Акт госинспекции по недвижимости

Содержание

Государственная инспекция по недвижимости Москвы была создана в 2006 году, наделена полномочиями по контролю за использованием объектов нежилого фонда и земель в столице. В рамках своей деятельности Госинспекция вправе проводить проверки, выявлять нарушения в пользовании объектами и участками, выносить предписания об их устранении. Предписания могут касаться самовольных построек, нарушения вида разрешенного использования участка или объекта.

Читайте в этом материале, какие полномочия предоставлены Госинспекции по проверке объектов недвижимости, по каким нарушениям могут выноситься предписания, что нужно сделать для их устранения.

Что такое государственная инспекция по недвижимости, ее полномочия

С учреждением Государственного инспекции по недвижимости столичные власти передали ей полномочия по контролю за нежилым фондом и земельными участками. Инспекция осуществляет следующие функции:

  • проводит плановые и внеочередные проверки в отношении арендаторов земли и муниципальных объектов;
  • рассматривает обращения государственных и муниципальных ведомств, граждан и организаций по вопросам пользования недвижимым имуществом;
  • выявляет случаи захламления участков, использования их не по назначению;
  • выявляет самовольные постройки для последующего узаконивания или сноса;
  • выносит предписания по выявленным нарушениям, контролирует их исполнение;
  • ведет административные дела, связанные с нарушением землепользования и использования недвижимости.

Госинспекция не участвует в согласованиях строительных работ, не выдает разрешений на строительство или реконструкцию. Все полномочия осуществляются от имени органов власти Москвы, а предписание инспекции обязательно для исполнения.

Нормативные акты

Деятельность Госинспекции связаны с актами федерального уровня – Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ. В части выдачи предписаний и подготовки документов на снос самовольных построек используется Постановление Правительства РФ № 509. Также применяется целый ряд столичных руководящих документов:

  • Положение о государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости № 184-ПП (скачать);
  • Правительства Москвы от 31 мая 2011 г. N 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» (скачать);
  • Постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы» (скачать);
  • Постановление Правительства Москвы от 2 ноября 2012 N 614-ПП в части контроля за строениями, не отнесенными к объектам капитального строительства (скачать).

Плановые проверки Госинспекции проводятся по плану (реестру), который утверждается на 3 календарных года. Найти его можно на сайте ведомства. При наличии оснований для внеплановой проверке, арендатору или собственнику выдается уведомление не менее чем за сутки. Отказ в допуске специалиста Госинспекции на объект или участок ничего не даст, так как это будет сделано принудительно по постановлению суда.

Простым языком

С Госинспекцией, рано или поздно, сталкиваются все собственники и арендаторы нежилых зданий, помещений в Москве. Даже если строение имеет все необходимые разрешительные документы, по плановой проверке могут проанализировать соответствие виду деятельности. Это нужно для расчета арендных платежей, которые определяются по кадастровой стоимости, площади помещений и здания, вида деятельности.

В ходе плановых и внеочередных проверок Госинспекция вправе:

  • запрашивать любые документы, связанные с правами на объект и участок, проведением строительных работ;
  • проводить обследования объекта и участка с составлением актов, отчетов, заключений, предписаний;
  • направлять сведения для включения самовольной постройки в реестр на снос, контролировать исполнение этого решения;
  • возбуждать административные дела по фактам нарушения правил пользования недвижимостью и землей.

Предписания Госинспекции можно оспорить путем подачи административного искового заявления. Однако в большинстве случаев проще, быстрее и дешевле устранить замечания и претензии, выполнить дополнительные работы или привести документы в порядок. При исполнении предписания в назначенный срок никаких серьезных санкций не последует.

Комментарий специалиста. При получении уведомления о проведении проверки Госинспекции желательно проверить объект и участок на возможные нарушения. Это позволит избежать вынесения и устранения предписания. Если же нарушение выявлено с составлением предписания, не затягивайте сроки устранения. Обращайтесь в компанию Смарт Вэй, закажите услуги по разработке документов и устранению замечаний.

Специалист Госинспекции вручает предписание об устранении нарушений

По каким нарушениям может выноситься предписание государственной инспекции по недвижимости

В ходе плановых и внеочередных проверок по объектам и участкам столицы, Госинспекция может вынести предписание по следующим нарушениям:

  • отсутствие проекта, согласований и разрешений на проведение строительных работ (например, при несогласованной перепланировке нежилого помещения в аренде);
  • возведение объекта на участке, права на который не оформлены надлежащим образом, либо с нарушением категории и вида разрешенного использования земли;
  • строительство или реконструкция без оформления проекта, прохождения экспертизы и разрешений (в данном случае Госинспекция взаимодействует с Госстройнадзором);
  • нарушение градостроительных и строительных правил при самовольной постройке;
  • нарушение вида фактического использования объекта в целях налогообложения;
  • нарушение требований к размещению сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общепита.

Нарушения с вынесением предписания могут выявляться и в отношении земельного участка. Например, если участок был передан в аренду под временный (сезонный) павильон, на нем нельзя возводить капитальное строение. Также могут выявляться нарушения при размещении спецтехники и стройматериалов вопреки режиму землепользования, строительство в границах охраняемых и защитных зон.

Комментарий специалиста. В полномочия Госинспекции входит и контроль за использованием объектов культурного наследия Москвы. Нарушения при проверках таких объектов могут заключаться в отсутствии специальных согласований, неприменении мер защиты здания от повреждений. В этой сфере Госинспекция взаимодействует с Госстройнадзором и МосКомАрхитектурой.

При необходимости, Госинспекция разъяснит порядок устранения нарушений, требования к документам

Как устранить предписание государственной инспекции: пошаговая инструкция

Компания Смарт Вэй на постоянной основе занимается устранением предписаний Госинспекции и других муниципальных ведомств. Такие услуги востребованы как у небольших компаний и ИП. так и крупных арендаторов. Ниже расскажем про общий порядок устранения предписания Госинспекции. Точный алгоритм действий может отличаться, в зависимости от характера нарушений.

Подготовка к проверке Госинспекции

Можно вообще избежать предписания Госинспекции, если заранее подготовиться к проверке. Проще всего это сделать, если проверка будет осуществляться по календарному плану. С привлечением наших специалистов вы сможете внести корректировки и заново разработать нужные документы, провести строительные работы или мероприятий на участке, заблаговременно пройти согласования. Мы знаем, на какие нарушения Госинспекция обращает внимание, поэтому устраним их в максимально сжатые сроки. Сложнее провести подготовку, если назначена внеочередная проверка. Однако и в этом случае вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов.

Получение предписания, выявление сути нарушений

В предписании содержится описание выявленных нарушений, срок их устранения. Если замечания носят заведомо незаконный характер, можно подать жалобу или административное исковое заявление. Если замечания обоснованные, нужно определить эффективные способы их устранения. На этом этапе важно соблюсти интересы собственника или арендатора, чтобы предстоящие работы и мероприятия не повлекли существенных расходов.

Выбор вариантов устранения нарушений, подготовка документов и выполнение работ

По характеру нарушений, указанных в предписании Госинспекции, нужно выбрать способы их устранения. Это может быть:

  • разработка новых или корректировка действующих документов (например, внесение изменений или подписание допсоглашения к договору аренды);
  • оформление проектной и рабочей документации, согласование ее в муниципальных органах (например, для устранения нарушений может потребоваться обустроить отдельный вход в здание, устранить проблемы с доступом инвалидов, нарушения норм пожарной безопасности);
  • проведение работ в здании, помещениях, на прилегающей территории (например, освобождение участка от захламлений, фасадные работы);
  • изменение правового статуса здания, помещений и участка, смена вида фактического использования объекта.

Это далеко не полный спектр мероприятий, которые могут потребоваться для устранения замечаний по предписанию Госинспекции. При необходимости узаконить выполненные работы, чтобы избежать сноса самовольной постройки, нужно пройти все административные процедуры согласования.

Специалист проводят наружное обследование здания, выбирают варианты устранения нарушений

Получение документов для устранения предписания

Помимо стандартных мероприятий, для устранения предписания необходимо оформить следующие документы:

  • архитектурно-градостроительное решение (АГР) объекта в виде буклета (в случае, если предписание связано с изменениями фасадов);
  • заключение о соответствии объекта строительным нормам и правилам;
  • паспорт безопасности места массового пребывания людей;
  • заключение кадастрового инженера о фактических характеристиках объекта;
  • заключение ГУП «Московский метрополитен» о согласовании размещения объекта в фактических габаритах.

В состав буклета с АГР должна входить схема ситуационного плана (на основе М 1:2000), схема организации участка (1:500), схема разверсток фасадов (1:200), схема планов первого и неповторяющихся этажей (1:200), схема разрезов с указанием высотных отметок (1:200), пояснительная записка с таблицей ТЭП. Буклет с АГР будет рассматриваться Главным архитектором Москвы.

Заключение о соответствии объекта должно содержать:

  • сведения о фактическом состоянии здания по ГОСТ 31937-2011;
  • подтверждение, что объект не представляет угрозы для жизни и здоровья граждан;
  • вывод о соответствии объекта градостроительным нормам и правилам.

Паспорт безопасности разрабатывается на объекты, для которых планируемая посещаемость и численность сотрудников составляет более 50 человек одновременно. Для оформления паспорта применяется Постановление Правительства РФ № 272.

Заключение кадастрового инженера должно содержать сведения о фактических характеристиках объекта. Заключение ГУП «Московский метрополитен» оформляется, если здание не создает препятствий для обслуживания подземного транспорта и коммуникаций метро.

Направления уведомления об устранении нарушений по предписанию

Когда нарушения будут фактически устранены, нужно направить уведомление в Госинспекцию. Нарушение срока, указанного в предписании, равно как и несвоевременное направление уведомления, будет являться основанием для административной ответственности. Если нарушения заключались в отсутствии или ненадлежащем виде документов, их проверят после получения уведомления. Если для устранения нарушений проводились работы на объекте или участке, кроме изучения документов будет проведено обследование.

Комментарий специалиста.Возможен вариант, когда Госинспекция все равно будет настаивать на привлечении к ответственности или сносе объекта, даже если вы устранили все замечания. Это может быть связано с ненадлежащей квалификацией чиновников, коррупционными факторами, излишними перестраховками. Получив отказ или документы о привлечении к ответственности, сразу обращайтесь в суд. Помощь в этом окажут юристы компании Смарт Вэй.

Для устранения предписания могут потребоваться дополнительные строительные работы

Какие документы нужны для устранения предписания государственной инспекции

В процессе устранения нарушений и взаимодействия с Госинспекцией могут потребоваться следующие документы:

  • правоустанавливающие документы на объект и участок (выписки ЕГРН, договоры аренды, дополнительные соглашения);
  • проектная документация на строительство, реконструкцию, перепланировку, капитальный ремонт;
  • рабочая документация в соответствие с проектом;
  • материалы пожарных аудитов и проверок;
  • заключение экспертизы (если оно требовалось для проекта);
  • разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, заключение о соответствии объекта;
  • акт приемочной комиссии;
  • технический паспорт БТИ (при наличии);
  • технические и межевые планы, оформленные через кадастрового инженера;
  • буклет с архитектурно-градостроительным решением (АГР);
  • заключение о соответствии объекта строительным нормам и правилам;
  • паспорт безопасности;
  • заключение кадастрового инженера о фактических характеристиках объекта;
  • заключение ГУП «Московский метрополитен» о согласовании размещения объекта в фактических габаритах.

Может потребоваться и иная документация, так как нарушения могут быть существенными или незначительными. Все необходимые документы для вас подготовят специалисты компании Смарт Вэй.

Сроки и стоимость

Перечень документы и действий, которые потребуются для устранения нарушений по предписанию Госинспекции по недвижимости, может существенно отличаться. Поэтому определить сроки и стоимость можно только после изучения предписания и характера нарушений, особенностей проведенных работ. Так как мы предлагаем выгодные условия сотрудничества каждому клиенту, вы сэкономите время и деньги, получите гарантии качества при заказе проекта и иных документов.

Примеры наших работ по устранению предписания государственной инспекции

Ниже можно ознакомиться с примерами работ по устранению предписаний Госинспекции, выполненными нашими специалистами.

Пример 1. Для устранения предписания Госинспекции по данному зданию пришлось проектировать и проводить работы на цокольном этаже.

Пример 2. В данном случае для устранения нарушений потребовалась переделка пандуса перед входом в магазин.

Проблемы и сложности при устранении предписание государственной инспекции

Любое предписание Госинспекции связано с нарушениями законодательства, строительных норм и правил. Поэтому неизбежно возникнут проблемы при устранении замечаний. Вот наиболее распространенные сложности, которые могут возникнуть у собственника или арендатора:

  • необходимость усиления несущих конструкций, проемов для соблюдении норм безопасности что влечет увеличение расходов;
  • отсутствие документов на участок и самовольную постройку;
  • нарушения, связанные с несоблюдением категории и вида землепользования, вида фактического использования объекта, что влечет сложности при согласованиях;
  • необходимость выполнять все работы в максимально сжатые сроки, иначе будет применено административное наказание, а объект могут снести.

Опыт и квалификация наших специалистов позволяет быстро решить любые сложности, выбрать оптимальный вариант устранения предписания Госинспекции.

Преимущества нашей компании

При устранении предписаний Государственной инспекции по недвижимости нужно соблюдать нормы федерального и московского законодательства. В противном случае не только грозит штраф, но и возможный снос самовольной постройки, расторжение договора аренды. Все эти нюансы вам разъяснят специалисты Смарт Вэй. если вы обратитесь к нам за помощью. Мы обеспечим выполнение всех необходимых работ и проектов, выберем оптимальный вариант устранения замечаний Госинспекции. Также вы можете рассчитывать на консультационную поддержку, сопровождение на всех стадиях процедур, низкие цены и сжатые сроки всех работ.

Выводы

Государственная инспекция по недвижимости Москвы наделена полномочиями по контролю за использованием объектов нежилого фонда и земель. В рамках своей деятельности Госинспекция вправе проводить проверки, выявлять нарушения в пользовании объектами и участками, выносить предписания об их устранении. Предписания могут касаться самовольных построек, нарушения вида разрешенного использования участка или объекта.

Для подготовки к проверкам и устранения предписаний обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  • Положение о государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости № 184-ПП ();
  • Правительства Москвы от 31 мая 2011 г. N 234-ПП «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы» ();
  • Постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы» ();
  • Постановление Правительства Москвы от 2 ноября 2012 N 614-ПП в части контроля за строениями, не отнесенными к объектам капитального строительства ().

Система судов общей юрисдикции в РФ (структура, подведомственность и подсудность)

Cудебная система — совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

“1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом… Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуют­ся судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
    • Военной коллегии — одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Высшее звено судов общей юрисдикции

Высшее звено — это Верховный суд РФ.

Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

    1. Пленум (не обладает полномочиями по осуществлению правосудия);
    2. Президиум (высшая судебная инстанция по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам);
    3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г. гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией);
    4. Судебная коллегия по административным делам (рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам);
    5. Судебная коллегия по гражданским делам (то же);
    6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г. — то же));
    7. Военная коллегия (дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу).

Подробнее

Пленум Верховного суда РФ — общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия. В соответствии с п.4 ст.14 гл.2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» Пленум осуществляет следующие полномочия:

    1. рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
    2. утверждает по представлению Председателя Верховного суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного суда РФ из числа судей Верховного суда РФ;
    3. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ;
    4. рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания в порядке осуществления законодательной инициативы;
    5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного суда РФ и отчеты председателей Кассационной и Судебной коллегий Верховного суда РФ о деятельности коллегий;
    6. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

Президиум Верховного суда РФ (ст. 15, 16 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации») является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

Апелляционная коллегия (ст. 17 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

    • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
    • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации (ст. 20 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

    1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;
    2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
    3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    4. обобщают судебную практику;
    5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Среднее звено судов общей юрисдикции

Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела

    • в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций,
    • по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также
    • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

    1. президиума суда;
    2. судебной коллегии по гражданским делам;
    3. судебной коллегии по уголовным делам.

Подробнее

Президиум суда (ст. 26 закона) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А также выполняет ряд организационных функций:

    1. утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
    2. ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики… на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики…, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;
    3. рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
    4. заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
    5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики…, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией. Подсудность дел определяется ГПК РФ и УПК РФ.

Основное звено судов общей юрисдикции

Суды основного звена судебной системы именуются районными судами. В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов.

Районный суд рассматривает (ст. 34 Закона):

    • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
    • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
    • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

Военные суды

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»):

    • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) (в Законе не обозначено);
    • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
    • гарнизонные военные суды (основное звено).

Подробнее

Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

    1. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
    2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
    3. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
    4. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Подведомственность: понятие и содержание

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

исключительная

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

множественная

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

    1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
    2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
    3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
    4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности — разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

родовая (предметная) подсудность

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д.

Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются

    1. характер (род) дела,
    2. предмет и
    3. субъектный состав спора.

территориальная подсудность

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

    1. альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
    2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
    3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

подсудность по связи дел

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Судебная система РФ: принципы, состав и судебные инстанции

Что такое судебная система?

Судебная система – это совокупность всех органов, осуществляющих правосудие на территории государства. Судебная система построена с учетом административно-территориального деления страны на субъекты. Также она представляет всю ветвь судебной власти в РФ.

В своей деятельности все органы судебной системы РФ опираются на Федеральный Конституционный закон «О судебной системе РФ». При этом они не должны противоречить данному закону.

Принципы судебной системы РФ

Вся судебная власть Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

  • Законность. Судьи в своей работе руководствуются только Конституцией РФ и Федеральными законами.

  • Самостоятельность и независимость. Органы судебной системы и судьи действуют самостоятельно по отношению к другим ветвям власти, а гарантии их независимости приведены в Конституции и Федеральном законе «О судебной системе».

  • Гласность судопроизводства. Во всех судах судебной системы РФ разбирательство всегда открытое. Закрытое судебное заседание допускается только в отдельных случаях, установленных Федеральным законом.

  • Государственный язык судопроизводства. Судебные разбирательства во всех судах РФ ведутся на государственном русском языке. Также допустимо вести судебное заседание на языке республики, в которой оно проводится. Лицам, не владеющим государственным языком, дается право на пользование услугами переводчика.

  • Презумпция невиновности. Этот принцип означает, что никто не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана в судебном порядке.

  • Равноправие и состязательность. Суды не могут поддерживать определенных лиц, участвующих в судебном разбирательстве, по принципу их половой, возрастной или расовой принадлежности и социального статуса. Согласно данному принципу, все равны перед судом.

Суды РФ в судебной системе

Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности. Из чего состоит судебная система РФ?

Верховный суд РФ

Это высший орган, в компетенции которого присутствует рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел, а также дел, связанных с административными правонарушениями.

Также в его юрисдикцию входят экономические споры. В своей деятельности он подчиняется Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» и другим федеральным законам о судопроизводстве.

Также осуществляет апелляционные и кассационные судебные разбирательства по делам, входящим в его компетенцию.

Конституционный суд РФ

Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции

Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.

Также в ведении судов данной категории находится система Военных судов РФ. Суды общей юрисдикции решают около 90% всех судебных споров в РФ. Проще говоря, они решают все споры, за исключением тех, что решаются специализированными судами.

Военные суды

Официально они находятся в ведомстве судов общей юрисдикции, однако это все же отдельная система со своим направлением. Военные суды решают споры, которые связаны с осуществлением военной службы в Вооруженных силах РФ и других военных органах.

Арбитражные суды

Субъектами данных судов являются юридические лица и государство. Они решают разногласия между коммерческими организациями. В их юрисдикции находятся дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Рассмотрение дел между коммерческой организацией и государством тоже входит в их компетенцию.

Судебные инстанции РФ: что такое кассация и апелляция

Судебная инстанция – это стадия судопроизводства, отражающая конкретные полномочия, которыми наделен тот или иной суд. Проще говоря, разделение судопроизводства на инстанции дает возможность пересмотра дела.

Любой судебно-правовой спор попадает сначала в первую инстанцию суда. После вынесения судьей решения по делу сторонам дается срок на обжалование этого решения, если какая-то из сторон с ним не согласна. В течение этого срока стороной должна быть подана апелляционная жалоба.

На данном этапе решение суда не вступает в законную силу, а дело отправляется в апелляционную инстанцию. Задача апелляционного суда на данном этапе – пересмотр дела с фактической точки зрения и проверка первого решения суда на законность и правомерность.

Далее апелляционный суд либо оставляет решение суда первой инстанции в силе, либо выносит новое.

Решение апелляционного суда также можно обжаловать. Для этого стороной подается кассационная жалоба, и дело попадает в третью, кассационную инстанцию.

На данном этапе дело уже не рассматривается с фактической точки зрения, то есть вина уже доказана, а решение апелляционного суда уже вступило в законную силу.

Однако можно пересмотреть решение апелляционного суда с правовой точки зрения. Это значит, что можно применить другую статью, либо часть статьи, с соответствующим изменением санкций.