Апелляционные суды в РФ

Содержание

331. Что такое нормальный хозяйственный риск?

Понятие нормального хозяйственного риска и его обоснованность в каждом конкретном случае устанавливаются с учетом обстоятельств, сложившихся в той или иной конкретной ситуации.

По сложившейся практике ущерб считается возникшим в результате нормального хозяйственного риска, в частности, при изыскании и опробовании новых, оправданных в данных обстоятельствах технических приемов работы, если были приняты все доступные меры для предотвращения ущерба и если при этом невозможно было достигнуть желаемого результата другим способом или для этого потребовались бы затраты, значительно превышающие возникший ущерб.

Не может быть оправданным риск, которым создается опасность для жизни и здоровья людей.

Как разъяснено в постановлении Пленума ВС РФ «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», к нормальному хозяйственному риску могут быть отнесены действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба, и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей.

Неисполнение работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику, может служить основанием для отказа в удовлетворении требований работодателя, если это явилось причиной возникновения ущерба.

Что такое клиринговые организации

В любых сделках существует как минимум две стороны, между которыми должны быть проведены взаиморасчеты. Такие операции называются клирингом.

Их цель – погасить обязательства контрагентов, используя при этом безналичный вид платежей. Занимаются этим клиринговые центры, о которых я решил рассказать подробнее.

Понятие о структуре

Клиринговые компании – это организации, выполняющие посреднические функции между сторонами, договорившимися о проведении каких-то операций.

Фактически это посредники, специализирующиеся на осуществлении взаиморасчетов после наступления завершения событий. Причем расчеты делаются так, чтобы не было лишних транзакций.

Например, предприятие заключило договор о поставке сырья с какой-то фирмой. Они договорились, что часть выпущенной на его основе продукции вернется продавцу сырья.

Чтобы не гонять деньги в полном объеме, делается расчет на основе количества и стоимости обоих видов товаров. В итоге выясняется, какая из двух сторон имеет долг перед другой и в каком размере.

Чтобы выполнить такие расчеты, стороны предоставляют клиринговым организациям все необходимые документы. Подобные центры могут действовать не только внутри страны, но и между государствами.

В обоих случаях на проведение такой деятельности они должны получить лицензии от Центробанка. Учреждения, выполняющие клиринг, могут основываться на частной или государственной собственности.

Они разрабатывают собственные правила, которых обязаны придерживаться в дальнейшем. На их основе заключаются договора с теми, кто обращается за выполнением клиринговых услуг.

Требования законодательства

На организации, получившие в России лицензии для клиринговой деятельности, закон накладывает определенные ограничения. Они не имеют права дополнительно заниматься:

  • страхованием;
  • производством товаров;
  • хранением ценных бумаг;
  • торговой деятельностью.

Также им запрещено участие в инвестиционных и пенсионных фондах. Но своим имуществом они могут распоряжаться в полной мере. Это допускает, например, инвестирование собственных средств в ценные бумаги.

Когда клиринговые компании обслуживают финансовые биржи, чаще всего им необходим статус центрального контрагента. Это дает возможность выступать гарантом совершения сделок.

Кого обслуживают

В зависимости от типа клиринга клиринговые компании имеют дело:

  1. С банками. Между этими кредитно-финансовыми учреждениями ведется множество операций. Чтобы свести к минимуму прогон средств по счетам, производится корректировка.
  2. С государствами. Здесь производится валютный клиринг – расчеты по разным обязательствам правительств стран друг перед другом. В итоге определяется долг, а также решается, в какой валюте он будет выплачен. Такая операция актуальна для стран, бюджет которых находится не в очень хорошем состоянии из-за экономической нестабильности.
  3. С товаропроизводителями, поставщиками услуг, участниками финансовых бирж. Чаще всего расчеты между организациями имеют разовый характер по мере накопления взаимных обязанностей. В случае с биржами их деятельность невозможна без постоянного клиринга.

Клиринговые центры выполняют разные расчеты по сложности. В самых простых участвует только два контрагента, но их может быть и несколько. Также иногда рассматривается каждая сделка в отдельности, но возможно рассмотрение совокупности обязательств.

Деятельность на биржах

Как правило, на каждой бирже структуры, занимающиеся клирингом, являются их внутренними подразделениями. Хотя иногда приглашаются к сотрудничеству сторонние организации.

Для этого с ними заключаются соответствующие договора. Они могут функционировать только при наличии других участников биржевого процесса:

  • брокеров, дающих доступ к бирже;
  • депозитариев, хранящих сертификаты ценных бумаг.

Когда посредством брокера заявки от трейдеров поступают на биржу и находят свой отклик, начинается деятельность клиринговой компании. Она заключается в следующем:

  1. Собрать информацию по всем сделкам, проверить их на отсутствие расхождений. При необходимости внести коррективы.
  2. Зарегистрировать сделки.
  3. Провести расчеты.
  4. Обеспечить покупателям активов их поступление, а продавцам – деньги.

Когда производятся операции с фьючерсами и опционами, функции клиринга усложняются. Здесь выполняются расчеты по гарантийному обеспечению сделок, причем делается это не одноразово, а до тех пор, пока контракты не завершены.

Если говорить о Московской бирже, то там клирингом занимается Национальный Клиринговый Центр (НКЦ). Это акционерное общество, держателями всех акций которого является сама ММВБ.

Фактически это её структурное подразделение, получившее статус центрального контрагента. Оно начало свою деятельность в 2007 году с обслуживания валютного рынка, но постепенно распространило свои функции на все рынки, имеющиеся на бирже.

Помимо непосредственно клиринга, НКЦ выполняет следующие услуги:

  1. Открывает счета в рублях или валюте. При этом предоставляется возможность одному человеку иметь несколько вкладов.
  2. Осуществляет переводы.
  3. Если был сбой в системе и деньги со счета клиента куда-то ушли, производит их розыск.
  4. Предоставляет выписки по операциям, проведенным с финансами.
  5. Подключает клиентов к электронному варианту расчетов.
  6. Открывает металлические счета, если клиент хочет провести операции с драгоценными металлами. На них зачисляются не деньги, а приобретенные слитки.

Благодаря клиринговым центрам быстро производятся расчеты любой сложности. Это независимые структуры, гарантирующие выполнение обязательств контрагентов друг перед другом. Для них не существует территориальной отдаленности.

В случае с биржевым клирингом выполняется обработка огромного массива информации, безошибочно осуществляется множество взаиморасчетов.

Такие компании постоянно совершенствуют свою систему вычислений, что благотворно сказывается на процессе биржевой торговли.

Об авторе

Баффет

Инвестирую с 2008 года в фондовые рынки Европы, Америки, Азии, России. Больше всего люблю Английский метод инвестирования. Слежу за всеми тенденциями и трендами в мире денег.

Новые апелляционные и кассационные суды с 2019

Осенью 2019 года произойдет разделение судов общей юрисдикции. Будут созданы отдельные новые суды для апелляционной и кассационной инстанций.

Апелляция – пересмотр уже вынесенного, но еще не вступившего в силу решения суда первой инстанции.
Кассация – пересмотр уже вступившего в силу решения суда, обычно после апелляции.

Сейчас в областных судах апелляционные и кассационные жалобы рассматривались одним и тем же судом. Конечно же судьи были разные, но из одного коллектива, сидящие в соседних кабинетах. Фактически Президиум пересматривал дела своего же областного суда.

После судебной реформы апелляционная и кассационная инстанции будут выведены в отдельные подразделения и будут рассматривать дела независимо друг от друга. Для этого к 1 октября 2019 года будут созданы 5 апелляционных судов и 9 кассационных судов общей юрисдикции.

Такая система разделения инстанций уже была проведена в 2003-2006 годах, когда после принятия Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“», был создан 21 новый арбитражный апелляционный суд.

Как изменится структура судов общей юрисдикции в сравнении с существующей системой арбитражных судов

Дела, начинаемые в мировом суде Дела, начинаемые в районном суде Дела, начинаемые в областном суде Дела арбитражных судов
Первая инстанция Мировой суд Районный суд Областной суд Арбитражный суд субъекта Федерации
Апелляционная инстанция Районный суд Областной суд Профильная судебная коллегия Верховного Суда РФ

Апелляционный суд общей юрисдикции

Арбитражный апелляционный суд
Первая кассационная инстанция Президиум областного суда

Кассационный суд общей юрисдикции

Президиум областного суда

Кассационный суд общей юрисдикции

(в настоящее время отсутствует)

Кассационный суд общей юрисдикции

Арбитражный кассационный суд
Вторая кассационная инстанция Профильная коллегия Верховного суда РФ Профильная коллегия Верховного суда РФ (в настоящее время отсутствует) Коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ
Надзорная инстанция Президиум Верховного суда РФ Президиум Верховного суда РФ Президиум Верховного суда РФ Президиум Верховного суда РФ

Новые апелляционный и кассационный суды в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге будут расположены Второй апелляционный суд общей юрисдикции и Третий кассационный суд общей юрисдикции. Таким образом, апелляции и кассации по жалобам на решения Санкт-Петербургского городского суда и Ленинградского областного суда будут рассматриваться в Санкт-Петербурге.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции

Каждый новый апелляционный суд будет включать в себя Президиум и 3 коллегии:

  • Президиум суда
  • Судебная коллегия по гражданским делам
  • Судебная коллегия по административным делам
  • Судебная коллегия по уголовным делам

Всего будет создано 5 апелляционных судов общей юрисдикции, каждый для своей территории, апелляционного округа.

Первый апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Москва.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Белгородского областного суда, Брянского областного суда, Владимирского областного суда, Воронежского областного суда, Ивановского областного суда, Калининградского областного суда, Калужского областного суда, Костромского областного суда, Курского областного суда, Липецкого областного суда, Московского областного суда, Новгородского областного суда, Орловского областного суда, Псковского областного суда, Рязанского областного суда, Смоленского областного суда, Тамбовского областного суда, Тверского областного суда. Тульского областного суда, Ярославского областного суда, Московского городского суда.

Второй апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Санкт-Петербург

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Верховного Суда Республики Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда, Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда, Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого автономного округа, суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

Третий апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Сочи, Краснодарский край.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Верховного Суда Республики Адыгея (Адыгея), Верховного Суда Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Ингушетия, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, Верховного Суда Республики Калмыкия, Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, Верховного Суда Республики Крым, Верховного Суда Республики Северная Осетия — Алания, Верховного Суда Чеченской Республики, Краснодарского краевого суда, Ставропольского краевого суда, Астраханского областного суда, Волгоградского областного суда, Ростовского областного суда, Севастопольского городского суда.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Нижний Новгород, Нижегородская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Верховного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Марий Эл, Верховного Суда Республики Мордовия, Верховного Суда Республики Татарстан (Татарстан), Верховного Суда Удмуртской Республики, Верховного Суда Чувашской Республики, Пермского краевого суда, Кировского областного суда, Нижегородского областного суда, Оренбургского областного суда, Пензенского областного суда, Самарского областного суда, Саратовского областного суда, Ульяновского областного суда.

Пятый апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Новосибирск, Новосибирская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Верховного Суда Республики Алтай, Верховного Суда Республики Бурятия, Верховного Суда Республики Саха (Якутия), Верховного Суда Республики Тыва, Верховного Суда Республики Хакасия, Алтайского краевого суда, Забайкальского краевого суда, Камчатского краевого суда, Красноярского краевого суда, Приморского краевого суда, Хабаровского краевого суда, Амурского областного суда, Иркутского областного суда, Кемеровского областного суда, Магаданского областного суда, Новосибирского областного суда, Омского областного суда, Сахалинского областного суда, Томского областного суда, суда Еврейской автономной области, суда Чукотского автономного округа.

Для жителей отдаленных мест может быть образованы обособленные подразделения апелляционных судов.

Новые кассационные суды общей юрисдикции

Каждый новый кассационный суд будет включать в себя Президиум и 3 коллегии:

  • Президиум суда
  • Судебная коллегия по гражданским делам
  • Судебная коллегия по административным делам
  • Судебная коллегия по уголовным делам

Всего будет создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, каждый для своей территории, кассационного округа. Эти округи отличаются от округов апелляционных судов.

Апелляционный суд также может проводить выездные судебные заседания в других населенных пунктах в пределах своего округа.

Первый кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Саратов, Саратовская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Мордовия, Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Московской области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области, Тульской области.

Второй кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения — Москва

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Владимирской области, Ивановской области, Костромской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Ярославской области, города Москвы.

Третий кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Санкт-Петербург.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Краснодар, Краснодарский край.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Адыгея (Адыгея), Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города Севастополя.

Пятый кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Пятигорск, Ставропольский край.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево- Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края.

Шестой кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Самара, Самарская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики — Чувашии, Кировской области, Оренбургской области, Самарской области, Ульяновской области.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Челябинск, Челябинская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Пермского края, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало- Ненецкого автономного округа.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Кемерово, Кемеровская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области.

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Владивосток, Приморский край.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.

Для жителей отдаленных мест может быть образованы обособленные подразделения кассационных судов.

Кассационный суд также может проводить выездные судебные заседания в других населенных пунктах в пределах своего округа.

Понятие и условия договора

Договор –это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор является правопорождающим фактом, правовым инструментом, с помощью которого стороны сами устанавливают для себя права и обязанности, борются с недостатками, пробелами законодательства. Заключение договора ведет к установлению юридической связи между сторонами договора. Данная связь становится юридической ввиду того, что государство обеспечивает договор мерами государственного принуждения. Поэтому договор справедливо считается «законом для двоих».

В данном контексте небезынтересным представляется вопрос о соотношении договора и норм законодательства. Дело в том, что любой нормативно-правовой акт состоит из императивных (обязательных) и диапозитивных (применяемых, если соглашением не предусмотрено иное) норм. Из определения видно, что приоритет отдается императивным нормам, которые не могут быть изменены соглашением сторон. Следующим по юридической силе является договор. И только если договор обходит молчанием определенные вопросы, применяются диспозитивные нормы закона.

Одним из краеугольных камней гражданского права является принцип свободы договора.

1. Граждане и юридические лица вступают в договорные отношения по своему усмотрению. Понуждение к заключению договора допускается лишь в некоторых случаях:

а) когда обязанность заключить договор установлена законом (например, некоторые случаи поставки продукции для государственных нужд, договоры с участием монополий, публичные договоры: розничной купли-продажи, перевозки, банковского счета и др.);

б) когда стороны заключили предварительный договор, согласно которому они обязуются в будущем заключить договор о выполнении работ или оказании услуг, о передаче имущества на условиях, предусмотренных предварительным договором.

2. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом. Другими словами, гражданское законодательство признает имеющими юридическую силу такие договоры, которые хотя прямо и не предусмотрены действующим законодательством, но не противоречат ему. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров.

3. Стороны свободны в определении любых условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано императивными нормами закона или иных нормативно-правовых актов.

это совокупность его условий, определяющих конкретные права и обязанности его сторон, требования к порядку и срокам их осуществления.

Существуют несколько разновидностей условий договора.

1. Существенные условия договора– это такие условия, достижение соглашения по которым необходимо для признания договора заключенным. К существенным условиям относятся:

а) предмет договора. Условие о предмете договора охватывает ряд показателей, характеризующих то, по поводу чего заключен договор. Как правило, это наименование (вид) товара, работы, услуги и др., а также их количество, а иногда и другие показатели;

б) условия, названные в нормах закона, относящихся к конкретным видам договоров, в качестве существенных;

в) те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

2. Предписываемые условия– это такие условия, необходимость включения которых в текст договора предусмотрена законодательством, однако в отличие от существенных условий невключение в текст договора предписываемых условий не влечет признания договора незаключенным. Указывая на необходимость включения в текст договора таких условий, закон ставит задачей достичь хотя бы минимальной определенности взаимоотношений сторон договора, отсутствие которой с неизбежностью затруднит исполнение обязательств.

3. Инициативные условия– это такие условия, которые хотя и не упоминаются в законодательстве о договорах данного вида, но включаются в текст договора по инициативе сторон. Инициативные условия договора не должны противоречить закону.

Заключение договора.Договор считается заключенным с момента достижения соглашения по всем существенным условиям договора, оформленного надлежащим образом. Поэтому при рассмотрении проблемы заключения договоров основное внимание следует уделить вопросу согласования воль, желаний сторон, а также вопросу формы договора.

Выделяются две стадии достижения соглашения:

1) предложение заключить договор (оферта);

2) согласие заключить договор (акцепт), принятие предложения.

Предложение заключить договор (оферта)– это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

1. Оферта направляется одному или нескольким конкретным лицам. Однако существуют ситуации, когда в предложении усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Такое предложение также признается офертой (публичная оферта). Однако такую ситуацию следует отличать от рекламы, иных предложений, которые могут рассматриваться лишь как предложения делать оферты и никак не связывают рекламодателя.

2. Оферта должна быть достаточно определенной, т. е. содержать существенные условия договора или хотя бы порядок их определения. Оферта не может быть беспредметной. Никак не связывает лицо предложение заключить договор вообще.

3. Оферта должна выражать намерение оферента (лица, сделавшего предложение) считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Поэтому в том случае, если адресат примет предложение оферента, со стороны последнего не нужно будет какого-либо подтверждения того, что. договор уже заключен.

Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом, поэтому только в случае, если оферент успеет отозвать оферту до получения ее адресатом или одновременно с получением, только в этом случае предложение считается неполученным.

Принятие предложения заключить договор (акцепт).Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Акцепт не должен содержать каких-либо условий и оговорок, он должен быть полным и безоговорочным, из него должно явствовать согласие принять все положения, которые содержатся в оферте. Если акцептант в принципе соглашается на предложение, но хотел бы изменить некоторые условия, то такой ответ не считается акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой. Однако в некоторых случаях (например, при заключении внешнеторговых контрактов) ответ, не меняющий существенных условий, содержащихся в оферте, но содержащий некоторые дополнительные положения, не являющиеся существенными, признается акцептом, хотя оферент имеет право возражать против таких положений.

Молчание адресата по общему правилу не считается акцептом, однако если лицо, получившее оферту, совершает действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т. п.), то такие действия считаются акцептом.

Договор по общему правилу считается заключенным в момент получения ее акцепта лицом, направившим оферту. Реальные договоры считаются заключенными с момента передачи имущества, а договоры, подлежащие государственной регистрации (например, сделки с недвижимостью), считаются заключенными с момента регистрации.

Форма договора.Договор может совершаться в устной, простой письменной и нотариальной форме. Иногда при этом требуется государственная регистрация договоров.

Договор, для которого законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная форма, может быть совершен устно. Кроме того, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

Простая письменная форма выражается в составлении документа, излагающего содержание договора и подписанного сторонами договора. В простой письменной форме должны совершаться сделки юридических лиц между собой и с гражданами, а также сделки граждан на сумму, превышающую в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а также в других случаях, когда одна из сторон настаивает на простой письменной форме. По общему правилу несоблюдение простой письменной формы не влечет недействительности договора, но лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания. Стороны в этом случае смогут воспользоваться другими доказательствами существования сделки (например, предъявить договор о задатке). В случаях, прямо указанных в законе, несоблюдение простой письменной формы влечет ничтожность договора, например, если договор дарения содержит обещание дарения в будущем.

Нотариальная форма договора обязательна в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась:

Государственная регистрация необходима для сделок с землей и другим недвижимым имуществом.

Несоблюдение нотариальной формы и требования о регистрации влечет ничтожность, недействительность договора.

Договор может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством средств связи, позволяющих достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Условие действительности договора.Договором считается соглашение двух и более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Соглашение обязательно предполагает согласование воль участников. В том случае, когда этот факт установить невозможно, либо установлено отсутствие согласования воль, либо когда воля лиц была незаконна по содержанию, говорят о пороке воли или дефекте волеизъявления, установление которых влечет признание договора недействительным.

Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах

Напомним об основных признаках ЛНА

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков. В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Узнать больше

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Читайте также: Составляем правила внутреннего трудового распорядка

Как составить Положение о командировках

Персональные данные: основные документы и новинки законодательства

Положение о коммерческой тайне: все, что надо знать работодателю

Если вы решили разработать Положение об оплате труда