Арбитражный суд Крым

Содержание

Как подать на алименты

Алименты — это содержание, которое несовершеннолетние, нетрудоспособные и/или нуждающиеся члены семьи имеют право получать от своих родственников и супругов, в том числе и бывших.

На алименты может рассчитывать ребенок:

  • если он младше 18 лет и еще не стал полностью дееспособным по решению органа опеки или суда. На алименты в пользу ребенка может подать его опекун, попечитель, приемный или родной родитель, с которым остался ребенок;
  • если он старше 18 лет, но признан недееспособным.

Один из супругов может рассчитывать на алименты, если:

  • он нуждается и признан нетрудоспособным. Это право сохраняется после развода, если супруг стал нетрудоспособным до него или в течение года после этого;
  • жена, в том числе бывшая, беременна или после рождения общего ребенка прошло менее трех лет;
  • супруг, в том числе бывший, нуждается и ухаживает за общим ребенком-инвалидом младше 18 лет или ребенком — инвалидом с детства I группы;
  • бывший супруг нуждается и достиг предпенсионного (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) либо пенсионного возраста до расторжения брака или в течение пяти лет после этого, а супруги состояли в браке длительное время.

Также алименты могут получить:

  • нетрудоспособные и нуждающиеся в помощи родители, в том числе отчим и мачеха, — от своих совершеннолетних трудоспособных детей. Это правило не распространяется на опекунов, попечителей и приемных родителей;
  • нетрудоспособные и нуждающиеся бабушки и дедушки — от своих совершеннолетних трудоспособных внуков, если не могут получить содержание от детей или супруга, в том числе бывшего;
  • несовершеннолетние внуки — от своих бабушек и дедушек, обладающих достаточными для этого средствами, если не могут получить алименты от родителей. После совершеннолетия внуки могут рассчитывать на алименты, если их признали нетрудоспособными и они не могут получать помощь от своих родителей или супругов, в том числе бывших;
  • недееспособные лица младше 18 лет — от своих совершеннолетних и трудоспособных братьев и сестер, если не могут получить их от своих родителей, а недееспособные лица старше 18 — если не могут получить алименты от своих детей;
  • нетрудоспособные и нуждающиеся лица, воспитывавшие и содержавшие ребенка дольше пяти лет, — от своих ставших совершеннолетними воспитанников, если не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или супругов, в том числе бывших. Это правило не распространяется на опекунов, попечителей и приемных родителей;
  • организации социального обслуживания, образовательные, медицинские или аналогичные организации, в которых содержится ребенок, могут подать на алименты в его пользу. В этом случае алименты могут взиматься только с родителей, но не с других членов семьи. Организации могут разместить полученные средства в банке под проценты и половину полученного дохода удержать в счет содержания детей.

Договор водопользования: подготовка документов на получение права пользования водным объектом

НПО Одум предлагает услуги по подготовке, разработке и согласованию в надзорных органах разрешительной документации на получение права пользования водным объектом для предприятий различных форм собственности и частных лиц.

Оформление договоров и решений на водопользование

Водное законодательство основано на принципе равного доступа физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательно Водным кодексом РФ.

Договор водопользования Это соглашение сторон, заключенное в письменной форме, по которому одна сторона – уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления, обязуется предоставить другой стороне – водопользователю, водный объект или его часть в пользование за плату
Основной результат Получение права пользования водным объектом
Кому необходим Физическому лицу, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заинтересованным в получении водного объекта в пользование за плату.
Срок действия Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

Водный кодекс предусматривает предоставление водных объектов в пользование либо на основании договора водопользования, либо решения о предоставлении водного объекта в пользование:

  • ст. 11. Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 24 июля 2009 г.) «Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Право пользования водным объектом на основании договора приобретается в целях:

  • забора (изъятия) воды из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Право пользования водным объектом на основании решения приобретается при осуществлении 11 видов водопользования, перечисленных в п. 2 ст. 11 ВК РФ, в том числе при сбросе сточных вод и (или) дренажных вод.

Подготовку и заключение договора водопользования, а также подготовку и принятие решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности (Российской Федерации, субъектов РФ или муниципалитета) находится водный объект. К ним относятся:

  • Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы (в Красноярском крае – Отдел водных ресурсов по Красноярскому краю Енисейского бассейнового управления Росводресурсов);
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края).

Законодательные требования к подготовке пакета документов

Формирование пакета документов для заключения договора водопользования регулируется постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». Указанным постановлением утверждена форма примерного договора водопользования.

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования утверждена приказом МПР РФ от 23 апреля 2008 года № 102, о предоставлении акватории водного объекта – приказом МПР РФ от 22 мая 2007 г. № 128.

Формирование пакета документов для получения Решения регулируется постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления приказом МПР РФ от 14 марта 2007 года № 56 утверждена типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения также приведена в Приложении 2 к «Административному регламенту по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование» (приказ МПР РФ от 22 декабря 2008 года № 340).

К заявлению на договор водопользования прилагаются документы и материалы, предусмотренные правилами подготовки и заключения договора (Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165).

К заявлению на получение Решения прилагаются документы и материалы, предусмотренные порядком подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» в постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844.

Перечень прилагаемых документов к Решению также приведён в типовой форме Решения о предоставлении водного объекта в пользование (приказ МПР РФ от 14 марта 2007 года № 56) и «Административном регламенте Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование» (Приказ Минприроды России от 22 декабря 2008 г. № 340).

Следует обратить внимание водопользователей на то, что к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод прилагаются:

  • расчёт и обоснование заявленного объёма сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества;
  • пакет документов, предусмотренный приказом МПР РФ от 08 июля 2009 г. № 205 «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», согласованный территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.

Порядок выполнения работы

  • Подготовка пакета документов на получение права пользования водным объектом включает следующие основные стадии:
  • Заключение договора с Заказчиком на подготовку обосновывающих материалов на получение права пользования водным объектом (получение решения/договора).
  • Разработка и согласование с Заказчиком технического задания (ТЗ) на выполнение работы.
  • Перечень исходных данных на формирование пакета документов прилагается к техническому заданию.
  • Посещение предприятия с целью сбора исходных данных.
  • Анализ исходных данных на полноту и соответствие их законодательным требованиям к подготовке документов на получение права водопользования.
  • Формирование пакета документов и обосновывающих материалов.
  • Предоставление и сопровождение разработанных материалов в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
  • Работа по процедуре согласования и корректировки материалов в процессе получения права пользования водным объектом.

Сбор исходных данных

Получение от Заказчика документов и сведений в соответствии с перечнем исходных данных, прилагаемым к договору. Исполнитель консультирует Заказчика по сбору исходных данных, при необходимости выезжает на предприятие и помогает отобрать необходимую документацию.

Анализ исходных данных на соответствие их нормативным документам в области водоохранного законодательства для получения Решения, а также требованиям Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Составление запросов в государственные уполномоченные органы о предоставлении сведений о водном объекте.

Работа с Заказчиком по внесению дополнений и уточнений в исходные данные по результатам их анализа.

Формирование пакета документов

Составление обосновывающей пояснительной записки, включающей характеристику систем водоснабжения и водоотведения предприятия, а также:

  • Характеристику района размещения предприятия.
  • Данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы учёта объёмов сброса и контроля за качеством сбрасываемых сточных вод.
  • Характеристику выпуска сточных вод. Характеристику системы водоотведения.
  • Данные о системе контроля качества поверхностных вод.
  • Характеристику водопотребления и водоотведения на предприятии и характеристику очистных сооружений, аккумулирующих поверхностные сточные воды.
  • Данные о текущей и перспективной потребности в поверхностных водах заданного назначения.

Оформление «Обоснования заявленного объёма забора (изъятия) водных ресурсов» на соответствие законодательным требованиям.

Обоснование заявленного объёма сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества на соответствие законодательным требованиям.

Оформление пакета документов, предусмотренного приказом МПР РФ от 08 июля 2009 г. № 205 «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

Выполнение картографического материала к пакету документов с приложением ситуационной карты-схемы района размещения предприятия, с нанесением на нее водных объектов, мест расположения водозаборов и выпусков сточных вод, жилых районов, сетей водоснабжения и водоотведения, мест установки средств измерений для учёта количества забираемых вод и сбрасываемых сточных вод.

Составление от имени Заказчика в установленной законодательством форме заявления о предоставлении в пользование водного объекта.

Формирование пакета обосновывающих документов, включая исходные данные и уставные документы предприятия, в соответствии с требованиями законодательства и Департамента природных ресурсов и экологии.

Согласование пакета документов на право пользования водным объектом

Сопровождение и защита пакета документов при его рассмотрении и утверждении Департаментом природных ресурсов и экологии.

Процедура сопровождения пакета документов при согласовании и утверждении включает:

  • доставку проекта в государственную организацию,
  • отслеживание процесса согласования,
  • при наличии замечаний к документам и материалам – устранение замечаний в части своей компетенции и доработка пакета без дополнительной оплаты.

Сроки составления и согласования пакета документов

Срок формирования пакета документов на получение права пользования водным объектом составляет до 1 месяца.

Сроки согласования пакета документов на получение права пользования водным объектом в государственных организациях устанавливаются в соответствии с регламентами, принятыми в этих организациях, и составляет от 10 дней до 2 месяцев.

Условия приостановления действия договора или решения на водопользование. Приостановление или ограничение водопользования установлено статьёй 41. Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 23 июля 2008 г.) в случае:

  • угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;
  • возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  • причинение вреда окружающей среде;
  • в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.

Обязанность и ответственность природопользователей

Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий являются административными правонарушениями в соответствии со ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 28.11.2018), за которые предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

  • на граждан – от 1 тысячи до 3 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

содержанию

Сроки и стоимость

Предварительная информация, необходимая специалистам для предварительной оценки стоимости и сроков работ по подготовке документов для получения права пользования водным объектом:

  1. Наименование водного объекта и место водопользования;
  2. Цель использования водного объекта;
  3. Наличие разработанной документации:
    • Согласование деятельности с Енисейским территориальным Управлением Росрыболовства;
    • наличие согласованного водохозяйственного баланса и схем систем водоснабжения и водоотведения;
    • в случае если водный объект является судоходным, согласование деятельности с Енисейречтрансом и т.п.;
  4. Оформлялось ли ранее право пользования водным объектом?

содержанию

НПО Одум предлагает услуги по подготовке, разработке и согласованию в надзорных органах разрешительной документации на получение права пользования водным объектом для предприятий различных форм собственности и частных лиц.

Оставьте заявку или позвоните!

Арбитражный суд Республики Крым

  • История создания
  • Структура суда
  • Организационные документы
  • Наши судьи
    • Латынин О.А.
    • Лазаренко Л.Б.
    • Мартыненко Ю.В.
    • Ищенко И. А.
    • Ловягина Ю. Ю.
    • Лукачев С. О.
    • Толпыго В. И.
    • Шкуро В.Н.
    • Авдеев М. П.
    • Авшарян М.А.
    • Белоус М.А.
    • Букина Е. Н.
    • Гаврилюк М.П.
    • Гайворонский В. И.
    • Гризодубова А. Н.
    • Евдокимова Е. А.
    • Ильичев Н. Н.
    • Ковлакова И.Н.
    • Колосова А. Г.
    • Кузнякова С. Ю.
    • Куртлушаев М. И.
    • Лагутина Н. М.
    • Можарова М. Е.
    • Осоченко И. К.
    • Плотников И.В.
    • Радвановская Ю. А.
    • Чумаченко С.А.
    • Якимчук Н. Ю.
  • Арбитражные заседатели
  • Наши сотрудники
    • Анипко Ю.Ю.
    • Вознюк В.А.
    • Неровная С. В.
    • Полиенко Н.П.
    • Масалыгина Н.С.
    • Медвецкая О.Н.
    • Шабалина А. В.
  • Пропускной режим в здании суда
  • Статистика суда
  • Новости
  • Президиум
    • Заседания Президиума
    • Положение о президиуме
    • Положение о коллегиях и составах
    • Регламент Арбитражного суда РК
  • Третейские суды
  • Медиаторы
  • Кадровое обеспечение
    • Кадровое обеспечение
    • Информация для кандидатов
    • Поступление на службу
    • Квалификационные требования
  • Режим работы и контактная информация
    • Режим работы и контактная информация
    • Финансово-бухгалтерский отдел
    • Отдел анализа и обобщения судебной практики, законодательства
    • Отдел государственной службы и кадров
    • Отдел материально-технического обеспечения
    • Отдел судопроизводства
  • Прием граждан и представителей организаций
  • Государственные закупки
  • Реквизиты для уплаты государственной пошлины
  • Реквизиты для перечисления средств на депозитный счет и порядок их перечисления (возврата)
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Информация судьям по вопросам предупреждения коррупции
  • Порядок подачи в арбитражные суды РФ документов в электронном виде
  • Пресс-служба
  • Обратная связь

Видеонаблюдение и закон – об этом необходимо знать заранее!

Видеонаблюдение – это процесс визуального контроля и автоматического анализа изображений, в частности, распознание государственных номеров на транспортных средствах, лиц и прочих объектов, обеспечивающийся за счет использования оптико-электронной техники.

Устанавливаемые на закрытых и открытых площадках системы видеонаблюдения представляют собой совокупность камер, блоков питания, регистрирующих устройств и линий связи. Использование видеонаблюдения позволяет обеспечивать безопасность на различных объектах, а также осуществлять контроль за действиями работников, посетителей магазинов, кафе и прочих заведений.

С помощью скрытого видеонаблюдения можно легко зафиксировать факты хищения или присвоения имущества, а также прочие акты преступной деятельности. Кроме того, данные камер могут отражать несоблюдение трудовой дисциплины, нелояльное отношение сотрудников, жестокое обращение с детьми и противоправное поведение.

Стоит отметить, что видеозапись позволяет мгновенно найти ответ при возникновении спорных ситуаций. Однако, использование видеонаблюдения имеет ряд ограничений.

Также ситуацию осложняет тот факт, что в России строго не регламентирован порядок привлечения к материалам следствия записей, сделанных с помощью камер видеонаблюдения.

Какими нормативными актами РФ регулируется видеонаблюдение?

К сожалению, законодательством не предусмотрен отдельный нормативный акт, регулирующий порядок видеонаблюдения. Поэтому искать «закон о видеонаблюдении» с юридической точки зрения некорректно. Однако в ряде законодательных актов имеются нормы и замечания относительно организации съемки. К числу таких актов относятся:

  • ФЗ «О персональных данных»;
  • ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • Уголовный Кодекс РФ;
  • другие документы.

Закон о защите персональных данных

В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ «О персональных данных», все сведения, на основании которых может быть выполнена идентификацию личности, приравниваются к персональными. Вместе с тем, использование систем видеонаблюдения на объекте с целью контроля обстановки не подпадает под действие данной правовой нормы, так как следует разделять два процесса: мониторинг ситуации с помощью камер и идентификацию субъекта по видеозаписи на основании его биометрических данных.

В случае совершения противоправных действий, зафиксированных камерой, идентификация лица, совершившего правонарушение, будет проводиться в рамках процедуры дознания, которая регламентируется Уголовно-процессуальным Кодексом РФ и Кодексом административного судопроизводства РФ.

Какие документы и разрешения необходимы для установки камер?

На сегодняшний день законодательство не включает работы по установке оборудования для видеонаблюдения в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Однако, в ряде случаев монтаж техники требует согласования и получения разрешения в государственных органах. В частности, Правительством Санкт-Петербурга с целью сохранения архитектурного убранства города было принято постановление, которое обязывает жителей многоквартирных домов перед установкой камер на фасадах зданий получать соответствующее разрешение Комитета по градостроительству и архитектуре.

Также стоит помнить, что в России запрещен сбор сведений о частной жизни граждан без их разрешения. Поэтому в местах, где устанавливаются видеокамеры, размещают объявления, которые информируют о том, что на территории проводится съемка.

Наказание, предусмотренное в случае незаконного видеонаблюдения

Если законодательство предусматривает предварительное получение разрешения на монтаж техники для видеонаблюдения, установка камер без согласования с представителями госорганов грозит наложением штрафных санкций и необходимостью возмещения ущерба, причиненного фасаду здания. Кроме того, производится демонтаж установленного оборудования.

Также стоит помнить, что ст. 138.1. УК РФ запрещает оборот специального оборудования, которое предназначено для негласного сбора информации. Поэтому, приобретение на AliExpress таких устройств, как авторучка, наручные часы, зажим для галстука, детская игрушка или статуэтка со скрытой камерой, которые на первый взгляд кажутся безобидными, может грозить покупателю штрафом в сумме до 200 тысяч рублей или ограничением свободы на срок до четырех лет.

Помимо этого, аналогичное наказание предусмотрено ст. 137 УК РФ за осуществление незаконного сбора либо распространение сведений, касающихся частной жизни лиц без получения их согласия.

Какие государственные организации и в каких случаях могут заниматься видеонаблюдением?

Наблюдение, предполагающее использование видеосистем и прочих технических средств, включено в перечень оперативно-розыскных мероприятий. Данная норма содержится в ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Право на осуществление данного вида деятельности согласно ст13 этого же закона предоставлено ФСБ, МВД, ФСО, федеральным органам госохраны, органам по контролю за оборотом психотропных и наркотических средств, таможенным органам, службе внешней разведке, федеральной службе исполнения наказаний. Кроме того, сотрудники данных органов могут на законных основаниях использовать аппаратуру, предназначенную для скрытой съемки.

Законность установки видеокамер

В квартире

Несмотря на тот факт, что квартира считается объектом частной собственности, гражданин имеет право устанавливать в своем жилище лишь оборудование для открытого видеонаблюдения. Если в квартире пребывают наемные работники, например, няня, хозяевам следует предупредить работника о том, что в помещении проводится съемка.

В подъезде многоквартирного дома

В соответствии с п.1 ст. 290 ГК РФ в многоквартирных жилых домах общие помещения находятся в совместной собственности владельцев квартир. Учитывая данную норму, владение и пользование подъездом, находящимся в долевой собственности, должно осуществляться по соглашению всех дольщиков, а при невозможности достижения согласия – в судебном порядке. Поэтому, вопрос о монтаже в подъезде камер наблюдения находится к компетенции общего собрания владельцев квартир.

Для того чтобы решения собственников, которые были приняты на собрании, обладали легитимностью, требуется обеспечить присутствие как минимум 50 % лиц, наделенных правом голоса. Решение должно быть обязательно зафиксировано в протоколе. Также в подъезде следует разместить объявления о том, что проводится съемка.

Что касается размещения на лестничной площадке техники для видеофиксации одним из владельцев квартир с целью наблюдения за его собственностью, законодательство не содержит каких-либо запретов на выполнение гражданами данных действий. Вместе с тем, не исключены серьезные сложности при определении статуса лестничной площадки. Несогласие владельцев других квартир, расположенных на лестничной площадке, с установкой оборудования одним из соседей может привести к судебному разбирательству и вынесению решения о демонтаже техники.

Стоит учесть, что судебная практика в этом вопросе неоднозначна.

Некоторые судебные органы встают на сторону лица, установившего камеру, расценивая его действия как акт защиты имущества и обеспечения безопасности. Также не являются исключением ситуации, когда суд трактует установку камеры на лестничной клетке в качестве акта, нарушающего порядок совместного владения и использования имущества.

В этой статье подробно рассказывается о том, имеет ли право полиция запрашивать данные видеокамер в подъезде, что делать, если полицейские превышают свои полномочия, а также при каких условиях эту информацию могут получить сами жильцы.

Во дворе многоэтажки

Двор многоквартирного дома считается общественным местом, поэтому размещение техники для видеонаблюдения является законным. Однако, как и в случае с установкой оборудования в подъезде, перед тем, как проводить монтаж техники для наблюдения за придомовой территорией, потребуется провести общее собрание владельцев квартир.

В частном доме

Установка открытой техники для видеонаблюдения в частном доме может производиться по усмотрению хозяев. При этом, необходимо исключить возможность обзора камерой территории соседних домовладений. Если соседи сочтут монтаж оборудования для видеозаписи вторжением в их частную жизнь и направят заявление в судебные органы, не исключено вынесение решения о демонтаже техники.

На предприятии

Средства видеофиксации на промышленных предприятиях могут устанавливаться с целью обеспечения безопасности, контроля за качеством выпускаемой продукции и соблюдением трудовой дисциплины. Тем не менее, вне зависимости от цели видеонаблюдения, установка записывающей техники на промышленных объектах должна быть осуществлена с учетом законодательных норм о неприкосновенности частой жизни граждан. Необходимо помнить, что частная жизнь не подразумевает только семейную, личную и интимную сферу жизни человека, поэтому требование о неприкосновенности должно быть соблюдено и во время нахождения гражданина на работе.

Чтобы избежать судебных разбирательств и обеспечить соблюдение норм закона, руководство предприятия обязано ознакомить всех сотрудников с приказом о запуске системы видеонаблюдения, а также получить их письменную отметку о согласии со съемкой. Также пункт о видеонаблюдении рекомендуется прописать в трудовом договоре.

Кроме этого, во всех без исключения помещениях, где осуществляется видеонаблюдение, требуется разместить таблички с уведомлением о том, что выполняется съемка.

При размещении камер на предприятии необходимо обязательно соблюдать требования ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на личную тайну, защиту доброго имени и чести. Поэтому, установка записывающей техники в уборной, раздевалке или медпункте является незаконной.

В офисе

Правила организации видеонаблюдения на предприятиях распространяются и на офисные помещения. В этой связи, в договор о найме специалистов следует вписать пункт о том, что они согласны со съемкой на рабочем месте. Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации (ТК РФ, 30 декабря 2001 №197-ФЗ в редакции от 05 февраля 2018) в случае добровольного согласия сотрудников, руководство имеет право на установку видеонаблюдения на работе. Однако при этом не должно быть противоречия с Законом о защите персональных данных, законодательством о гостайне и другими нормативными актами.

В школах и детских садах

Решение об установки камер в школе, являющейся публичным местом, может быть принято единолично директором учебного заведения без предварительного согласования с сотрудниками или родителями учеников. Вместе с тем, об использовании видеонаблюдения на территории школы необходимо уведомить Роскомнадзор, указав цель съемки и мероприятия, гарантирующие защиту полученных данных. Также предполагается размещение объявлений, уведомляющих о том, что производится съемка. Аналогичные требования распространяются на детские сады и прочие учреждения социальной сферы.

Полезное видео

Также предлагаем посмотреть подробный вебинар о законности видеонаблюдения и связанных с ним правовых ограничениях от профессиональных юристов.

В России законодательство не запрещает гражданам и различным юридическим лицам использовать видеонаблюдение с целью обеспечения личной безопасности или сохранности имущественных активов, а также соблюдения трудовой дисциплины. Однако, лица, которые пребывают в поле обзора видеокамеры, должны быть в обязательном порядке уведомлены о работе записывающего оборудования и согласны с проведением съемки.

Кроме того, необходимо помнить, что право идентификации субъектов на видеозаписи имеют лишь сотрудники государственных органов в рамках выполнения оперативно-розыскных мероприятий.