Агентский договор по поиску клиентов

Договор оказания агентских услуг по поиску клиентов

ДОГОВОР
оказания агентских услуг по поиску клиентов

г. ______________ «__» ____________ _____ г.

________________________________________________, именуем__ в дальнейшем «Агент»,
/полное наименование организации/

___________________________, с одной стороны и

___________________________________________, именуем__ в дальнейшем «Принципал»,
/полное наименование организации/

___________________________, с другой стороны

совместно именуемые «Стороны» заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Термины и определения

Для целей настоящего Договора применяются следующие термины:

  • Клиент – любое физическое или юридическое лицо, желающее заключить с Принципалом Договор.
  • Договор – договор оказания услуг, выполнения работ, реализации товара, который заключается с клиентом.

2. Предмет Договора

2.1. По настоящему договору Агент обязуется за вознаграждение совершать по Поручению Принципала от его имени, в его интересах и за его счёт следующие фактические и юридические действия:

  • осуществлять поиск, привлечение Клиентов;
  • заключать от имени Принципала с Клиентами Договоры по форме, предоставляемой Принципалом;
  • принимать от Клиентов денежные средства в оплату Работ по Договору подряда в адрес Принципала;
  • Осуществлять иные фактические и юридические действия в случае получения от Принципала соответствующего указания.

2.2. Агент не вправе/вправе привлекать субагентов.

2.3. Агент не вправе/вправе заключать аналогичные настоящему договоры с третьими лицам.

2.4. Принципал не вправе/вправе заключать аналогичные настоящему договоры с третьими лицами.

3. Обязанности Сторон

3.1. Агент обязуется:

3.1.1. Исполнять поручение в соответствии с указаниями Принципала.

3.1.2. В срок не позднее следующего дня после заключения Договора подряда с тем или иным Клиентом уведомлять об этом Принципала и передавать ему заключённый Договор и все необходимые документы.

3.1.4. Ежеквартально представлять Принципалу отчёт о выполнении поручения, содержащегося в настоящем договоре.

3.2. Принципал обязуется:

3.2.1. Передать Агенту форму Договора.

3.2.2. Передать Агенту иную информацию, необходимую последнему для эффективного выполнения поручения, содержащегося в настоящем договоре.

3.2.3. Выплачивать Агенту вознаграждение в соответствии с условиями настоящего договора.

4. Вознаграждение Агента

4.1. Принципал обязуется выплачивать Агенту вознаграждение в размере ________ от суммы каждого заключённого Договора. Указанная сумма вознаграждения включает НДС по действующей ставке.

4.2. Указанный в п. 4.1. настоящего договора размер вознаграждения включает также в себя компенсацию всех возможных расходов Агента, которые тот может понести в процессе исполнения поручения, содержащегося в настоящем договоре.

4.3. Перечисление суммы вознаграждения осуществляется Принципалом на расчётный счёт Агента в течение 20 (Двадцати) календарных дней после утверждения отчёта Агента.

4.4. Обязательство Принципала по перечислению сумм вознаграждения считается исполненным в момент списания денежных средств с расчётного с корреспондентского счёта банка Принципала.

4.5. Агент при перечислении денежных средств Принципалу вычитает из них суммы причитающиеся Агенту в качестве вознаграждения.

5. Ответственность Сторон

5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из Сторон обязательств по настоящему договору она обязана возместить другой стороне причинённые таким неисполнением убытки.

5.2. Неисполнение одной из Сторон условий настоящего договора, приведшее к материальным потерям другой Стороны, влечёт за собой применение к виновной стороне штрафных санкций в размере нанесённого ущерба и может служить основанием досрочного прекращения договора по инициативе добросовестной стороны.

5.3. Уплата штрафа и применение иных мер ответственности за нарушение обязательств не освобождает Стороны от исполнения обязательств по Договору и устранения нарушений прав другой стороны по настоящему Договору.

6. Срок действия Договора

6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение 1 (Одного) года.

6.2. Настоящий договор может быть пролонгирован на основании соглашения Сторон. Условия пролонгируемого договора будут определены Сторонами за 1 (Один) месяц до истечения срока действия настоящего Договора.

6.3. Принципал вправе в любое время в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения настоящего договора с обязательным письменным уведомлением Агента не менее чем за 10 (Десять) календарных дней.

7. Прочие условия

7.1. Стороны должны обеспечить за свой счёт все условия, установленные федеральным и региональным законодательством каждой из Сторон, необходимые для вступления в силу настоящего договора, а равно для защиты прав Сторон.

7.2. Права и/или обязанности по настоящему Договору могут быть переданы третьим лицам одной Стороной только на основании письменного разрешения другой Стороны.

7.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

8. Форс-мажор

8.1. Ни одна из сторон не несёт ответственности перед другой стороной за частичное или полное неисполнение обязательств, если оно явилось следствием обстоятельств, возникших помимо воли и желания сторон, и которые нельзя предвидеть или избежать разумными средствами, включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, землетрясения, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия, природные явления, несчастные случаи, запретительные действия властей, изменения в законодательстве.

8.2. Сторона, для которой наступили обстоятельства, указанные в п. 8.1., должна немедленно известить другую сторону о наступлении таковых.

8.4. При возникновении обстоятельств, указанных в п. 8.1. срок исполнения настоящего договора отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать эти обстоятельства.

8.6. Документ, выданный соответствующей торговой палатой или иным компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия обстоятельств, указанных в п. 8.1.

9. Споры и разногласия

9.1. Все споры и разногласия, по настоящему договору, будут разрешаться путём переговоров на основе действующего законодательства и обычаев делового оборота.

9.3. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

10. Конфиденциальность.

10.1. Стороны берут на себя обязательство не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну другой стороны и ставшие известными в результате их взаимного сотрудничества.

10.2. Под коммерческой тайной в настоящем Договоре понимаются все условия настоящего договора, всех приложений к нему, а также любая информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к сохранению конфиденциальности которой обладатель принимает все возможные меры. Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть переданы письменно, в виде фотографий, в электронном, графическом, а также в любом другом виде.

10.3. Информация не будет считаться коммерческой тайной и Получающая Сторона (Сторона, получающая информацию) не будет иметь никаких обязательств в отношении данной информации, если она удовлетворяет одному из следующих пунктов:

  • уже известна Получающей Стороне или является публично известной;
  • является или становится публично известной в результате неправильного, небрежного или намеренного действия Раскрывающей стороны (Сторона, передающая информацию Принимающей Стороне);
  • легально получена от третьих лиц без ограничения и без нарушения настоящего Договора;
  • независимо разработана Получающей стороной при условии, что лицо или лица, разработавшие её, не имели доступа к коммерческой тайне Раскрывающей стороны.

10.4. Получающая информацию Сторона будет соблюдать столь же высокую степень секретности во избежание разглашения или использования коммерческой тайны, какую Получающая сторона соблюдала бы в разумной степени в отношении своей собственной коммерческой тайны такой же степени важности.

10.5. Стороны обязуются использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, полученную в результате сотрудничества, лишь в целях этого сотрудничества.

10.6. Стороны обязуются после завершения сотрудничества не использовать коммерческую тайну, полученную в результате сотрудничества, в целях конкуренции с другой Стороной, а также с целью причинить вред. Также после завершения сотрудничества каждая Получающая сторона возвращают все документы и иные носители информации, переданные ей согласно п. 10.2 другой стороне в течение трёх дней с момента первого требования Раскрывающей стороны.

10.7. По настоящему Соглашению Стороны не получают никаких прав на интеллектуальную собственность другой Стороны.

10.8. В случае установления вины Получающей стороны в разглашении коммерческой тайны, Раскрывающая сторона по своему усмотрению имеет право возместить убытки, понесённые в связи с разглашением или использованием коммерческой тайны либо получить от Получающей стороны штраф в размере, оговорённом письменным образом при передаче информации.

10.9. Получающая Сторона не несёт ответственности за разглашение коммерческой тайны если:

  • такое разглашение произведено с письменного согласия Раскрывающей стороны;
  • соответствующая информация была предоставлена по требованию компетентных органов государственной власти и/или органов местного самоуправления.

10.10. Условия настоящего раздела вступают в силу с момента подписания настоящего договора и действуют в течение всего срока действия настоящего договора, а также в течение 3 (трёх) лет после прекращения всех обязательств, из него вытекающих.

11. Дополнительные условия и заключительные положения

Дополнительными условиями настоящего договора являются следующие положения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

/указать дополнительные условия/

Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Во всём остальном, не предусмотренном настоящим договором, Стороны будут руководствоваться действующим законодательством РФ.

Подзаконные нормативные акты

Подзаконный нормативный правовой акт – это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.

Подзаконный нормативный правовой акт – понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативные правовые предписания – от актов высших представительных органов, Президента РФ, Правительства РФ

до актов органов местного самоуправления. Всем этим актам присуще одно общее свойство – подзаконность.

В зависимости от органа, принимающего (издающего) нормативные предписания, целесообразно различать следующие виды подзаконных нормативных правовых актов.

Акты высшего представительного (законодательного) органа Российской Федерации – Федерального Собрания РФ. Речь идет об актах Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме законов, принимаемых Государственной Думой и одобряемых Советом Федерации, эти палаты принимают постановления – подзаконные акты. В постановлениях они реализуют принадлежащие им полномочия. Эти акты весьма разнообразны. Это и постановления Государственной Думы о принятии закона в окончательном варианте, либо законопроекта в нервом или втором чтении, либо его отклонении; постановления Совета Федерации об одобрении закона.

Чаще всего нормативные постановления палат Федерального Собрания посвящены урегулированию организационно-технических, процедурных вопросов.

Палаты Федерального Собрания наряду с нормативными принимают и постановления индивидуального порядка. Например, постановление Совета Федерации о назначении на должность судьи Конституционного или Верховного Суда; постановление Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий какого-либо депутата и др.

Акты Президента РФ. В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ является главой государства и наделен весьма широкими полномочиями. Реализуя их, он издает указы и распоряжения. Президент РФ издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента РФ о награждении государственными наградами Российской Федерации, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и др.).

Нормативные указы и распоряжения Президента РФ довольно сложно разграничить по объекту регулирования, хотя распоряжения более тяготеют к решению текущих, организационно-технических, процедурных вопросов (например, распоряжение о поощрении определенного лица или коллектива и др.).

Указ – наиболее характерный для Президента РФ подзаконный нормативный правовой акт. В случае его противоречия Конституции РФ и федеральным законам решением Конституционного Суда РФ указ Президента РФ может быть признан полностью или частично неконституционным. В этом случае он или отдельные его положения утрачивают силу.

Акты Правительства. Правительство РФ является органом государственной власти и осуществляет исполнительную власть в нашем государстве. Оно руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Организуя реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации, осуществляя регулирование в социально-экономической сфере и реализуя иные полномочия, Правительство издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Акты федеральных органов исполнительной власти. Система таких органов в России установлена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерства наделены правом вырабатывать государственную политику и осуществлять нормативное правовое регулирование в своей сфере деятельности. Функционирующие в составе министерств федеральные службы и федеральные агентства издают в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты. Нормативное правовое регулирование эти органы могут осуществлять в соответствии с указами Президента РФ. Таким правом наделены, например, ФНС России, ФТС России, ФСБ России и др.

Федеральные органы исполнительной власти, наделенные нормотворческой компетенцией, разрабатывают разнообразные нормативные правовые акты. Это приказы, инструкции, положения, наставления, правила, уставы и т.д. В системе этих актов ведущую роль играют приказы и инструкции. Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Инструкции же регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников.

Инструкции всегда нормативны. Приказы же могут быть и ненормативными, т.е. индивидуальными (приказы министра о назначении того или иного лица на руководящую должность, о поощрении конкретных сотрудников и др.).

Акты федеральных органов исполнительной власти подчинены актам Президента РФ или Правительства РФ и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Однако многие из них имеют внешнюю сферу действия, т.е. выходят за рамки министерств и являются обязательными для граждан, их объединений, предприятий, учреждений независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Такие акты подлежат государственной регистрации в Минюсте России. При регистрации подобного акта проверяется его законность: не ущемляет ли он права и свободы граждан, не возлагает ли на них дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности, не вышел ли орган, издавший акт, за пределы своей компетенции. При этом в самом акте указывается дата его регистрации в Минюсте России и регистрационный номер.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат официальному опубликованию (кроме актов и положений, содержащих государственную тайну или сведения конфиденциального характера) в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; па указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

По мере укрепления и развития правовой основы российского государства ведомственное регулирование должно быть существенно сокращено. Вопросы, затрагивающие общегражданские права, политические и личные свободы, обязанности человека и гражданина, должны регулироваться законом или хотя бы правительственными актами. Это позволит избежать ведомственного диктата в правовом регулировании.

Этот процесс начался уже давно. Так, постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 № 359 «Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителей» были отменены ведомственные правовые акты, в том числе инструкции, регулирующие отношения в области прав потребителей.

Акты органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Субъекты РФ, реализуя свою законодательную и исполнительную власть, занимаются в пределах своей компетенции правотворческой деятельностью. Строится она на основе конституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и иных субъектов РФ.

Все акты, принимаемые органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, являются подзаконными.

Законодательные органы субъекта РФ (они в разных субъектах называются по-разному – Законодательное собрание, областная дума и проч.) принимают законы и постановления. Порядок подготовки этих актов, рассмотрения и принятия устанавливается регламентом законодательного органа. Принятые законы, как правило, вступают в силу со дня их опубликования либо в иной срок, указанный в самих законах. Постановления вступают в силу со дня принятия, если в них не предусмотрено иное. Акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу не ранее 10 дней после их официального опубликования.

Актами исполнительной власти (администрации) субъекта РФ являются указы, постановления, распоряжения, приказы, вступающие в силу, как правило, с момента их подписания или утверждения законодательным органом, если иное не определено в самом акте.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают постановления, решения, распоряжения.

Все указанные акты имеют локальную сферу действия – они распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов РФ и местного самоуправления. Срок действия многих из них не превышает срока полномочий соответствующих представительных органов местного самоуправления, руководителей администраций.

Акты государственных и негосударственных организаций. Реализуя свои функции, эти организации разрабатывают и принимают (издают) такие виды нормативных правовых актов, как приказы (издаются руководителем организации), различного рода уставы, положения, на основе которых они действуют (устав предприятия, ассоциации, объединения, акционерного общества открытого или закрытого типа, утверждаемый участниками или принимаемый на общем собрании, конференции трудового коллектива). Эти акты, замыкая систему подзаконных нормативных правовых актов, действуют в рамках организации и обязательны только для ее членов.

Судебные процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: финансовое оздоровление; наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются конкурсное производство, мировое соглашение, иные предусмотренные Законом о несостоятельности процедуры банкротства.

В силу незначительного объема данного учебного пособия выделим лишь некоторые процедуры, применяемые при банкротстве.

1. Финансовое оздоровление. Это процедура банкротства, применяемая к должнику в ходе наблюдения в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Она подразумевает предоставление собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами финансовой помощи должнику. Финансовое оздоровление может быть предложено соответствующими лицами в ходе наблюдения и вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов. В этом же определении суд указывает административного управляющего. Максимальный срок данной процедуры может составлять не более двух лет.

В действующем Законе о несостоятельности закреплено требование к участникам санации, касающееся финансовой помощи: она должна предоставляться в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности. В качестве основного документа рассматриваемой процедуры следует назвать график погашения задолженности, в соответствии с которым удовлетворяются требования кредиторов. Требования кредиторов первой и второй очереди подлежат оплате в течение шести месяцев с даты введения процедуры, а все остальные требования — не позднее одного месяца до окончания финансового оздоровления. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в данный график изменений.

Необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что для совершения должником ряда сделок требуется согласие административного управляющего. Это такие сделки, которые, например, влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления; связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности, и т.д.

В связи с ведением процедуры финансового оздоровления возникают следующие правовые последствия:

  • o не начисляются неустойки, подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления;
  • o отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • o запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  • o запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • o отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • o приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за определенным исключением.

На сумму требований кредиторов, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты по ставке рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения процедуры финансового оздоровления по день погашения задолженности или до даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Процедура финансового оздоровления может быть окончена до истечения установленного арбитражным судом срока в случае, если все требования кредиторов погашены. Досрочно рассматриваемая процедура может быть прекращена в случаях:

  • — неоднократного или существенного нарушения сроков (более чем 15 дней) погашения задолженности согласно графику погашения задолженности;
  • — непредставления в арбитражный суд соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности.

В указанных случаях административный управляющий обязан созвать собрание кредиторов, на котором представляются отчет должника и заключение административного управляющего о ходе выполнения плана финансового оздоровления. При этом собрание кредиторов может принять решение об обращении в суд с одним из следующих ходатайств:

  • — о введении внешнего управления;
  • — о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
  • 2. Внешнее управление. Это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления платежеспособности. Она включает в себя комплекс мероприятий, реализуемых специально назначаемым судом лицом — внешним управляющим, к которому полностью переходят функции органов управления должника. Обычно внешнему управлению предшествует процедура наблюдения.

Внешнее управление обладает следующими чертами:

  • o применяется после возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве);
  • o вводится по инициативе кредиторов определением арбитражного суда, за исключением случаев, когда допускается назначение внешнего управления по решению суда, независимо от мнения кредиторов;
  • o подконтрольно арбитражному суду;
  • o имеет целями восстановление платежеспособности и прекращение дела о несостоятельности (банкротстве);
  • o предполагает отстранение руководителя от управления должником и назначение специального администратора — внешнего управляющего;
  • o предусматривает установление моратория на удовлетворение требований кредиторов и отменяет меры по обеспечению требований кредиторов;
  • o ограничено во времени законодательно: максимальный срок — 18 месяцев, пролонгация возможна на срок не более шести месяцев.

Внешнее управление основывается на использовании собственных возможностей должника по восстановлению платежеспособности, в частности с помощью перепрофилирования производства, иных организационно-экономических мероприятий, взыскания дебиторской задолженности, продажи части имущества должника и т.д. Оказание финансовой помощи третьими липами при проведении внешнего управления также не запрещается (в качестве меры по восстановлению платежеспособности предусматривается исполнение обязательств должника собственником его имущества или третьим лицом).

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения. Указанный план должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Введение внешнего управления влечет за собой ряд последствий, в их числе можно выделить следующие:

  • 1) мораторий на удовлетворение требований кредиторов — приостановление исполнения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам на весь период проведения внешнего управления. Объектом моратория являются только денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей. В период действия моратория прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащих уплате процентов (ч. 2 ст. 70 Закона о несостоятельности);
  • 2) прекращение правомочий органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия. Все полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему. Внешний управляющий утверждается собранием кредиторов, принявшим решение о введении внешнего управления, и назначается на должность окончательно арбитражным судом. Освобождение внешнего управляющего от исполнения обязанностей по управлению должником производится также по решению арбитражного суда.

С момента назначения внешний управляющий получает полномочия по управлению должником. Внешний управляющий вправе: а) распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с определенными ограничениями; б) заключать от имени должника мировое соглашение; в) предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о несостоятельности.

Обязанности внешнего управляющего заключаются в следующем: 1) принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; 2) разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; 3) вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; 4) заявлять в установленном законом порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; 5) принимать меры по взысканию задолженности перед должником; 6) вести реестр требований кредиторов; 7) реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, установленных Законом о несостоятельности; 8) информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; 9) представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

3) снятие мер по обеспечению требований кредиторов: любые аресты или ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве. Указанные последствия никоим образом не ущемляют интересы кредиторов, поскольку, во-первых, решение о введении внешнего управления принимают кредиторы и они же выдвигают кандидатуру внешнего управляющего; во-вторых, действия внешнего управляющего находятся под контролем комитета кредиторов и арбитражного суда.

Прекращается внешнее управление по истечении срока его проведения либо — при наличии ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего — досрочно. По истечении установленного срока внешнее управление подлежит прекращению независимо от достижения положительного результата, за исключением случаев, когда собранием кредиторов или внешним управляющим заявлено ходатайство о продлении срока внешнего управления. Основаниями для подачи такого ходатайства, по мнению одного из авторов комментария к Закону о несостоятельности А. В. Юхнина (М.: Статут, 1998. С. 224), являются следующие:

  • — восстановление платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
  • — установление невозможности восстановления платежеспособности должника;
  • — продажа в ходе внешнего управления предприятия (бизнеса должника).

Решение о прекращении внешнего управления принимается арбитражным судом после утверждения отчета внешнего управляющего. Указанный отчет представляется сначала собранию кредиторов. Отчет должен содержать одно из следующих предложений: а) о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника; б) о заключении мирового соглашения; в) о продлении установленного срока внешнего управления; г) о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Удовлетворение требований кредиторов при прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника производится в соответствии с реестром требований кредиторов. При прекращении внешнего управления в связи с заключением мирового соглашения внешнее управление прекращается с момента его утверждения. Все расчеты с кредиторами производятся в данном случае за рамками процедуры внешнего управления.

При недостижении цели внешнего управления должник признается банкротом, что влечет за собой открытие конкурсного производства и погашение задолженности перед кредиторами из стоимости имеющегося у должника имущества.

Закон о несостоятельности устанавливает особенности внешнего управления отдельными видами организаций. Эти особенности связаны главным образом со спецификой деятельности таких организаций либо их социально-экономическим значением. К их числу отнесены кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, страховые, сельскохозяйственные и градообразующие организации. Вероятно, этот перечень со временем будет дополняться.

3. Мировое соглашение. Это одна из возможных форм прекращения производства по делу, существующих в гражданском и арбитражном процессах. Мировое соглашение имеет двойственную природу: с одной стороны, это процессуальное действие, направленное на прекращение производства по делу; с другой — гражданско-правовая сделка, договор. Как к любой сделке, к мировому соглашению предъявляется ряд требований, касающихся его содержания, формы, порядка заключения. Часть этих требований практически не отличается от требований, предъявляемых ко всем гражданско-правовым сделкам, а часть является специфической, присущей лишь мировому соглашению. К специфическим требованиям можно отнести такие требования, как утверждение судом, направленность на окончание судебного дела и т.п.

Процедура мирового соглашения не предусматривает назначения каких-либо специальных управляющих. Заключение мирового соглашения, наоборот, влечет прекращение полномочий временного, внешнего или конкурсного управляющих. Полномочия внешнего и конкурсного управляющих в отношении юридического лица могут быть сохранены, если еще не назначен новый руководитель.

Мировое соглашение, заключенное до вынесения решения о признании должника банкротом, влечет прекращение производства по делу без вынесения решения о признании должника несостоятельным. Исходя из этого мировое соглашение, заключенное на стадии наблюдения или внешнего управления, может быть отнесено к процедурам, предотвращающим банкротство. Мировое соглашение как процедура, предотвращающая банкротство, может быть использовано в тех случаях, когда у должника имеются определенные средства для погашения требований кредиторов или хотя бы существует возможность их получения. В иной ситуации кредиторы не пойдут на заключение соглашения, если только они не заинтересованы в сохранении должника как контрагента по договорам.

Сторонами мирового соглашения являются должник и кредиторы. От имени должника в зависимости от стадии рассмотрения дела решение о заключении соглашения могут принимать руководитель должника, внешний или конкурсный управляющие. С другой стороны, в заключении мирового соглашения участвуют конкурсные кредиторы, решение от имени которых принимается собранием кредиторов. Помимо должника и кредиторов, в соглашении могут участвовать третьи лица, принявшие на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением, например лица, согласившиеся исполнить за должника часть его обязательств. В таком случае мировое соглашение подписывается также указанными лицами.

Если права и обязанности по соглашению третьему лицу передаются кредитором в порядке уступки требования, данное лицо в соглашении будет выступать уже в качестве кредитора, так как согласия других участников соглашения на это не требуется.

Мировое соглашение относится к сделкам, которые должны заключаться в простой письменной форме. Это требование прямо определено в ст. 155 Закона о несостоятельности. Со стороны должника соглашение подписывается лицом, принявшим решение о заключении данного соглашения. От имени кредиторов мировое соглашение подписывается лицом, уполномоченным на это собранием кредиторов. Несоблюдение письменной формы не является основанием для признания мирового соглашения недействительным. Отсутствие указанного требования объясняется тем, что без соблюдения письменной формы суд должен отказать в утверждении мирового соглашения.

Мировое соглашение вступает в силу для лиц, в нем участвующих, с момента его утверждения арбитражным судом.

В ст. 156 Закона о несостоятельности установлены требования к содержанию мирового соглашения. Все условия, предусмотренные данной статьей, можно разделить на две группы: 1) обязательные условия, которые должны оговариваться при заключении мирового соглашения; 2) факультативные условия, которые стороны могут включить в договор, а могут и не включать. К первой группе относятся условия о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ. Что касается второй группы условий, то к ним могут относиться порядок распределения судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и т.п.

Условия удовлетворения требований кредиторов различных очередей могут отличаться друг от друга. Соглашение может предусматривать либо поочередное погашение требований кредиторов, либо периодическое пропорциональное сумме требований погашение задолженности в отношении кредиторов всех очередей и т.п. Если соглашением не будет установлен порядок погашения требований кредиторов, требования должны погашаться в последовательности, предусмотренной Законом о несостоятельности.

Последствия заключения мирового соглашения указаны в ст. 159 Закона о несостоятельности. К ним относятся следующие:

  • o прекращение определением суда дела о несостоятельности;
  • o в случае утверждения мирового соглашения арбитражным судом в ходе финансового оздоровления прекращение исполнения графика погашения задолженности;
  • o прекращение моратория на удовлетворение требований кредиторов, если соглашение утверждено в ходе внешнего управления. Если соглашение достигнуто после принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства, данное решение не подлежит исполнению.
  • o прекращение полномочий временного, внешнего и конкурсного управляющих;
  • o погашение задолженности перед кредиторами.

В заключение необходимо заметить, что во всех странах система банкротства находится под контролем государства. Участие государства проявляется не только в создании нормативной базы, но и в том, что в назначении и проведении процедур банкротства активную роль играет специальный орган по делам о несостоятельности, а также суд: признание должника банкротом — прерогатива суда. Повсеместно существует система судебных восстановительных процедур.