Акцепт и оферта

Термины по Правоведению

Автономия – форма самоуправления части территории государства, характеризующаяся правом самостоятельного решения внутренних вопросов.

Авторитаризм – один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права – решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Вето – отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

Вина – психическое состояние, характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию (см. умысел и неосторожность).

Вменяемость – нормальное психическое состояние лица, при котором оно способно оценить свое место в обществе и отдавать отчет своим действиям.

Вотум — решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству).

Государственная власть – публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Государственное принуждение – осуществляемое организованно, персонифицированно и в пределах юридических предписаний физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совершении.

Государственный суверенитет – присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государство- организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистских, расовых и т.п.) а пределах определенной территории.

Гражданское общество – совокупность, нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Давность – установленный в нормативном акте срок, истечение которого влечет определенные юридические последствия.

Дееспособность — установленная (признанная) в законе возможность лица собственными действиями осуществлять свои права и обязанности.

Деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократический режим – система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Диктатура — безраздельная политическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе с лидером).

Жалоба – обращение граждан в органы государства и местного самоуправления с требованием восстановить нарушенное право.

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность – система требований общества и государства, состоящая в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсеместно.

Законодательная власть — избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.

Законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

Законотворческий процесс – установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов.

Запрет – способ правового регулирования, требующий воздержаться от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий.

Импичмент – процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц.

Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.

Исполнительная власть – назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.

Кодекс – систематизированный единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений.

Кодификация — форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт с изменением их содержания.

Конституция – Основной закон (закон законов) государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства.

Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

Лоббизм – форма воздействия «групп давления» на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения в интересах определенных социальных структур.

Легальность власти – юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.

Легитимность власти – качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании последним ценности власти, в ее праве подчинять.

Материальное право- совокупность правовых норм, институтов, подотраслей и отраслей, с помощью которых государство прямо воздействует на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможность удовлетворять их материальное (а не процессуальные) интересы.

Монархия- форма государственного правления, при которой высшая власть не избирается и не назначается, а передается по наследству и осуществляется бессрочно.

Мораль – система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности.

Неосторожность — форма вины, при которой лицо, совершившее общественно опасное деяние, предвидело возможность наступления опасных (вредных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело таких последствий, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть.

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.

Общество – (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Объект правоотношения – то, на что обращены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий).

Объективная сторона правонарушения- совокупность внешних признаков, характеризующих данное деяние (действие либо бездействие) лица, что нарушает правовые предписания, причиняет вред обществу, государству, личности.

Отрасль права – упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Подзаконный нормативный акт – изданный на основе и во исполнение законов акт, содержащий юридические нормы.

Политическая система общества – упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.д.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Политический режим – система методов, приемов, средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Правовая система общества — конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощь права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений.

Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку (в результате многократного применения) и приводящее к правовым последствиям.

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правомерное поведение — деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Правонарушение- виновное, противоправное, общественно вредное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства, личности.

Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Правопорядок – система общественных отношений, в которой поведение субъектов является правомерным; состояние урегулированности социальных связей.

Правосубъектность — признаваемая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также лично своими действиями осуществлять их в правоотношении

Правоспособность – установленная (признанная) в законе возможность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Правотворчество – деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Презумпция – факт, существование или отсутствие которого предполагается установленным (неустановленным), поскольку доказаны другие, находящиеся с ним в связи, факты.

Презумпция невиновности – закрепленное в праве предположение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.

Пробел в праве — полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Республика – форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти, ее срочностью и зависимостью от избирателей.

Система права – внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Событие – такой юридический факт (жизненное обстоятельство), который не зависит от воли и сознания людей.

Субъективное право – мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.

Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства).

Федеративное государство — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают той или иной мерой суверенитета и другими признаками государственности (в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации).

Физическое лицо – индивид, выступающий в правоотношениях носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму государственного правления, форму государственного устройства и государственно-правовой режим.

Форма государственного правления – элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с гражданами.

Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма права – способ выражения вовне государственной воли, объективирования юридических правил поведения.

Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих пред ним задач.

Юридическая ответственность- необходимость лица подвергнуться государственному принуждению в виде мер личного, имущественного и / или организационного характера.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении сходных дел.

www.reestr-zalogov.ru

Информация для специалистов кредитных организаций и пр.:

  • Прием пакета уведомлений о залоге движимого имущества. Версия 2.2 (вложения) (rar, 47,5 КБ)
  • Прием пакета уведомлений о залоге движимого имущества_Версия_1_7 (вложения) (rar, 6,5 КБ)
  • XSD-схемы, описывающие формат электронных уведомлений, свидетельств (zip, 8,9 КБ)
  • Образцы заполнения форм уведомления о залоге движимого имущества (zip, 225,2 КБ)
  • Пошаговая схема-инструкция для онлайн-сервиса ФНП (jpg, 3,3 МБ)
  • Примеры заполнения пакетов электронных уведомлений (zip, 16,9 КБ)
  • Примеры заполнения электронных уведомлений (zip, 7,8 КБ)
  • Формы выдаваемого нотариусом свидетельства о регистрации уведомления о возникновении залога (rar, 592,5 КБ)
  • Формы выписок из реестра уведомлений о залогах движимого имущества (rar, 208,6 КБ)
  • Формы уведомления о залоге движимого имущества (rar, 522,6 КБ)
  • Часто задаваемые вопросы по работе Реестра уведомлений о залогах движимого имущества и ответы на них (docx, 19,5 КБ)
  • ОТЛАДОЧНЫЙ ВЕБ-СЕРВИС РУЗДИ.v1.0. (docx, 107,8 КБ)
  • ОТЛАДОЧНЫЙ ВЕБ-СЕРВИС РУЗДИ.v1.0.ПРИМЕРЫ (zip, 50,9 КБ)

Оферта и акцепт. Виды оферт

Общими положениями о договоре, закрепленными в п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), установлено, что договор между участниками гражданско-правовых отношений считается заключенным, если между ними в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Причем существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон договора должно быть достигнуто согласие партнеров.

Договор может заключаться посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (обычная оферта). В качестве примера обычной оферты можно привести выставление счета на оплату работы, услуги или товара. В счете всегда присутствуют такие обязательные реквизиты, как наименование и количество товара (услуги), цена за единицу, общая сумма, подлежащая оплате, а также банковские реквизиты для оплаты.

Гражданское законодательство помимо обычной оферты предусматривает и публичную оферту, то есть содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего это предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Ярким примером публичной оферты являются предложения Интернет-магазинов, где на сайте присутствует описание каждого товара, цена, способы оплаты, сроки и условия доставки. Рекламу товара или услуги в средствах массовой информации также можно отнести к публичному виду оферты, при условии, что она содержит все конкретные и достаточные условия для заключения договора. Однако, нужно сказать, что в большинстве случаев реклама призвана лишь представить потенциальным покупателям товар или услугу в выгодном свете, а не сообщать потенциальному контрагенту существенные условия будущего договора.

В зависимости от намерений оферента оферта может быть твердой или свободной, а от того кто является инициатором сделки — инициативной или пассивной.

Твердая или безотзывная оферта (согласно ст. 16 Венской конвенции) связывает предлагающую сторону — оферента определенными обязательствами, а именно: предлагающая сторона не вправе ни отозвать оферту, ни изменить ее условия до истечения срока ее действия (предельный срок принятия оферты) или получения определенного ответа другой стороны. Следует также отметить, что твердую оферту на имеющийся конкретный товар, возможно, выдать только одному покупателю. Получение оферентом подтверждения контрагента о принятии оферты без каких-либо оговорок в пределах установленного срока (безоговорочный акцепт оферты) означает заключение сделки.

Во избежание неоднозначного понимания характера оферты в самом тексте такой оферты целесообразно указывать, что товар предлагается твердо с ответом до определенного срока, вплоть до времени. (Постановление ФАС Поволжского округа от 07.02.2013 по делу N А57-2984/2012; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2008 N А19-2204/08-53-Ф02-4421/08 по делу N А19-2204/08-53).

Свободная (нетвердая) оферта не налагает прямых обязанностей на продавца. В ее тексте указывается, что оферент готов предложить товар «без обязательств» либо «при условии ее окончательного подтверждения». Такая оферта на одну и ту же партию товара может направляться одновременно нескольким адресатам в целях ускорения продажи.

Инициативная оферта применяется по усмотрению оферента в тех случаях, когда он не опасается раскрыть свое намерение заключить сделку. Примером может послужить коммерческое предложение подписаться на печатное издание с прикрепленным счетом, направленное с помощью факсимильной связи.

Если инициатива заключения сделки исходит от покупателя, заявление последнего, направляемое продавцу, принято называть запросом или заказом, заявкой. Ответ, направляемый на такой запрос, называется пассивной офертой. Чаще всего такая оферта используется предлагающей стороной, чтобы не создавать впечатления о чрезмерной заинтересованности в продаже товара и таким путем достичь более выгодных условий сделки.

Чтобы считаться офертой, предложение должно отвечать следующим критериям:

  • должно выражать волю одной стороны;
  • должно быть достаточно определенным;
  • должно быть направлено одному или нескольким конкретным лицам;
  • должно содержать существенные условия договора.

Таким образом, если предложение о заключении договора не отвечает указанным требованиям, то оно не может быть признано офертой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Аналогичного мнения придерживается ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 21 августа 2007 г. N Ф04-4973/2006(37405-А45-30) по делу N А45-12478/2005-37/257 и ФАС Северо-Западного округа, Постановление от 31 июля 2007 г. по делу N А56-42147/2006.

Если же документ содержит все существенные условия, то он может быть признан офертой, а, следовательно, оферент не вправе отказаться от своих обязательств, вытекающих из данного договора.

По общему правилу, договор считается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ).

Акцептом являются конкретные действия контрагента, указанные в оферте. Поскольку Гражданским кодексом предусмотрено, что главными условиями акцепта должны быть его полнота и безоговорочность, то, как правило, акцепт оферты — это осуществление платежа (ст. 438 ГК РФ). Однако если офертой предусмотрены иные конкретные действия покупателя, которые он может совершить в подтверждение своего желания заключить договор (например, принятие доставленного товара, принятие услуг или работ и т.д.), то данные действия также будут считаться акцептом.

Оферент считается связанным офертой с момента ее получения адресатом. (п. 2 ст. 435 ГК РФ) Исключение составляют случаи, когда оферент отзывает оферту. При этом извещение об отзыве оферты должно поступить ранее или одновременно с самой офертой, тогда оферта не считается полученной акцептантом (абз.2 п.2 ст. 435 ГК РФ).

Если оферта уже получена адресатом, то на основании ст. 436 ГК РФ ее нельзя отозвать в течение срока, установленного для ее акцепта. Вместе с тем условие об отзыве оферты может быть установлено в самой оферте либо вытекать из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. В соответствии с п. 2 ст. 438 ГК РФ, молчание не является акцептом. Исключение составляют только случаи, когда молчание может быть признано акцептом в силу обычаев делового оборота или в силу прежних деловых отношений сторон.

Важно знать, что к налогообложению принимаются только заключенные сделки, поэтому, чтобы оферта учитывалась при налогообложении компании, она должна стать сделкой, то есть быть акцептованной.