56 статья семейного кодекса РФ

1. В комментируемой статье предусмотрено право ребенка на защиту своих интересов, в том числе от злоупотреблений со стороны родителей.

Указанное право предусмотрено и международными соглашениями. Так, в Конвенции о правах ребенка предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 16, 19, 32 — 34, 37 Конвенции о правах ребенка).

Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими, к числу которых относят опекунов, усыновителей), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Права и обязанности родителей закреплены в главе 12 Семейного кодекса, ст. 32, 48 ГПК РФ.

Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Вместе с тем они должны представить суду доказательства, подтверждающие их родство с ребенком. Такими доказательствами являются свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий личность родителей. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними.

Как уже было отмечено, несовершеннолетний признается полностью дееспособным в результате эмансипации или заключения брака. В таких случаях, как следует из п. 1 комментируемой статьи, несовершеннолетний имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Вместе с тем ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении либо ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ) и с требованием об объявлении эмансипированным (ст. 27 ГК РФ). Надо полагать, что ребенок в этом случае наделяется не только правом на обращение в суд с иском (заявлением, жалобой), но и всеми гражданскими процессуальными правами и обязанностями: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и др. (ст. 30 ГПК).

Право на защиту находит свое конкретное выражение в том, что ребенок может обращаться для защиты своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд. Но даже достигшему возраста 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет.

3. П. 3 комментируемой статьи устанавливает, что должностные лица и граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Комментируемая статья не указывает, какая именно ответственность наступает в случае неисполнения этой обязанности, поэтому она по существу носит декларативный характер.

Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Верховный Суд РФ разъяснил, что суды не должны оставлять без внимания факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к ним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; на подобные факты, выявляемые при разбирательстве споров о детских судьбах, следует реагировать частным определением (п. 21 Постановления Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее — СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

28 июля 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
— выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
— декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее — СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами Градостроительного кодекса РФ (далее также — ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее — Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», внесенной в указанный Закон ст. 6 Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее — строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее — СРО в области строительства), если иное не установлено нормами Градостроительного кодекса РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
— в отношении выполнения любых вышеуказанных работ — для лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
— в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с п.п. 1-3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также — работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ в редакции п. 20 ст. 1 Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч.ч. 2, 4 ст. 55.4 ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 — для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения (п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее — НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
— членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
— наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
— подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч.ч. 1, 3 ст. 79 Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч.ч. 2-2.3 ст. 55.2 ГрК РФ, ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными (ч. 6 ст. 20 Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ, ч. 1 ст. 7 Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч.ч. 1, 3, 5 ст. 7.1 Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно п. 5 ч. 2 ст. 55.17 ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ). Форма выписки в силу ч. 5 ст. 55.17 ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки — по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного ст. 103 Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Налоговая амнистия для физических лиц и ИП в 2020 году

Налоговая амнистия — это инициатива государства по освобождению налогоплательщиков от налоговых обязательств (исчисления и уплаты налогов по тем или иным основаниям) и ответственности за нарушение этих обязательств. Каждого налогоплательщика, физлица и ИП в данном случае, могут заинтересовать нюансы этого явления. Поэтому рассмотрим, какие средства подпадают под амнистию и как она происходит.

Налоговая амнистия 2020 для физических лиц

Налоговая амнистия введена Федеральным законом от 28.12.2017 № 436 по инициативе Президента РФ. Большинство долгов налоговики успели списать в 2018 году, но то, что не успели, продолжат проводить в 2020-м. Нормы ФЗ № 346 (например, ст. 11, 12) содержат изменения, которые позволяют списать долги по:

  • налогам;
  • страховым взносам;
  • пеням и штрафам за неуплату обязательных платежей.

Указанный ФЗ дополнил ст. 217 НК (список доходов, которые не подлежат обложению НДФЛ) пунктом 72, благодаря которому в список попали средства налогоплательщиков, обретенные в период с 01.01.2015 по 01.12.2017 при двух условиях:

  1. За них не вычли НДФЛ.
  2. Налоговый агент (то лицо, которое вычитает НДФЛ из выплаченного им дохода и переводит его в бюджет) проинформировал об этом налоговую и налогоплательщика (по п. 5 ст. 226 НК).

Новый пункт одновременно говорит и о средствах, которые освобождение не затрагивает, в их числе следующие:

  • награды за труд, работы, услуги;
  • дивиденды, проценты;
  • материальная выгода, которую определяют по ст. 212 НК;
  • натуральная прибыль, ее определяют по ст. 211 НК, здесь же подарки от организаций, ИП;
  • выигрыши, призы, которые получают по итогу конкурсов, игр и иных мероприятий.

Следовательно, налоговая амнистия, в соответствии с законодательством, например, распространяется на плату за коммунальные услуги или суммы кредитов, которые списали, т. е. «условные поступления».

Соответствующие указания на п. 72 возникли и в ст. 228 НК (п. 6 и 7). Амнистия не применяется, если НДФЛ уплатили или взыскали до начала действия ФЗ от 28.12.2017 № 436 или когда суммы налога за свободные поступления уже взысканы

Прощенные долги и их время

Налоговая амнистия для физических лиц, по ст. 12 436-ФЗ, предусматривает безнадежность и списание недоимок и задолженностей по пеням, которые налоговые органы начислили на конкретную недоимку. Они должны значиться к дате списательного решения по таким налогам физических лиц:

  • транспортный;
  • имущественный;
  • земельный.

Вид налога

Кто платит

Транспортный налог

Обязаны платить все владельцы транспортных средств, подлежащих налогообложению (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

Имущественный налог

Платят собственники недвижимости (неважно, будет ли он резидентом, нерезидентом или лицом без гражданства), которая является объектом налогообложения и находящееся на территории РФ (ст. 400 НК РФ).

Земельный налог

Облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Например, у физлица имелась задолженность по транспортному налогу – 100 тыс рублей на начало 2015 года. Соответственно были начислены пени на конец 2017 года в размере 10 тыс рублей. Итого сумма недоимки: 110 тыс. рублей. Вся эта сумма будет списана по системе налоговой амнистии.

Амнистируют исключительно те задолженности физических лиц по налоговым платежам, которые появились по состоянию до начала 2015 года. Списывать их нужно потому, что истечение трех лет с момента образования налоговых недоимок далеко не всегда значит, что ФНС не сможет их взыскать. Вопрос сроков исковой давности в налоговой сфере имеет ряд тонкостей, о которых можно прочесть в статье «Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц».

Решение о списании и порядок применения

Амнистия по налогам физических лиц — это списание недоимок и задолженностей по месту жительства этих лиц, месту, где находится их имущество (транспорт или недвижимость). Такое действие базируется на информации о размере недоимки и задолженности и совершается без участия налогоплательщика. То есть обращаться в ФНС не нужно.

Решение обязательно содержит Ф.И.О.гражданина, его ИНН, суммы недоимки, задолженности, которые списываются. При этом оно произвольно по форме, конкретные сроки его принятия также отсутствуют. Списания происходят автоматически, без подачи каких-либо заявлений и документов. Должники получают решение о списании долгов в ФНС и передают его судебным приставам, которые вели производство по возврату.

Амнистирование долгов по страховым взносам

Физлица без статуса ИП платят страховые взносы, когда они насчитывают зарплату работникам, а также вознаграждают подрядчиков. С января 2017 года страховые взносы администрируют налоговики.

По части 3 статьи 4 ФЗ от 03.07.2016 № 243, если ФНС не может взыскать переданные ей фондами (социального страхования и пенсионным) «страховые обязательства», включая появившиеся пени и штрафы, плюс аналогичные суммы, доначисленные по выводам проверок, которые произошли за отчетные периоды, то эти долги оцениваются как безнадежные и списываются по ст. 59 НК.

Такой норматив используют, если иное не устанавливается новой нормой, которая вступила в силу 29.01.2018. Согласно ей, налоговая по месту жительства физического лица воспринимает взносы (недоимки, задолженности по пеням и штрафам) как безнадежные и списывает их, если время, отведенное для их взыскания, истекло до января 2017 года. Режим списания утвержден Приказом ФНС России от 14.05.2018 № ММВ-7-8/256@.

Одним из условий списания является отсутствие на 29.12.2017 судебного решения относительно долгов. В этом случае ФНС утрачивает возможность истребовать задолженности. Также это условие не применяется, когда долги уплачены (взысканы, списаны) до 29 декабря 2017 года.

Фонд социального страхования и Пенсионный обязаны направить налоговикам сведения о величине недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам (страховые обязательства), которые образовались на 01.01.2017. Кроме того, передаются данные о размерах долгов, взыскать которые уже невозможно, поскольку 01.01.2017 истекло время их взыскания, установленное НК.

Если до этого времени невозможно истребовать страховые обязательства в государственные внебюджетные фонды, так как истек установленный срок их взыскания и отсутствует соответствующий судебный акт, включая определение об отказе в восстановлении срока подачи заявления в суд о взыскании долгов, фонды признают безнадежными и списывают суммы недоимки, согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 12.02.2018 № 49п, Приказу ФСС РФ от 06.02.2018 № 35.

Налоговая амнистия 2020 для ИП

Для ИП в рамках амнистии безнадежными и списанными станут недоимки и пени, а также штрафы, появившиеся на 01.01.2015. Причем такое списание коснется и тех, кто утратил статус ИП до принятия такого решения.

Не будут амнистированы:

  • НДПИ;
  • акцизы;
  • платежи за перемещение товаров за российские границы.

Решение о налоговых списаниях для ИП принимается во многом аналогично списанию для физлиц. ФНС принимает его автоматически по месту регистрации предпринимателя, с указанием тех же данных, что и для физлиц, ИНН должен быть предпринимательским.

Страховые взносы ИП

С 29.01.2018 вступила в силу ст. 11 ФЗ от 28.12.2017 № 436, по которой списываются безнадежные недоимки по страховым взносам в российские государственные внебюджетные фонды за отчетное время до 01.01.2017. Величину недоимки вычисляют по п. 11 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 № 212.

Как правило, пассив по пеням и штрафам есть у того, кто занимается частной практикой на законных основаниях ИП (адвокатов, нотариусов и т. д.), а также у тех, кто к моменту списания не имеет такого статуса. Имеются в виду страховые взносы, которые ИП уплатил за себя в Пенсионный фонд и не предоставил отчетность в Декларации, только в размере, определенном по формуле:

8 МРОТ (на начало финансового года, за который уплачиваются взносы) × 26 % × 12.

(Напомним, что в 2014 год МРОТ был равен 5 554 руб., в 2015 году — 5 965 руб., в 2016-м — 6 204 руб.)

Помимо невыполнения обязанности по предоставлению отчетности и расчета размера таких взносов, для списания долгов нужно, чтобы обязательства не были погашены либо взысканы (Пенсионным фондом или налоговиками). В большинстве случаев это будут люди, которые зарегистрировались как ИП, но после этого по факту прекратили заниматься предпринимательской деятельностью. Это касается и тех, чей предпринимательский статус прекращен.

ИП с задолженностью по страховым взносам за себя, которые предоставляли необходимую налоговую отчетность, не могут ее амнистировать.

Решение о безнадежности и списании недоимок и задолженностей Федеральная налоговая служба принимает аналогично вышеизложенным вариантам.

Списание безнадежных долгов 2020

ФНС РФ подготовила проект Приказа «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию»: посмотреть его можно на сайте для размещения проектов нормативной документации.

В проекте перечислены случаи, в которых налоговая задолженность будет признана безнадежной:

  • если физлицо и ИП признают банкротом;
  • если по решению суда срок взыскания недоимки будет признан истекшим;
  • если будет установлено, что налоги со счета плательщика ушли, но на бюджетный счет по каким-то причинам не пришли.

Также долги будут списаны в случае смерти физлица и ликвидации юрлица.

Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2020

Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2020 года:

Размер государственной пошлины:

Выберите пошлину:

Подача искового заявления

Имущественного характера, не подлежащего оценке, а также неимущественного характера

Физическое лицо

Юридическое лицо

Имущественного характера, подлежащего оценке

Введите сумму иска в рублях:

Подача заявления о вынесении судебного приказа

Имущественного характера, подлежащего оценке

Введите сумму иска в рублях:

Подача заявления по делам особого производства

Подача искового заявления о расторжении брака

Подача апелляционной жалобы или кассационной жалобы

Физическое лицо

Юридическое лицо

Подача надзорной жалобы

Физическое лицо

Юридическое лицо

Как использовать калькулятор госпошлины 2020

Истец уплачивает госпошлину в суд при подаче исков, заявлений и жалоб. При этом к документам в суд он обязательно прикладывает (в приложение) оригинал документа, подтверждающий уплату госпошлины.

Расчет госпошлины имеет определенный алгоритм. Рассчитать точную сумму можно с помощью калькулятора. Сначала необходимо определить, какова цена иска, может ли плательщик воспользоваться льготами, подает ли он исковое заявление или заявление в порядке особого производства, о выдаче судебного приказа.

Итак, госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2020 использовать просто. Выберите нужный пункт. После этого введите цену иска (обратите внимание, что не все иски подлежат оценке). Калькулятор покажет размер госпошлины, который необходимо будет оплатить. Кроме того, мы укажем подсудность гражданских дел (мировой судья или районный (городской) суд).

Полученную с помощью калькулятора госпошлины сумму нужно заплатить через банк в том регионе, куда будет подано исковое заявление. И от имени подателя документов (истца, заявителя). Реквизиты можно найти на официальном сайте того суда, куда истец подает документы.

Когда используется калькулятор госпошлины 2019 года

Представленный калькулятор используется для расчета:

  • платы за рассмотрение дел, рассматриваемых районными (городскими) судами
  • платы за рассмотрение дел, рассматриваемых мировым судьям
  • госпошлины в областные, краевые, республиканские суды, в Верховный Суд РФ

В 2020 году размер госпошлины в суд не изменился. При подаче исковых заявлений, начиная с 01 января 2020 года, госпошлина должна оплачиваться по указанным тарифам.

Госпошлину в случае положительного решения по делу истец может взыскать с ответчика, как и другие судебные расходы.

Что такое госпошлина в суд

Государственная пошлина (госпошлина) в суд – это установленный законом сбор, который плательщик должен оплатить при обращении в суд.

Госпошлина относится к судебным расходам, что закрепляют статьи 88 ГПК РФ, 103 КАС РФ. ГПК и КАС устанавливают порядок определения цены иска, случаи доплаты госпошлины. В положениях процессуальных кодексов установлен порядок взыскания и распределения судебных расходов, в том числе и уплаченной при подаче иска госпошлины.

Размеры госпошлины, порядок ее уплаты, случаи предоставления льгот, возможности отсрочки, рассрочки и возврата госпошлины устанавливает глава 25.3 части 2 Налогового кодекса РФ. Калькулятор госпошлины не учитывает эти отдельные привилегии.

Госпошлина в суд по имущественным искам

Размер госпошлины зависит от того, с каким заявлением вы собираетесь обратиться в суд. Если требования носят имущественный характер, то расчет госпошлины производится от цены иска по следующим формулам, от цены иска:

  • до 20 000 руб. размер госпошлины 4 %, не меньше 400 руб.;
  • от 20 001 руб. до 100 000 руб. размер госпошлины в суд определяется суммой 800 руб. и 3% от суммы, превышающей 20 000;
  • от 100 001 руб. до 200 000 руб. размер госпошлины в суд составит 3200 руб. плюс 2% от суммы, больше 100 000 руб.;
  • с 200 001 руб. до 1000000 руб. размер госпошлины составит сумму 5200 руб. и 1% от суммы, свыше 200000 руб.;
  • наконец, при цене иска больше 1 000 000 руб. размер госпошлины определяется сложением 13200 руб. и 0,5% от суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.

Для административных исковых заявлений, подлежащих оценке, расчет госпошлины будет аналогичным.

Особенности расчета госпошлины по отдельным категориям дел

Налоговый кодекс РФ устанавливает особенности расчета госпошлины в суд по ряду категорий дел:

  • при обращении в суд с иском о расторжении брака госпошлина уплачивается в размере 600 руб.
  • при обращении с требованиями, вытекающими из алиментных обязательств, размер госпошлины в суд составит 150 руб. Если судом выносится решение о взыскании алиментов, как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза. Истец при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины.
  • если подано заявление о выдаче судебного приказа, заявитель оплачивает госпошлину в размере 50% от той суммы, которую он должен уплатить при подаче соответствующего иска.

Если истец обращается в суд с исковым заявлением неимущественного характера или иск не подлежит оценке, а также при подаче жалобы в порядке надзора, размер госпошлины для граждан составит 300 руб., а организации оплачивают госпошлину 6000 руб.

При подаче апелляционной жалобы или кассационной жалобы граждане оплачивают госпошлину в размере 150 руб., организации 3000 руб. Подача административных исков об оспаривании в суде правовых актов размер госпошлины влечет обязанность для граждан оплатить 300 руб.; для юридических лиц 4500 руб.; аналогичным будет размер пошлины при оспаривании ненормативных актов высших органов власти РФ;

При оспаривании в порядке административного судопроизводства действий должностных лиц, ненормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления размер госпошлины составит для физических лиц – 300 руб.; для организаций – 2000 руб.

Когда в суд заинтересованное лицо подает заявление в порядке особого производства, он оплачивает госпошлину в размере 300 руб. (заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение).

Как оплачивается госпошлина в суд в 2020 году

При подаче исковых заявлений, содержащих имущественные и неимущественные требования (например, о взыскании суммы ущерба и компенсации морального вреда), по каждому отдельному требованию оплачивается госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2020 поможет для каждого требования.

При подаче в суд исков о разделе имущества, о выделе доли, о признании права на долю в имуществе размер госпошлины зависит от того, рассматривались ли ранее судом требования о признании права собственности на это имущество. Если рассматривались, то размер госпошлины для граждан составит 300 руб., для организаций 6000 руб.

Если истец увеличил размер иска, он должен доплатить госпошлину.

В случае одновременного расторжения брака и раздела имущества размер госпошлины составит 600 руб. плюс размер госпошлины от цены имущества, на которое претендует истец.

Суд имеет право освободить истца от уплаты госпошлины, снизить ее размер, предоставить отсрочку или рассрочку в уплате (при наличии соответствующего заявления), учитывая материальное положение заявителя.

Льготы при оплате госпошлины в суд

Истцы не оплачивают госпошлину при подаче исков:

  • по трудовым спорам;
  • об усыновлении детей;
  • о взыскании пособий;
  • по алиментам на несовершеннолетних детей;
  • о возмещении вреда здоровью;
  • о возмещении вреда преступлением;
  • по жалобам на судебных приставов-исполнителей;
  • из незаконного уголовного преследования;
  • по требованиям в защиту прав ребенка;
  • из неимущественных требований в защиту прав инвалидов;
  • о госпитализации в психиатрическую лечебницу.

Граждане не оплачивают госпошлину при подаче апелляционных жалоб и кассационных жалоб на решения о расторжение брака.

Госпошлина не оплачивается при цене иска меньше миллиона рублей для следующих категорий плательщиков:

  • общественные организации инвалидов;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • истцы по защите прав потребителей;
  • ветераны, при защите своих прав по законам о ветеранах;
  • пенсионеры по искам к пенсионным учреждениям.

В случае, если цена иска превышает миллион рублей, оплатите в общем порядке. За минусом 13200 руб.

Не облагаются госпошлиной заявления об отсрочке, о рассрочке исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение, частные жалобы на определения суда.

Это основные постулаты по вопросу госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2020 года можно использовать при самостоятельных расчетах, а особенности мы раскрыли в отдельных статьях, посвященных процессуальным документам.