества унитарного предприятия, если необходимость согласия предусмотрена уставом предприятия;

в которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, совершенные без согласия собственника имущества предприятия.

Любое унитарное предприятие является коммерческой организацией и не финансируется в какой-либо мере из бюджета РФ, ее субъекта или муниципального образования. Даже если источником финансирования деятельности унитарного предприятия выступают бюджетные средства, статус такого финансирования может быть определен как исполнение государственного (муниципального) заказа в рамках осуществления унитарным предприятием предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 и ч. 2.1 ст. 15 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиямиЗакона о контрактной системе.

Согласно Закона № 321-ФЗ определил, что ГУП и МУП обязаны:

создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона № 44-ФЗ;

осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ;

зарегистрироваться в ЕИС (единой информационной системе)в сфере закупок.

Для государственной регистрации унитарного предприятия в регистрирующий орган представляются следующие документы:

заявление о государственной регистрации унитарного предприятия;

решение уполномоченного государственного органа РФ, органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;

устав унитарного предприятия;

сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним учредителем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

документ об уплате государственной пошлины за регистрацию (если заявитель — руководитель унитарного предприятия).

Если заявителем при государственной регистрации унитарного предприятия является лицо, действующее на основании приказа или иного акта государственной власти или местного самоуправления, государственная пошлина за регистрацию не взимается (ст. 333.35 НК РФ). Если же заявитель является руководителем унитарного предприятия, то государственную пошлину за регистрацию платит это предприятие.

Закон № 82-ФЗ, позволяющий ЮЛ не иметь печать не коснулся ГУП и МУП, которые по-прежнему должны иметь и использовать печать.

Чистая прибыль ГУП и МУП распределяется между предприятием и соответствующим бюджетом.Возможны различные варианты использования чистой прибыли ГУП и МУП: централизация всей прибыли, оставление прибыли в распоряжении предприятий, централизация части прибыли.

Как указано в п. 2 ст. 17 Закона №161-ФЗ, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, — для ФГУП , уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ — для ГУП субъектов РФ или органами местного самоуправления — для МУП.

Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли ФГУП, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, производимых за счет чистой прибыли, но не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Перечисляемая в соответствующий бюджет чистая прибыль не является полученными дивидендами и не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.

В ГУП и МУП, как правило, общая система бухгалтерского учета.ГУП и МУП могут применять УСН при условии соблюдения требований гл. 26.2 НК РФ. Однако, на ГУП и МУП не распространяются положения, что УСН не могут применять ЮЛ, в которых доля других ЮЛ в УК более 25 %, так как учредителями ГУП и МУП не могут быть признаны ЮЛ, уставный фонд ГУП и МУП не распределяется по долям (Письмо Минфина России от 07.12.2015 № 03-11-06/2/71123).ГУП и МУП могут быть плательщикамиЕНВД.

В случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой отчетности) такой аудит является обязательным. В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ при отборе аудитора в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП размещение заказа возможно только путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в соответствии со ст. ст. 48 — 55 Закона № 44-ФЗ.