Акт инспекционного контроля за сертифицированной продукцией

Содержание

ГОСТ Р 54010-2010 Оценка соответствия. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией

ГОСТ Р 54010-2010
Группа Т59

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Оценка соответствия

ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СЕРТИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Conformity assessment. Certified products surveillance

Дата введения 2012-01-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом «Управление качеством и оценка соответствия» (ТК 079)

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. N 615-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона «О техническом регулировании» (статьи 2, 25, 26, 28, 34)
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Введение

Введение

Национальный стандарт Российской Федерации «Оценка соответствия. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией» входит в Систему стандартов по оценке соответствия, аналогичную по целям и принципам международной системе стандартов ИСО/МЭК серии 17000.
Под оценкой соответствия в международном стандарте ИСО/МЭК 17000:2004* «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» понимается доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу выполнены.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Национальные стандарты, входящие в Систему стандартов по оценке соответствия, гармонизированы с соответствующими международными стандартами ИСО/МЭК серии 17000 в той мере, в которой возможно их эффективное применение на территории Российской Федерации.
Настоящий национальный стандарт разработан с учетом положений Федерального закона «О техническом регулировании» , Порядка проведения сертификации в Российской Федерации , Рекомендаций по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией Р 50-601-43-94 , Руководства ИСО/МЭК 67:2004 «Оценка соответствия — Основы сертификации продукции» , Руководства ИСО/МЭК 28:2004 «Оценка соответствия — Указания по системе сертификации продукции третьей стороной» .
Настоящий национальный стандарт развивает положения национального стандарта ГОСТ Р 53603-2009 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации» в части элемента схемы сертификации — инспекционного контроля.
Он направлен на создание общего подхода к процедурам инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, содействующего достижению постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтвержденным сертификатом соответствия.
Стандарт может быть использован в обязательной и добровольной сертификации.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией и принятия решений по его результатам.
Стандарт распространяется на обязательную и добровольную сертификацию.
Стандарт предназначен для разработчиков технических регламентов, разработчиков систем добровольной сертификации и для использования в практической деятельности органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и заявителей.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53603-2009 Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000-2009 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы
ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 Общие требования к органам по сертификации продукции
ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 схема подтверждения соответствия: Перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

3.2 схема сертификации: Схема подтверждения соответствия, применяемая при сертификации продукции.

3.3 орган по сертификации: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

3.4 испытательная лаборатория (центр): Лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) продукции в соответствии с областью аккредитации, определенной органом по аккредитации.

3.5 заявитель: Физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

3.6 заявка на сертификацию: Исходный документ заявителя, содержащий предложения органу по сертификации провести сертификацию заявленного объекта на соответствие указанным требованиям.

3.7 знак соответствия: Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы сертификации.
Примечание — Знак соответствия применяется в рамках добровольной системы сертификации или системы обязательной сертификации в переходный период (до вступления в силу соответствующего технического регламента).

3.8 знак обращения на рынке: Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

3.9 испытание: Определение одной или более характеристик объекта оценки соответствия согласно процедуре.

3.10 анализ состояния производства: Операция, проводимая органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.

3.11 инспекционный контроль: Систематическая контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации, для поддержания правомерности сертификата соответствия.

3.12 установленные требования: Требования к продукции, соответствие которым подтверждается при сертификации.

4 Общие положения

4.1 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (далее инспекционный контроль) является частью схемы сертификации, определенной в решении по заявке на сертификацию.

4.2 Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на которые она была сертифицирована, и применяется ли должным образом маркировка продукции знаком, свидетельствующим о таком соответствии (знаком соответствия или знаком обращения на рынке). Необходимость инспекционного контроля должна быть известна заявителю до начала подтверждения соответствия.

4.3 Инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию.
В случае прекращения деятельности органа по сертификации инспекционный контроль может проводиться другим уполномоченным на это органом по сертификации.
Орган по сертификации может на договорных началах поручить проведение отдельных работ по инспекционному контролю другой компетентной организации. Проведение работ сторонними организациями не исключает ответственности органа по сертификации за полноту доказательств и обоснованность принимаемых решений по результатам инспекционного контроля.

4.4 Основанием для проведения инспекционного контроля является договор на сертификацию (дополнительное соглашение к нему), заключенный заявителем с органом по сертификации, или специальный договор между этими сторонами о проведении инспекционного контроля.

4.5 Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме систематического отслеживания и анализа информации о сертифицированной продукции, в том числе сообщений заявителя об изменениях, вносимых в продукцию или в производственные процессы, и в форме инспекционных проверок (периодических или внеплановых), включающих процедуры, предусмотренные схемой сертификации.

4.6 Результаты инспекционного контроля служат основанием для принятия решения органом по сертификации о подтверждении, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.

4.7 При несогласии с решением органа по сертификации заявитель может обратиться с жалобой в орган, установленный техническим регламентом, правилами сертификации, или в суд.

5 Виды, сроки и объемы инспекционных проверок

5.1 При инспекционном контроле предусматриваются проверки с установленной периодичностью, а в случае необходимости по решению органа по сертификации проводятся внеплановые проверки.

5.2 Периодичность инспекционных проверок устанавливается в технических регламентах или в правилах сертификации (действующих в переходный период до вступления в силу соответствующих технических регламентов или при добровольной сертификации). В случае установления в технических регламентах или в правилах по сертификации предельной частоты инспекционных проверок периодичность инспекционных проверок определяет орган по сертификации.

5.3 При определении периодичности и объема инспекционной проверки учитываются следующие факторы: степень потенциальной опасности продукции, характер производства (серийный, массовый, единичный, сезонный), стабильность производства, объем выпуска, наличие системы качества, информация о результатах испытаний и проверок продукции и ее производства, проведенных изготовителем, органами государственного контроля и надзора, включая информацию об аналогичной продукции, выпускаемой тем же изготовителем.

5.4 В случае приостановки производства сертифицированной продукции и (или) отсутствия образцов для испытаний держатель сертификата до установленного срока проведения инспекционной проверки официально извещает об этом орган по сертификации. На основании полученной информации орган по сертификации может перенести срок запланированной проверки, но не более чем на шесть месяцев.

5.5 Объем инспекционной проверки по решению органа по сертификации может устанавливаться в пределах объема ранее проведенных проверок (при сертификации, при предыдущей инспекционной проверке) или может быть скорректирован с учетом следующих факторов:
— выявленной в предыдущих проверках стабильности характеристик и запаса их значений по отношению к предельно допустимым;
— трудоемкости определения каждой характеристики продукции;
— результатов проведенных заявителем производственных испытаний продукции (приемо-сдаточных, периодических, типовых);
— результатов проведенного ранее аудита за функционированием системы качества или анализа состояния производства;
— результатов государственного контроля (надзора) за продукцией, на которую распространяется действие сертификата соответствия;
— результатов проведенных заявителем производственных испытаний продукции (приемо-сдаточных, периодических, типовых);
— полученных от заявителя данных о претензиях по поводу дефектов, выявленных приобретателями продукции.

5.6 Внеплановые инспекционные проверки проводятся по решению органа по сертификации в случаях поступления информации о нарушении или возможности нарушений требований к выпускаемой продукции, вызывающих необходимость проверки до планового срока проведения очередной инспекционной проверки.

5.6.1 Основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки может служить информация о претензиях к качеству и безопасности продукции от потребителей, торговых организаций, от средств массовой информации, а также органов и организаций, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат соответствия, в том числе информация, полученная органом по сертификации от органов государственного контроля (надзора) о выявленных нарушениях и необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия.
Внеплановые инспекционные проверки могут также проводиться при получении сведений от держателя сертификата соответствия об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции.

5.6.2 Орган по сертификации проводит анализ полученной информации. По результатам анализа он может принять решения в соответствии с разделом 7 или назначить дополнительную проверку в соответствии с разделом 6 настоящего стандарта.

5.7 Объем внеплановой инспекционной проверки определяется исходя из полученной информации и характера отмеченных в ней нарушений установленных требований.

6 Подготовка и проведение работ по инспекционному контролю

6.1 Инспекционный контроль состоит из следующих этапов:
— сбор и анализ информации о сертифицированной продукции;
— разработка и утверждение программы инспекционной проверки;
— формирование группы инспекционной проверки;
— проведение инспекционной проверки;
— оформление результатов инспекционной проверки;
— принятие решения по результатам инспекционного контроля.

6.2 Сбор, систематизацию и анализ информации о сертифицированной продукции осуществляет орган по сертификации постоянно в течение срока действия сертификата с целью получения дополнительных сведений для инспекционной проверки или непосредственного принятия решений.
Источниками информации о сертифицированной продукции являются:
— сведения, представляемые держателем сертификата, об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции;
— сведения от органов государственного контроля (надзора), сообщения в печати, по радио и телевидению, в Интернете.
Полученные сведения и результаты их анализа отражают в отчетах, справках и других документах. Формы документов и порядок их составления рекомендуется устанавливать в руководстве по качеству органа по сертификации.

6.3 Программу инспекционной проверки разрабатывает орган по сертификации. Программа в зависимости от схемы сертификации должна содержать (кроме общих сведений о предприятии, сертифицированной продукции, сроках проведения проверки) задания по проверке, включая:
— идентификацию продукции;
— испытания;
— проверку состояния производства или контроль за системой качества (производства);
— проверку применения знака обращения на рынке или знака соответствия;
— проверку жалоб приобретателей на полученную продукцию;
— оформление результатов проверки.

6.3.1 Конкретные задания формируются на основе операций, проведенных при сертификации продукции, с учетом информации, полученной по результатам сертификации или предыдущей проверки.
В случае выявления недостатков при сертификации, включенных в план корректирующих мероприятий, но не проверенных в процессе сертификации, в программе инспекционной проверки предусматривают контроль выполнения таких корректирующих мероприятий.

6.3.2 Задания по испытаниям включают установление проверяемых показателей продукции, сведения об отборе образцов (проб) и месте проведения испытаний, возможность зачета результатов испытаний, проведенных изготовителем или иными организациями.

6.3.3 Задания по проверке состояния производства включают объекты проверки: техническую документацию, технологические процессы, состояние средств технологического оснащения, систему контроля и испытаний, метрологическое обеспечение.

6.3.4 Задания по контролю системы качества формируют исходя из требований ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 19011.

6.3.5 Задания по анализу состояния производства или контролю системы качества могут оформляться в виде самостоятельных программ.

6.3.6 Программу инспекционной проверки, утвержденную руководителем органа по сертификации, заблаговременно доводят до сведения заявителя и других участников проверки.

6.4 Идентификация продукции осуществляется путем проверки действующей нормативной и технической документации на продукцию на отсутствие в ней существенных изменений, влияющих на сохранение типа по отношению к образцам, прошедшим сертификационные испытания, а также проверки характера изменений, внесенных в нормативные документы, по которым была сертифицирована продукция. Кроме того, проводят сличение отобранных образцов продукции на однородность, проверку маркировки, в том числе знаком соответствия (знаком обращения на рынке).

6.5 Отбор образцов осуществляется по методике, используемой при сертификации, в зависимости от схемы сертификации на предприятии-изготовителе и (или) в организациях торговли (оптовых базах). Отбор проводится группой инспекционной проверки или по поручению органа по сертификации испытательной лабораторией. Отбор образцов оформляют актом отбора образцов.
Отобранные и опломбированные образцы направляются в аккредитованную испытательную лабораторию. Организация доставки образцов к месту испытаний, объем и условия испытаний согласовываются с испытательной лабораторией и держателем сертификата. При значительной удаленности испытательной лаборатории и наличии надлежащей испытательной базы на месте проверки по решению органа по сертификации инспекционные испытания могут быть проведены на этой базе в присутствии представителя органа по сертификации или испытательной лаборатории.

6.5.1 Результаты проведенных инспекционных испытаний оформляются протоколом. В обоснованных случаях по решению органа по сертификации вместо инспекционных испытаний могут быть использованы полностью или частично результаты ранее проведенных периодических или типовых испытаний, если иное не предусмотрено правилами сертификации.

6.5.2 Результаты инспекционных и других испытаний рекомендуется сопоставлять с результатами сертификационных испытаний для выявления тенденции изменения значений характеристик в межпроверочный период.

6.6 Проверку производства (системы качества) при сертификации осуществляют:
— при использовании процедуры анализа состояния производства — орган по сертификации продукции;
— при использовании процедуры оценки системы качества — орган по сертификации систем качества или орган по сертификации продукции при наличии эксперта по сертификации систем качества;
— при использовании процедуры сертификации системы качества или производства — орган по сертификации систем качества, выдавший сертификат соответствия на данную систему качества или производство.

6.7 Проверку производства (системы качества) и оформление ее результатов осуществляют в соответствии с программами и методиками, разработанными органами по сертификации, осуществляющими инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Во всех случаях предусматриваются анализ претензий и рекламаций потребителей, а также анализ недостатков, выявленных органами государственного контроля (надзора).

6.8 Проверка соблюдения условий применения знака соответствия (знака обращения на рынке) должна начинаться с проверки наличия и правильности нанесения этого знака на продукцию (тару, упаковку, сопроводительную и техническую документацию). Проверка проводится на предприятии-изготовителе и (или) в торговых организациях, если это предусмотрено программой инспекционной проверки.
Результаты инспекционной проверки оформляют отдельными документами по каждой операции, предусмотренной схемой сертификации: протоколами испытаний, актом по результатам анализа состояния производства, актом контроля системы качества и т.п.
Документы по результатам инспекционной проверки должны содержать достаточные сведения и выводы, позволяющие на их основе сделать однозначное заключение о действии сертификата соответствия. На основе этих документов составляется акт, в котором даются оценка результатов испытаний образцов, стабильности качества продукции и общее заключение о состоянии ее производства.

7 Принятие и оформление решений по результатам инспекционного контроля

7.1 Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается вывод о возможности (невозможности) сохранения действия выданного сертификата. Форма акта инспекционного контроля приведена в приложении А.
При выявлении недостатков в акте указывают на необходимость разработки корректирующих мероприятий по их устранению.
Акт инспекционного контроля представляется для ознакомления руководителю предприятия-изготовителя (держателю сертификата). Один экземпляр акта остается у держателя сертификата. Другой экземпляр акта хранится в органе по сертификации.

7.2 Акт инспекционного контроля, содержащий положительную оценку по всем заданиям программы инспекционной проверки, означает решение органа по сертификации о подтверждении действия сертификата соответствия. В случае отрицательной оценки орган по сертификации оформляет соответствующее решение.

7.3 Орган по сертификации может принять решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия при несоответствии продукции установленным требованиям, а также в случаях:
— изменения нормативного документа на продукцию или методы испытаний;
— изменения конструкции (состава) и комплектности продукции;
— изменения организации и (или) технологии производства;
— изменения (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы качества;
— отказа держателя сертификата от проведения или оплаты инспекционного контроля;
— отсутствия у держателя сертификата необходимых условий для проведения инспекционной проверки в установленный срок, согласно 5.4.
Форма решения о приостановлении действия сертификата соответствия приведена в приложении Б, форма решения о прекращении действия сертификата соответствия — в приложении В.

7.4 Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить соответствие продукции установленным требованиям. В противном случае действие сертификата прекращается.

7.5 В случае приостановления действия сертификата соответствия держатель сертификата совместно с органом по сертификации разрабатывает корректирующие мероприятия по устранению выявленных недостатков. Орган по сертификации устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и осуществляет проверку их исполнения.

7.6 При положительных результатах проверки действие сертификата соответствия восстанавливается, при отрицательных орган по сертификации принимает решение о прекращении действия сертификата соответствия. Форма решения о возобновлении действия сертификата соответствия приведена в приложении Г.

7.7 Информация о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия согласно действующему порядку доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата, территориальных органов государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя (продавца), таможенных органов (по импортируемой продукции) для принятия ими соответствующих мер.

Приложение А (рекомендуемое). Форма акта инспекционного контроля

Приложение А
(рекомендуемое)

АКТ N
инспекционного контроля за сертифицированной продукцией

«___»__________200__г.

Орган по сертификации

наименование

в период с_____________200__г. по______________200__г.

провел в соответствии с утвержденной программой инспекционный контроль продукции,

наименование и обозначение продукции

изготовленной

наименование изготовителя

по

,

наименование и обозначение нормативного документа

сертифицированной на соответствие

наименование и обозначение нормативного

документа (технического регламента)

При проверке установлено:

Объекты проверки

Способы проверки

Исполнители

Заключение

2

Рекомендации по устранению выявленных недостатков и разработке корректирующих мероприятий по их устранению:

Заключение

общая оценка соответствия продукции установленным требованиям, состояние ее

производства, возможность (невозможность) сохранения действия сертификата соответствия

Приложения:

протоколы испытаний,

заключения о состоянии производства и т.п.

Руководитель органа по сертификации

подпись

инициалы, фамилия

Эксперт по сертификации продукции

подпись

инициалы, фамилия

С актом ознакомлен

Руководитель предприятия-изготовителя

(держателя сертификата)

подпись

инициалы, фамилия

Приложение Б (рекомендуемое). Форма решения о приостановлении действия сертификата соответствия

Приложение Б
(рекомендуемое)

наименование и регистрационный номер органа по сертификации

РЕШЕНИЕ N

от___________ о приостановлении действия сертификата соответствия

На основании рассмотренных документов:

наименование и реквизиты документов

приостановить действие сертификата соответствия

,

N, дата выдачи

выданного

наименование организации заявителя

или ФИО индивидуального предпринимателя

с

по

Держателю сертификата соответствия выполнить

корректирующие мероприятия в срок до

Настоящее решение довести до сведения

наименование организаций

М.П. Руководитель органа

по сертификации

подпись

инициалы, фамилия

Приложение В (рекомендуемое). Форма решения о прекращении действия сертификата соответствия

Приложение В
(рекомендуемое)

наименование и регистрационный номер органа по сертификации

РЕШЕНИЕ N

от_______ о прекращении действия сертификата соответствия

На основании рассмотренных документов:

наименование и реквизиты документов

прекратить действие сертификата соответствия

,

N, дата выдачи

выданного

наименование организации заявителя

или ФИО индивидуального предпринимателя

с

Настоящее решение довести до сведения

наименование организаций

М.П. Руководитель органа

по сертификации

подпись

инициалы, фамилия

Приложение Г (рекомендуемое). Форма решения о возобновлении действия сертификата соответствия

Приложение Г
(рекомендуемое)

наименование и регистрационный номер органа по сертификации

РЕШЕНИЕ N
от_______ о возобновлении действия сертификата соответствия

В связи с выполнением держателем сертификата корректирующих мероприятий по устранению несоответствия продукции установленным требованиям возобновить с

действие сертификата соответствия N

,

N, дата выдачи

выданного

наименование организации заявителя

,

или ФИО индивидуального предпринимателя

действие которого было приостановлено Решением N

органа по сертификации от

Настоящее решение довести до сведения

наименование организаций

М.П. Руководитель органа

по сертификации

подпись

инициалы, фамилия

Библиография

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2011

Возбуждение уголовного дела – стартовая ступень уголовного преследования. Она, как и все иные ступени уголовного процесса, имеет важное значение. То каким образом должны действовать уполномоченные на принятие этого процессуального решения лица, сам процесс возбуждения, последовательность действий, а также права участников на этом этапе строго регламентированы.

Поводы к возбуждению дела

В УПК (ст. 140–143) прописан окончательный список поводов для этого важного решения. Под ними подразумеваются документы, дающие право начать уголовное преследование. В общей сложности их лишь 4.

1. Заявление о преступлении

Это самый часто встречающийся повод для инициирования процесса уголовного преследования.

Заявление о преступлении может быть как в письменном (пишется собственноручно), так и в устном виде (оформляется протоколом). Его может подать как непосредственный участник противоправных действий, например потерпевший, так и человек, ставший свидетелем происшедшего.

Заявление подается лично заявителем в правоохранительный орган, к примеру, в полицию или Следственный комитет. Анонимное заявление, то есть заявление, не содержащее сведений о подавшем его лице, – не повод к возбуждению.

2. Явка с повинной

Этот повод расценивается как обстоятельство, смягчающее вину преступника.

Заявление о явке с повинной – сообщение человека о совершенном им преступлении, о котором органам известно не было, сделанное по своей собственной воле. Оно не должно быть обусловлено, например, задержанием правоохранителями и прочими подобными причинами.

3. Рапорт сотрудника органа правоохраны

Сообщения о преступлениях, которые поступают в правоохранительные органы из других источников (без личного присутствия заявителя, по телефону, при самостоятельном выявлении преступления сотрудниками, например при проведении мероприятий по анонимному заявлению, когда изложенные в нем факты подтвердились, и т. д.), оформляются рапортом сотрудника правоохранительного органа.

Этот рапорт также регистрируется, по нему проводится проверка, по итогам которой может возбуждаться дело.

4. Постановление прокурора

В настоящее время прокурор ни при каких обстоятельствах сам не полномочен возбуждать дела о деяниях, запрещенных УК. Он только надзирает за законностью и правильностью действий поднадзорных правоохранительных органов на досудебной части уголовного процесса.

Однако в его деятельности нередко случаются ситуации, когда в ходе проведения различных проверок исполнения законодательства – текущих или проверок по жалобам граждан – выясняются такие обстоятельства, которые требуют обязательной уголовно-правовой оценки.

С целью организации доследственной проверки чтобы выяснить, имеется или нет состав преступления в этих обстоятельствах, прокурор наделен полномочиями по подготовке и направлению в соответствующие правоохранительные органы своего постановления с документами по проверке. В нем описываются установленные факты и собранные в ходе проверки материалы, подтверждающие изложенное в постановлении.

Этот повод – не безусловный «приказ» возбудить дело, по нему, так же как и по всем остальным, проводится проверка и на основании добытых сведений принимается решение.

Основание для возбуждения дела

Этим основанием закон называет лишь одно – достаточные данные, которые в совокупности приводят к выводу о признаках наказуемого по УК деяния. Другими словами, это присутствие в происшедшем состава преступления, запрещенного одной или несколькими статьями УК.

Какого-либо конкретного перечня документов, данных, их количества, необходимых, чтобы дело было возбуждено, не существует и быть не может. Каждое происшествие индивидуально. Единственное требование – совокупность данных, имеющихся в распоряжении правоохранителей, должны приводить к выводу о том, что содеянное имеет все признаки запрещенного УК РФ деяния.

Кто уполномочен на возбуждение уголовных дел?

Возбуждать их могут:

  1. Дознаватель.
  2. Следователь.
  3. Орган дознания.
  4. Руководитель подразделения следствия.
  5. Мировой суд.

В РФ есть целая система правоохранительных органов, в которых есть следственные отделы и отделения дознания. Некоторые правоохранительные органы (СК, ФСБ) имеют свои следственные отделы. Следователи СК при необходимости могут расследовать и дела, по которым должно производиться дознание. А некоторые (МЧС, ФССП, таможня, пограничные органы ФСБ) имеют в своем составе только отделы дознания. Полиция единственный правоохранительный орган, который имеет подразделения следствия и отделение дознания.

Подследственность

В какой форме и кто из сотрудников должен возбуждать и расследовать то или иное дело, зависит от:

  1. Статьи, по которой оно возбуждено. Подследственность уголовных дел определяется ст. 150, 151 УПК РФ.
  2. Территории, где совершено преступление. Расследовать дело будет тот правоохранительный орган, на территории обслуживания которого произошло происшествие.

Существует еще некое разделение по специфике уголовных дел в пределах одного правоохранительного органа. Например, в полиции имеются специализированные отделы по расследованию дел, связанных с ДТП.

По сложности дела могут возбуждаться и расследоваться в районных подразделениях, отделах и отделениях уровня субъекта РФ и центральным аппаратом органа правоохраны.

Возбуждение в исключительных ситуациях

Иногда правом возбуждать уголовные дела наделяются:

  • капитаны судов – о преступлениях на них;
  • начальники удаленных зимовок, станций и т. д. – о деяниях, совершенных в местах, где они находятся;
  • главы диппредставительств и консульств страны – о преступлениях на их территориях.

Особенные ситуации

Уголовные дела о преступлениях военнослужащих возбуждают и расследуют следователи Военного следственного комитета и Военной полиции ВС РФ. В качестве дознавателей уголовное дело могут возбудить еще командиры частей, соединений, руководство военных учреждений и гарнизонов.

В ст. 447 УПК РФ прописан ряд лиц, о преступлениях которых дела должны возбуждаться в особом порядке. Это, например, депутаты, судьи, прокуроры, следователи и т. д., обладающие неким иммунитетом по закону в связи с занимаемыми должностями.

Особенность порядка заключается в том, что возбудить подобные дела могут лишь высокопоставленные руководители Следственного комитета. А для некоторых требуется еще особое согласие на это.

Так, уголовное дело о преступлении судьи полномочен возбудить исключительно Председатель СК России и только при согласии Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Также исключительно следователи СК уполномочены возбуждать и расследовать дела в отношении, например, полицейских, сотрудников СК и ФСБ РФ и ряда других должностных лиц.

В этих случаях сотрудники полиции, проводящие доследственную проверку, например УУП, оперуполномоченные уголовного розыска, БЭП, наделены полномочиями дознавателя только на этой стадии. Если по итогам доследственной проверки ими будет выявлен состав преступления, они обязаны передать собранный материал в подразделение следствия или дознания, чтобы дело возбуждали их сотрудники. Самостоятельно возбудить его они не могут.

Порядок возбуждения уголовного дела

Процедура возбуждения уголовного дела и обязательные условия зависят от того, какой порядок уголовного преследования установлен для конкретной статьи УК РФ.

Отступление от процесса возбуждения дела влечет незаконность этого решения, утрату полученными сведениями и документами статуса доказательств.

Публичное обвинение

Чтобы возбудить дело публичного обвинения, не требуется заявления и желания на то жертвы преступления. Дела этой категории перечислены в ч. 5 ст. 20 УПК РФ.

Единственное условие для возбуждения в этом случае – наличие повода и основания.

Постановление о возбуждении

Возбуждение уголовного дела оформляется постановлением лица, принявшего заявление. К нему предъявляется ряд требований. В этом документе должны присутствовать:

  • место, время и дата возбуждения;
  • должность, Ф. И. О., звание принявшего это решение лица;
  • повод и основание;
  • статья УК, по которой дело возбуждается.

Уголовное дело может возбуждаться как в отношении конкретного человека, так и в отношении неустановленного лица. В последнем случае правоохранители говорят, что дело возбуждено по факту.

Дела частного и частно-публичного обвинения

Статьи УК, дела по которым возбуждаются в частном и частно-публичном порядке, перечислены соответственно в ч. 2 и 3 ст. 20 УПК РФ. Единое для их возбуждения дополнительное требование – заявление пострадавшего или его законного представителя. Но и из этого правила имеются исключения, о которых будет сказано далее.

Частно-публичное обвинение

  • Если заявление потерпевшего о привлечении к уголовной ответственности имеется, уголовное дело частно-публичного обвинения возбуждается аналогично делам публичного обвинения. Производство по ним происходит в общем порядке.
  • Если дело частно-публичного обвинения возбуждено, оно не прекращается по причине примирения пострадавшего с совершившим в отношении него преступление лицом в силу прямого запрета УПК.
  • Если нет заявления от пострадавшего – преследование и возбуждение уголовного дела невозможно.

Пример. Кто-то проник в чужую квартиру (ч. 1 ст. 139 УК РФ частно-публичного обвинения) без разрешения и об этом стало известно правоохранительным органам от соседей или родственников, но проживающий в ней человек не хочет привлекать никого к ответственности и не пишет заявление. В этом случае уголовное дело возбуждено не будет даже при наличии всех признаков преступления. Однако есть исключение – если преступление нанесло вред интересам государственных или муниципальных организаций (МУП, ГУП, госкорпорация, госкомпания и т. п.) или предметом преступления стало имущество государственного или муниципального образования, тогда это будет делом публичного обвинения.

К ним относятся такие дела, как побои по ст. 116 УК РФ, изнасилование по ч. 1 ст. 131 УК РФ. Аналогично осуществляется преследование по делам о мошенничестве, присвоении и др. в отношении ИП или руководителей коммерческих организаций в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Частное обвинение

Дел частного обвинения всего 3:

  1. Ч. 1 ст. 115 УК РФ;
  2. Ст. 116.1;
  3. ч. 1 ст. 128.1.

Если известен человек, совершивший эти деяния, уголовные дела частного обвинения возбуждаются мировым судом в порядке ст. 318 УПК РФ. То есть заявление о возбуждении дела пишется мировому судье участка, на территории которого произошло преступление. Конкретные требования к такому заявлению прописаны в ч. 5 ст. 318 УПК РФ.

  • Если все требования соблюдены, мировой судья возбуждает дело и приступает к его рассмотрению. Государственным обвинителем здесь выступает заявитель, прокурор не участвует.
  • Если в заявлении мировому судье сведений о личности предполагаемого преступника нет, он не принимает его к производству и отправляет в правоохранительный орган для проверки и решения по ее итогам.

Исключения из правил

Нередко встречаются ситуации, когда пострадавший по некоторым причинам не в силах защитить свои права и интересы. УПК в качестве таковых перечисляет следующие:

  • пострадавший находится в зависимом или беспомощном состоянии;
  • совершение преступления неизвестным лицом (встречается чаще других);
  • по другим причинам.

В этих случаях уголовные дела может быть возбуждено и когда заявление потерпевшего отсутствует или он не хочет его писать. Это может сделать руководитель органа следствия, следователь или дознаватель. Последнему для принятия этого решения требуется согласие прокурора.

В полицию поступает заявление о нанесении телесных повреждений, расцениваемых как легкий вред здоровью (ч. 1 ст. 115 УК РФ), в отношении конкретного человека. Так как это дело частного обвинения, сотрудники полиции после проведения первичных проверочных мероприятий направляют собранный материал в мировой суд по подследственности. Для начала процесса в мировом суде заявителю необходимо будет еще подготовить и направить в суд заявление в порядке ст. 318 УПК РФ.

  • Если в ходе проверки поступит заявление потерпевшего о нежелании привлекать к ответственности – следует отказ в возбуждении дела по причине отсутствия заявления по п. 5 ч. 2 ст. 24 УПК РФ.
  • В случае если нанесшее повреждения лицо пострадавшему изначально неизвестно, сотрудники полиции будут проводить доследственную проверку по этому заявлению. Если в ходе проверки оно будет установлено, процессуальные решения будут аналогичны тем, которые могут быть приняты при известном лице.
  • Если же человек так и не будет установлено, по итогам проверки решение о возбуждении дела будет принимать полиция.

Прокурорский надзор

Законодательством в качестве одного из основных направлений деятельности прокурора определен надзор за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов на досудебном этапе уголовного процесса. Основные полномочия прокурора в этой сфере закреплены в нормах УПК РФ, в частности в ст. 37.

Пожалуй, самый значительный объем работы на этом направлении приходится на обеспечение законности и обоснованности принимаемых поднадзорными органами процессуальных решений. Это касается и решений о возбуждении уголовных дел и об отказе в их возбуждении.

В частности, сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела его копия должна быть направлена прокурору. Он изучает этот документ, материалы проверки.

В случае если решение по итогам изучения он признает незаконным и необоснованным, он вправе в течение суток с момента получения материалов дела отменить его своим мотивированным постановлением.

Отменить возбуждение вправе руководитель следственного органа (если оно вынесено его подчиненным). Сроки для этого не установлены.

Прокурор наделен полномочиями не только для предотвращения незаконного возбуждения уголовных дел, но и для того, чтобы не допустить незаконного отказа в возбуждении дела и укрытия имевшего места преступления. В этом случае в определенном УПК РФ и ведомственными приказами порядке он может отменить незаконное постановление, которым в возбуждении дела отказано.

Уведомление о возбуждении уголовного дела

О любом принятом по результатам проверки процессуальном решении в обязательном порядке уведомляется заявитель. Это требование касается и решения о возбуждении дела. Если заявитель одновременно является и потерпевшим, он вправе получить копию постановления о возбуждении уголовного дела.

В случае возбуждения дела в отношении конкретного человека его также обязаны уведомить об этом. Требования уведомлять о том, что возбуждено дело иных лиц, в том числе заинтересованных в его исходе, не существует.

Сроки возбуждения

Момент возбуждения дела никак не связан со временем совершения преступного деяния. Временные рамки, в которых должно быть принято это решение, начинают отсчитывать от момента регистрации сообщения об этом преступлении.

  1. Ст. 144 УПК РФ определяет, что уполномоченное лицо обязано принять процессуальное решение по сообщению о преступлении не позднее 3 суток со дня его поступления.
  2. По мотивированному ходатайству этого лица в случае, если он не успеет провести все проверочные мероприятия за эти дни, срок может продлеваться до 10 суток, в исключительных случаях – до 30.
  3. Исключительными обстоятельствами, позволяющими проводить проверку в течение месяца, УПК называет необходимость проведения:
    • ревизий, экспертиз, документальных проверок, исследований;
    • оперативно-розыскных мероприятий.

Сроки возбуждения на практике

Указанные в УПК сроки определяют рамки проверок. По истечении этих сроков должностное лицо должно принять решение. На практике при явных и неоспоримых признаках преступления никто не дожидается завершения даже минимального 3-суточного срока, уголовное дело возбуждается незамедлительно.

Кроме того, по различным причинам решение как о возбуждении, так и об отказе в возбуждении может не быть законным по различным причинам.

Часто, например, при проведении по материалу экспертиз, сроки которых также около 30 дней, сотрудники органов правоохраны вынуждены заведомо незаконно отказать в возбуждении уголовного дела, так как предельный срок проверки истек. Этот отказ стопроцентно отменяется руководителем следственного органа либо прокурором.

Случаются также ситуации, когда проведенная проверка не была полной и всесторонней по объективным причинам или по причине недобросовестного отношения уполномоченного сотрудника. В этом случае принятое решение также отменяется.

При отмене решений сроки проверки, указанные выше, начинают отсчитываться заново – с момента поступления материала исполнителю. Количество таких отмен ничем, кроме разумного срока, не ограничено.

Мнение эксперта Прохорова Анна Подполковник юстиции. Высшее юридическое образование со специализацией по уголовному процессу. Другими словами, закон определяет лишь примерные временные пределы, конкретных сроков, в течение которых должно приниматься решение, не существует. Однако определенные УПК временные промежутки в сложных ситуациях – некие промежуточные границы, исходя из которых возможно узнать о судьбе заявления о преступлении, примерно представлять, когда будет принято окончательное решение.

Что происходит после возбуждения дела

С возбуждением дела стартует процесс поиска и сбора доказательств и иных имеющих значение сведений, составляющих предмет доказывания. Практически все, что было собрано в ходе доследственной проверки по сообщению о преступлении, доказательствами в смысле УПК РФ не будет.

Например, объяснения, полученные у потенциального потерпевшего, предполагаемого преступника и свидетелей, собираются не с целью доказывания вины, а с целью установления, есть ли в рассматриваемом происшествии признаки состава преступления. Они доказательствами не являются.

Впоследствии в рамках возбужденного дела будет происходить их допрос по правилам проведения следственных действий, установленным УПК. Нарушение этих правил влечет признание доказательств недопустимыми.

Некоторые документы, полученные от потерпевшего, например, на похищенное имущество: телефон, технику, чеки и т. д., просто приобщаются к материалам проверки. А в рамках уголовного дела для того, чтобы документы имели доказательственное значение, они должны быть соответствующим образом оформлены протоколами выемки, осмотра и признаны доказательствами постановлением следователя или дознавателя.

Однако некоторые сведения, полученные до возбуждения дела, являются доказательствами. Например, результаты осмотра места происшествия, оформленные соответствующим протоколом.

Доказательствами по делу могут являться сведения, полученные на стадии доследственной проверки, если соблюдены правила проведения, предусмотренные УПК РФ для проведения соответствующего процессуального действия.

Обжалование постановления о возбуждении дела

Все действия и решения должностных лиц, вовлеченных в уголовный процесс на любой его стадии, могут быть обжалованы. В число таких решений входит и постановление о возбуждении уголовного дела.

Правом на обжалование наделены:

  • участники процесса (потерпевший, подозреваемый, их представители, защитник);
  • прочие лица, чьи интересы затрагивает возбуждение дела.

Жалобу на постановление о возбуждении возможно подать:

  • Прокурору или руководителю следователя, принявшего решение, в порядке ст. 124 УПК РФ. Срок рассмотрения в этом случае от 3 до 10 суток. Эти лица вправе сами отменить обжалуемое постановление, если сочтут доводы обоснованными, а постановление – незаконным. Решения по жалобе этих должностных лиц можно обжаловать их вышестоящим руководителям.
  • В суд, в порядке ст. 125 УПК РФ, срок для рассмотрения – 5 суток с поступления жалобы. Но суд сам не имеет права отменить решение. Если он расценит жалобу подлежащей удовлетворению, то обяжет уполномоченных лиц (прокурора или руководителя органа следствия) устранить допущенные нарушения. Срока для их устранения УПК не предусматривает. Решение по жалобе возможно обжаловать в апелляционном порядке.

Как добиться возбуждения?

Если по сообщению о преступлении, несмотря на наличие повода для возбуждения дела и основания, должностным лицом принимаются решения об отказе в возбуждении, тем более неоднократно, эти решения также можно обжаловать в вышеописанном порядке. Обжаловать можно и ненадлежащие действия должностных лиц при проведении проверки, в том числе волокиту, непринятие мер по всестороннему и полному исследованию обстоятельств происшедшего.

Добиться возбуждения дела иным законным способом невозможно.

Единственная возможность поспособствовать принятию этого решения – предоставить документы, сведения, которые будут свидетельствовать о составе преступления. Другими словами, оказать некую помощь сотрудникам правоохранительного органа, которые в силу каких-либо объективных причин, загруженности или халатности не в состоянии провести проверку в полном объеме или дать надлежащую оценку установленным фактам.

Возбуждение дела за пределами срока давности

Закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности, другими словами, от наказания за содеянное, если истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за это деяние. Сроки давности зависят от степени тяжести преступления (ст. 78 УК РФ).

Запрета на возбуждение уголовного дела в ситуации, когда эти сроки истекли, закон не содержит.

В ст. 24 УПК РФ указано, что дело не может быть возбуждено, а возбужденное – должно быть прекращено, если истекли сроки давности привлечения к ответственности.

Однако для отказа в возбуждении дела или прекращения уже возбужденного дела по этой причине необходимо согласие привлекаемого к ответственности лица. Это обусловлено тем, что основание – нереабилитирующее и лицо, в отношении которого принимается решение, считается привлекавшимся к уголовной ответственности.

При несогласии этого лица уголовное дело должно быть возбуждено и расследовано в общем порядке. Отличие состоит в том, что в случае признания виновности лицо освобождается судом от отбывания наказания.

Как узнать, возбуждено ли дело?

Нередко встречаются факты, когда о принятом по сообщению о преступлении решении уведомления заинтересованным лицам не поступают или попросту не направляются по какой-то причине.

В этом случае узнать, возбуждено ли дело, возможно в дежурной части правоохранительного органа или у должностного лица, ответственного за ведение книги регистрации/учета сообщений о преступлениях и происшествиях, по номеру КУСП, указанному в талоне-уведомлении, выданном при подаче заявления.

Если этого документа в распоряжении нет, можно обратиться письменно к надзирающему прокурору или руководителю подразделения правоохранительного органа, в котором проводилась проверка с жалобой на неуведомление о результатах проверки или с просьбой о сообщении ее результатов.

Уголовный процесс весьма сложен, имеет великое множество нюансов, особенно для тех, кто никогда с ним не сталкивался. Однако никто не застрахован от вероятности стать его участником. В этом случае нельзя пускать ситуацию на самотек, независимо от того, какую сторону человек представляет в этом процессе: является потерпевшим или привлекается к ответственности. Знание и понимание основных стадий и моментов позволят своевременно реагировать на нарушение своих прав, в том числе на таком важном этапе, как возбуждение уголовного дела.

Как пишется «переподписать»?

переподписать или пере подписать

Слитно или раздельно?

Данное слово всегда оформляется слитно, другого варианта быть не может – переподписать.

Даже если вы сомневаетесь в том, как правильно пишется это слово, или его в тексте подчеркивает Word, не сомневайтесь: данная лексема пишется слитно.

Правило

Слово «переподписать» пишется слитно, так как это глагол. Перед глаголами прилагательные никогда не употребляются. В нашем случае «пере» и «под» – приставки, которые от слова отрывать нельзя. То же касается и лексемы «переподписывать».

Примеры

  • Переподписать документ нужно в понедельник с утра.
  • В протоколе нашли ошибки, и теперь его необходимо переподписать.
  • Переподписать бумагу может только директор заведения, где стажер проходил практику.
  • Переподписать некоторые международные договоры требует современная действительность.
  • Я желаю переподписать наш брачный договор.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 59% ответили правильно)