Акцессорные и неакцессорные способы обеспечения исполнения обязательств

Некоторые проблемы прекращения акцессорных обязательств

На протяжении длительного времени в теории цивилистики проблема акцессорных обязательств находилась не на пике внимания специалистов в сфере юриспруденции, поскольку при всей интенсивности использования правовых инструментов, объединенных указанным правовым институтом, особых сложностей практическая реализация норм о поручительстве и залоге, как правило, не вызывала.

Способы обеспечения исполнения обязательства подразделяются на акцессорные (дополнительные) и неакцессорные. Задаток, поручительство, залог, являются акцессорными способами. Соглашение об установлении какого-либо из перечисленных способов обеспечения исполнения обязательств порождает дополнительное, акцессорное (obligationes accessoriae) обязательство, призванное обеспечить исполнение главного, основного (obligationes principales) обязательства .

Последствием акцессорного характера обязательства, обеспечивающего исполнение основного, являются следующие правила: при замене кредитора в обеспечиваемом обязательстве, если иное не установлено законом, соглашением сторон или не вытекает из существа обязательства, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение основного обязательства (ст.384 ГК РФ). Недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего его обязательства, если иное не установлено законом (п.3 ст. 329 ГК РФ). Недействительность обеспечивающего обязательства не влечет недействительность обеспечиваемого обязательства (п.2 ст. 329 ГК РФ).

Если закон содержит достаточно четкие рекомендации в вопросе о возникновении акцессорных обязательств, о последствиях их взаимной обусловленности с основным обязательством, то в вопросе прекращения обязательства остаются лакуны, поневоле восполняемые судебной практикой, вынужденной при отсутствии четкого представления о правовой судьбе акцессорного обязательства, моделировать квази-нормы, достаточные для разрешения конкретного дела по существу, но неспособные к восполнению этой неопределенности.

Как следует из ст.367 ГК РФ поручительство, помимо иных оснований, прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, которое, в свою очередь, прекращается по основаниям, предусмотренным главой 26 ГК РФ, в том числе, ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст.419 ГК РФ).

При очевидной ясности изложенных выше норм закона в их логический и нормативной взаимосвязи, возникают вопросы, связанные с универсальностью этих правил — всегда ли прекращение основного обязательства влечет прекращение обязательства акцессорного, является ли ликвидация основного должника безусловным основанием для прекращения акцессорного обязательства и влияет ли на вывод о его прекращении момент ликвидации основного должника — после вынесения решения по иску кредитора к поручителю или залогодателю.

Указанные вопросы во всей остроте проявляются в судебной практике, которая равно как и теория права, пока не обнаружила должного варианта правового реагирования на поставленные перед ней вопросы.

Анализ судебной практики продемонстрировал наличие целого ряда правоприменительных подходов в разрешению указанных выше вопросов. При этом, как с очевидностью следует из дальнейшего изложения, диапазон вариантов разрешения одной правовой ситуации достаточно широк, чтобы его не замечать и долее.

Согласно одной точке зрения, правовая судьба акцессорного обязательства следует правовой судьбе основного обязательства. Прекращение основного всегда влечет прекращение обеспечивающего его обязательства. Поскольку прекращение акцессорного обязательства происходит в силу прямого указания закона (ст.367, ст.419 ГК РФ), не имеет правового значения в какой момент соответствующее требование предъявлено к поручителю, до или после ликвидации основного должника.

Так, в рамках дела А56–33968/04/з17 кредитор обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника-поручителя, в удовлетворении которого ему было отказано судом.

При рассмотрении требования о включении в реестр требований кредиторов заявителем была высказана позиция, что предъявление в установленном порядке требования к поручителю до его ликвидации выделяет обязательство, вытекающее из договора поручительства, в самостоятельное обязательство, не зависящее от основного.

Суд с изложенным мнением не согласился, указав, что поскольку должник по основному обязательству был ликвидирован и основное обязательство прекратилось, то прекратилось и обеспечивающее его обязательство, а момент предъявления требования к поручителю — до либо после ликвидации заемщика — в данном случае не имеет правового значения .

То обстоятельство, что требование к поручителю будет предъявлено до ликвидации основного должника, не повлияет на решение вопроса о прекращении акцессорного обязательства, поскольку в какой бы момент основное обязательство не прекратилось, оно автоматически повлечет за собой прекращение обеспечивающего обязательства.

В соответствии со ст.361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Из содержания указанной нормы права следует, что обязательство поручителя ограничено лишь обязанностью нести ответственность за должника, а не исполнять обязательство за него. Согласно п.1 ст.367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, следовательно, прекращение основного обязательства по кредитному договору вследствие ликвидации должника влечет и прекращение поручительства .

Вторая точка зрения заключается в том, что прекращение основного обязательства является основанием для прекращения акцессорного обязательства только в том случае, когда основное обязательство прекратилось ранее обращения кредитора с требованием к солидарному должнику-поручителю.

В соответствии с пунктом 1 ст.367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспечиваемого им обязательства. В соответствии со ст.419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора). В силу пункта 1 ст.363 ГК РФ обязанность поручителя и должника перед кредитором является солидарной. Согласно ст.323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга, солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

Если требование о взыскании задолженности с поручителя предъявлено кредитором до момента завершения конкурсного производства в отношении должника по основному обязательству и его исключения из единого государственного реестра юридических лиц, основания для вывода о прекращении поручительства в связи с ликвидацией основного должника отсутствуют .

Завершение конкурсного производства в отношении должника по основному обязательству и его исключение из реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не влекут прекращения обязательств поручителя по исполнению обеспеченного поручительством обязательства в том случае, когда к этому моменту предъявлено соответствующее требование к поручителю в исковом порядке. Если иск кредитора к должнику по акцессорному обязательству заявлен после ликвидации должника по основному обязательству, такой иск не подлежит удовлетворению .

Поручительство прекращается в момент внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ликвидации. Если на момент принятия судом первой инстанции решения по существу спора о взыскании с поручителя суммы задолженности основного должника последний еще не ликвидирован, то основания считать поручительство прекратившимся отсутствуют .

Вместе с тем, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации одновременно предлагает и качественно иной критерий определения момента прекращения основного обязательства — дату вынесения решения о признании должника несостоятельным (банкротом) .

Как указывает ВАС РФ в Определении о передаче дела в Президиум ВАС от 15.11.2007 № 12378/07, если к моменту рассмотрения вопроса о привлечении поручителя к ответственности прекращено обеспечиваемое поручительством обязательство перед кредитором, требования кредитора удовлетворены быть не могут, поскольку прекращено акцессорное обязательство поручителя. Момент прекращения обязательств поручителя определен пресекательным сроком — с момента прекращения основного обеспечиваемого обязательства, который определяется календарной датой наступления определенного события.

Таким событием в данном деле является принятие судом решения о признании общества несостоятельным (банкротом), которое является не окончательным, а скорее начальным судебным актом по делу при том, что как следует из судебных актов по делу о банкротстве основного должника, конкурсное производство длилось еще как минимум два года после квалификации коллегией судей ВАС РФ обязательства из поручительства прекратившимся в связи с принятием решения о признании должника банкротом .

Временной интервал между датой признания должника банкротом и завершение конкурсного производства, сопровождающееся внесением в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, может составлять не один год.

Согласно же третьей точке зрения, прекращения акцессорного обязательства не наступает даже в случае завершения конкурсного производства и ликвидации основного должника из ЕГРЮЛ когда к этому моменту предъявлено соответствующее требование к поручителю (залогодателю) в исковом порядке или кредитором подано заявление об установлении требований в деле о банкротстве поручителя (залогодателя) .

Указанный вывод следует из п.21 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 58 «О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя», согласно которому если залог предоставлен в обеспечение обязательства не залогодателя, а иного лица (должника по основному обязательству), завершение конкурсного производства в отношении должника по основному обязательству и его исключение из единого государственного реестра юридических лиц не влекут прекращения залога в том случае, когда к этому моменту предъявлено требование об обращении взыскания на заложенное имущество в исковом порядке или подано заявление об установлении требований залогодержателя в деле о банкротстве залогодателя. Поскольку возможно распространение аналогии в акцессорных способах защиты, указанное правило может быть применено и к поручительству.

Таким образом, складывается ситуация, при которой судебные инстанции находятся в неопределенности при решении вопроса о том, в какой момент при ликвидации основного должника происходит прекращение основного обязательства и всегда ли прекращение основного обязательства, в какой бы момент оно не произошло, влечет прекращение акцессорного обязательства, а также является ли основанием для завершения исполнительного производства прекращение основного обязательства, произошедшее на стадии исполнения судебного акта.

Такая нестабильность в определении правовой судьбы практически любого кредитного или иного заемного обязательства, обеспеченного поручительством или залогом, в масштабах страны способна еще больше дестабилизировать экономическую ситуацию и привести к новой волне удорожания кредитных средств, поскольку при такой ситуации правовой неопределенности уклониться от привлечения к ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поручителя или избежать обращения взыскания на заложенное имущество, не представляется крайне затруднительным.

Литература:

1. Гражданское право: В 4 т. Том 3: Обязательственное право. Под ред.Е. А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2007, стр.68

2. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.12.2006 № А56–33968/04/з17

3. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.11.2009 № Ф03–5144/2009

4. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2011 № ВАС-11507/11 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ»

5. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2011 № А14–16146/2009/461/5

6. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.04.2011 № А13–1373/2010

7. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 № ВАС-12378/07 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ»

8. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2008 № 12378/07 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ»

9. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.05.2011 № Ф09–2679/11-с3

Последствия несоблюдения формы договора займа

Составление расписки при заключении устного договора займа является желательным во всех случаях независимо от суммы займа. При обращении в суд с требованием о возврате долга расписка является документом, который подтверждает факт заключения договора и передачи денег.

Кроме того, ст. 808 ГК специально оговаривает простую письменную форму договора займа в том случае, если договор заключается на сумму, десятикратно превышающую МРОТ. Данное предписание носит императивный характер, т. е. оно обязательно к исполнению сторонами, а в случае его несоблюдения наступают негативные последствия.

Последствия, наступающие для сторон в случае несоблюдения установленных законодателем требований к форме договора, определены в ст. 162 ГК РФ, а именно:

1) несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства;

2) в случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность;

3) несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки.

Например, 14 января 2004 г. между сторонами в присутствии свидетелей был заключен устный договор займа на сумму, превышающую в десять раз МРОТ. Согласно условиям договора должник обязался вернуть переданную ему в качестве долга сумму 15 июля 2004 г. В подтверждение условий договора стороны не составили ни письменного договора, ни расписки, подтверждающей факт передачи кредитором должнику определенной их устным договором суммы. В установленный соглашением срок должник свое обязательство не выполнил, и кредитор решил обратиться в суд с иском о взыскании с должника суммы долга.

В данном случае в судебном заседании кредитор не может ссылаться на показания свидетелей, которые присутствовали при заключении устного договора и передаче денег. Такие доказательства, если свидетели даже и будут допрошены судом, являются недопустимыми и не могут подтверждать обстоятельства, на которые ссылается кредитор. Вместе с тем, как гласит закон, суд принимает к рассмотрению любые другие доказательства. В качестве таких доказательств можно представить письма, в тексте которых содержится требование кредитора к должнику о возврате взятой в долг денежной суммы; письменные просьбы должника продлить срок исполнения обязательства и др. Кроме того, данное требование не распространяется на такие доказательства, как объяснения сторон, заключения эксперта, аудио– или видеозаписи (при их наличии), признание должником долга.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Новый порядок признания недвижимости бесхозяйной

В стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений. У них нет хозяев, а стало быть некому платить за эти объекты имущественный налог. Недвижимость есть, а пользы от неё нет. Никому, в том числе и муниципальным бюджетам. Местные власти также не имеют на эти объекты никаких прав, а потому ничего не могу с ней сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже. Эту проблему попытались решить законодатели. Министерство экономического развития издало приказ “Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” (№ 701 от 22 ноября 2013 года), который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной. Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, названный же документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, строений или квартир. Как установлено в приказе, процедуру признания здания бесхозяйным объектом недвижимости можно запустить в двух случаях: 1) ситуация, когда собственник сам отказывается от прав владения объектом недвижимости; 2) если владелец не объявляется и установить, кому принадлежит здание или строение, невозможно. При наступлении одного из двух случаев местные власти теперь могут заняться заинтересовавшим их объектом недвижимости. Для этого, согласно законодательству, представители власти должны обратиться в территориальный филиал Росреестра и представить туда необходимую документацию (в электронном виде), после чего зданию, строению или квартире будет присвоен статус бесхозяйной. Специалисты ведомства заносят соответствующую информацию в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В документе сказано, что такая недвижимость будет считаться бесхозяйной в течение года с момента признания ее таковой. Этот срок дается на то, чтобы настоящий владелец имел возможность объявиться и вернуть собственность. Если по истечению года никто не обратится с соответствующим заявлением, местная администрация может приступить к оформлению прав собственности в судебном порядке. По данным Росреестра, в 2013 году бесхозяйными было признано около 35 тысяч объектов недвижимости. За первое полугодие 2014 года на учет было поставлено еще 16 тысяч зданий и строений. Обозначим основные моменты обновленного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей: На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: – прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; – правовая экспертиза документов; – внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Чтобы начать процедуру, нужно подать в Росреестр заявление (по установленной документом форме — см. Приложение № 1 к приказу) о постановке на учет объекта недвижимости. Заявление подается от: – органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; – исполнительного органа государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Если объект недвижимого имущества расположен на территории более одного муниципального образования, заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления. Однако в этом случае необходимо указать наименование другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости. К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: – документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; – документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю. Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 2 к приказу). После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 3 к приказу). Особо документом оговорены случаи приостановления и отказа в постановке на учет бесхозяйного объекта. Приостановка (не более чем на один месяц) происходит в следующих случаях: – если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; – когда в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; – представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; – ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю; – в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества. Основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимости может явиться наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на такой объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества. О факте приостановки Росреестр незамедлительно уведомляет орган местного самоуправления. При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга). Уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества. Случаи, приводящие к отказу в постановке на учет: – собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); – собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; – в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; – по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; – от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; – в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта. Росреестр обязан в течение пяти рабочих дней с момента прнятия решения об отказе направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона. Прописаны документом и условия снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного: – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; – в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение; – в случае государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.