294 ФЗ о защите прав потребителей

Обзор ФЗ-294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется на двух уровнях – государственном и муниципальном. Деятельность государственных органов контроля определяется распоряжениями правительства Российской Федерации, а деятельность муниципальных органов контроля – руководством конкретного субъекта Российской Федерации.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

К полномочиям, которые есть у контролирующих органов, относятся:

  • осуществление плановых осмотров территорий, акваторий, средств производства и транспорта в соответствии с 13 статьей Федерального закона №294;
  • осуществление обследований административного характера в отношении объектов, связанных с земельными тяжбами физических и юридических лиц;
  • исследование всех параметров и показателей природных объектов, окружающей среды и полезных ископаемых. Подобные действия могут осуществляться в рамках экомониторинга, а также социогигиенического мониторинга и только в соответствии с законами РФ;
  • измерение всех параметров и характеристик сетей и объектов электроэнергетической отрасли, а также систем снабжения водой, газом, канализационных систем, систем связи и так далее. При этом контролирующие органы могут снимать замеры частоты радиопередач, однако, только в том порядке, который предусмотрен законами Российской Федерации;
  • контроль над тем, чтобы при распространении рекламы в обязательном порядке соблюдались все требования, предусмотренные законодательством;
  • контроль над тем, чтобы при размещении какой-либо информации в сети интернет, а также в СМИ также соблюдались все нормы;
  • осуществление контроля над юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посредством анализа данных, которые сами предприниматели предоставили о своей деятельности в рамках выполнения законов федерации;
  • осуществление всех прочих мероприятий, связанных с контролем, которые разрешены законами РФ.

Осуществление тех или иных мероприятий в рамках надзора должно соответствовать уровню компетентности лица, которое этим непосредственно занимается, а также согласовано с главой ведомства или его первым заместителем.

Если в ходе перечисленных выше действий были выявлены нарушения, должностное лицо контролирующего органа имеет право предпринять меры по их пресечению (однако, только в рамках собственной компетенции), а также отправить официальный доклад на имя своего руководителя или своего заместителя для принятия всех дальнейших решений.

Если же в результате проверки были выявлены признаки будущих нарушений, представители контролирующего органа имеют право направить предпринимателю официальное предостережение с описанием всех мер и санкций, которые будут применены в случае несоответствия закону.

Какими могут быть проверки

В соответствии с Федеральным Законом №294, в отношении юридических лиц и предпринимателей индивидуального типа могут проводиться проверки планового или внепланового характера. И те, и другие могут быть документальными (проверяются только документы, присутствующие в архивах контролирующей организации) и выездными (сотрудники посещают сам объект и лично осматривают его).

Вне зависимости от типа длительность любой проверки не может превышать двадцати дней. В определенных ситуациях (например, когда необходимо подробное изучение большого количества документов в рамках проведения расследования) длительность проверки может быть увеличена сверх нормы, но не более, чем на двадцать дней (для крупных предприятий), и не более, чем на пятнадцать часов (для мелких предприятий).

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, разрабатываемым органами государственного контроля исходя из их полномочий. Как правило, такие контрольные мероприятия не слишком сильно беспокоят предпринимателей, так как те успевают полноценно подготовиться к ним.

Внеплановые проверки, в соответствии с 10 статьей Федерального Закона №294, могут быть осуществлены в таких ситуациях:

  1. Предприниматель нарушил предписание, в рамках которого ему нужно было устранить нарушение и/или выполнить требование в течение определенного времени.
  2. В контролирующий орган поступили заявления от сторонних граждан или юридических лиц.

Такие заявления могут сообщать о следующем:

  • об угрозе жизни и здоровью людей, а также об угрозе для объектов живой природы, культурных памятников. Также речь может идти о безопасности государства и риске возникновения глобальной угрозы природного или антропогенного характера;
  • был причинен вред жизни или здоровью граждан;
  • был нарушен закон о защите прав потребителей;
  • имел место приказ руководителя органа государственного контроля, Правительства РФ, Президента страны или органов прокуратуры о том, что в отношении предпринимателя должна быть проведена проверка.

Если основанием для внеплановой проверки являются обстоятельства, указанные с угрозой жизни и здоровью, она может быть осуществлена незамедлительно и без предварительного согласования с вышестоящей инстанцией.

Органы прокуратуры при этом должны быть извещены в течение первых суток.

По какой процедуре осуществляется аудит

Если проверка производится в документальной форме, надзорный орган просто запросит у предприятия все необходимые ему бумаги.

После получения запроса проверяемое лицо должно направить всю документацию по нужному адресу в течение пяти рабочих дней. Все документы, которые отправляются по электронной почте, должны сопровождаться цифровой подписью уполномоченного лица, а все копии бумажных документов – обычной подписью.

Если потребуется, надзорный орган имеет право потребовать письменное объяснение любых предоставленных данных.

Выездные проверки обычно назначаются в тех случаях, когда в ходе документального контроля не получилось выяснить все обстоятельства, которые интересуют уполномоченный орган. Достаточно часто в качестве сторонних наблюдателей при таких проверках присутствуют представители других юридических лиц, не имеющих никакого отношения к деятельности проверяемого.

Специалисты, которые занимаются осуществлением аудита непосредственно, ограничены рядом правил. В частности, речь идет о запретах на следующее:

  • проверку юридического лица по вопросам, которые не входят в юрисдикцию проверяющего;
  • изъятие оригинальных версий документов, которые отношения к предмету проверки не имеют;
  • отбор примеров продукции без написания протокола про истребование;
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • осуществление проверки не в присутствии уполномоченного представителя юридического лица;
  • требование о компенсации затрат на проведение контроля.

Исходя из результатов аудита, создается специальный акт, один из экземпляров которого остается в компании, а другой перемещается в архив надзорного органа.

Если в ходе проверки были выявлены административные правонарушения, то в течение двух месяцев с момента осуществления аудита по адресу компании придет постановление о наложении штрафа.

Если предприниматель согласен с санкциями, ему необходимо погасить задолженность в течение 30 дней. Если несогласен – у него есть 10 суток для обжалования решения надзорного органа в судебной инстанции.

Права и обязанности юридического лица или частного предпринимателя при проведении проверки

Руководитель предприятия или иное должностное лицо, которое уполномочено быть его представителем, во время проверки имеет такие права:

  • лично присутствовать во время того, как сотрудники контролирующего органа будут осуществлять свою деятельность;
  • давать разъяснения по любым вопросам, которые непосредственно связаны с деятельностью контролирующего органа;
  • получать от представителей контролирующего органа все данные, которые относятся к проверке и подходят под рамки, установленные Федеральным Законом №294;
  • знакомиться с результатами проверки, ставить в документах соответствующую отметку, а также свидетельствовать о своем согласии или несогласии с упомянутыми результатами. Те же права у него есть и в отношении действий отдельных лиц, представляющих органы государственного контроля;
  • обжаловать действия, совершенные сотрудниками государственного или муниципального контроля в суде. Основанием для этого может быть нарушение прав юридического лица или индивидуального предпринимателя во время проверки;
  • привлекать уполномоченного при Президенте РФ по защите прав юридических лиц к участию в проверке;
  • заполнять журнал проверок в той типовой форме, которая предусмотрена нормативными актами Российской Федерации.

Что касается обязанностей предпринимателя или его уполномоченного представителя, то они выглядят следующим образом:

  • во время проведения проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить присутствие руководителя или его представителя на объекте, который осматривают представители контролирующего органа;
  • во время выездной проверки официально уполномоченный представитель или индивидуальный предприниматель обязан обеспечить доступ контролирующего органа ко всем документам предприятия, а также ко всем территориям, которыми владеет юридическое лицо (это относится к любым зданиям, сооружениям и помещениям, а также перевозимым грузам, транспортным средствам и средствам производства);
  • если контролирующий орган запрашивает у юридического лица или индивидуального предпринимателя какие-либо документы для ознакомления, предприниматель обязан предоставить их в установленный срок.

Отказ предпринимателя от выполнения названных выше обязанностей будет трактоваться как прямое нарушение Федерального закона №294. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Ст. 22.1 КоАП определяет перечень органов и лиц, которые уполномочены выносить решения по административным делам. Кроме судебной системы Кодекс закрепляет это право за несколькими десятками органов власти. В основном это ведомства, задачей которых является контроль и надзор за исполнением законов. При этом в ряде случаев право на рассмотрение дел об административных правонарушениях находится в компетенции непосредственно руководителей государственных органов или их заместителей. Рядовому гражданину не просто разобраться, какие органы занимаются конкретным административным делом, для этого необходимо знать, какие правонарушения им подведомственны.

Судебные органы

Большинство административных дел рассматривают суды. Как правило, это наиболее серьезные правонарушения, при расследовании которых нужны профессионализм и компетентность в правовых вопросах. К тому же большинство наказаний может назначить только судья, например, административный арест, конфискация орудия преступления, дисквалификация. Читайте: Что такое суд первой инстанции? Определение суда первой инстанции.

Орган, к которому первоначально поступило дело, вправе передать его в суд, если посчитает правонарушение слишком серьезным и заслуживающим более сурового наказания, чем он может назначить. Кроме того только суд вправе одновременно рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Под судебную юрисдикцию попадают следующие виды правонарушений:

  1. Посягательство на права и свободы граждан. Это происходит, когда пытаются ограничить участие в выборах, демонстрациях и шествиях; принуждают к проведению или отказу от проведения забастовки; препятствуют трудоустройству и т.д.
  2. Угроза здоровью граждан, нарушение санитарных норм, посягательство на нравственность. К таким правонарушениям относятся занятие незаконной врачебной деятельностью, нанесение вреда окружающей среде.
  3. Причинение ущерба собственности граждан. Это может быть уничтожение или повреждение имущества, хищение в незначительном размере.
  4. Неповиновение требованию или распоряжению сотрудника полиции, сотруднику органа государственного контроля.
  5. Нарушение общественного порядка и безопасности, например, мелкое хулиганство.

Чтобы выяснить, кто рассматривает дело о конкретном правонарушении, необходимо знать особенности его возбуждения и статус привлеченного к ответственности лица. Арбитражные суды разбирают административные дела о привлечении к ответственности ИП и юридических лиц за правонарушения, связанные с предпринимательской и экономической деятельностью.

Когда виновным является военнослужащий, процесс будет проходить в гарнизонном военном суде.

Если после возбуждения дела проводилось предварительное расследование, в ходе которого запрашивали показания свидетелей, назначали экспертизу, изучали показания технических средств, то дело будет рассматривать районный суд.

Он же решает вопросы выдворения из РФ иностранных граждан, дисквалификации или приостановления деятельности организации.

Во всех прочих случаях дело подведомственно мировому суду.

Комиссия по делам несовершеннолетних

В соответствии со ст. 2.3 КоАП к административной ответственности можно привлекать граждан с 16 лет. Разбирает такие правонарушения комиссия по делам несовершеннолетних, ее образуют местная администрация совместно с органами самоуправления. Так же к ее компетенции относятся вопросы неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, о вовлечении несовершеннолетних в употребление алкоголя или табачных изделий. Членами комиссии могут быть представители администрации и общественных организаций, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних.

Органы внутренних дел

Полиция и ГИБДД рассматривают дела, связанные в основном с физическими лицами. Им предоставлено право привлекать за административные нарушения в следующих областях:

  • изготовление, реализация, покупка, хранение и ношение оружия;
  • приобретение и хранение наркотиков в небольших количествах;
  • безопасность движения всех видов транспорта;
  • операции с валютой;
  • торговля запрещенными товарами;
  • ПДД и регистрации транспортных средств и т.д.

Выносить решения вправе руководители ОВД и ГИБДД, а так же их заместители. Рядовые сотрудники могут только составлять протоколы о выявленных правонарушениях и передавать их для рассмотрения в вышестоящие инстанции.

Контрольно-надзорные органы

Читайте: За что штрафует трудовая инспекция согласно законодательству

Они следят за соблюдением законодательства гражданами и юридическими лицами в различных сферах. В настоящее время такое право предоставлено более чем 70 ведомствам. В их число входят органы надзора и контроля:

  • санитарно-эпидемиологического;
  • ветеринарного;
  • земельного;
  • промышленного;
  • противопожарного;
  • жилищного;
  • налогового;
  • трудового;
  • антимонопольного
  • защиты прав потребителей;
  • пограничного;
  • таможенного и др.

Должностные лица этих ведомств могут рассматривать административные дела и назначать наказания только в пределах своих полномочий. К ним относятся руководители данных учреждений и их заместители.

Прочие должностные лица, которые непосредственно осуществляют надзор и контроль, вправе выявлять нарушения и составлять соответствующие акты. Это государственные инспекторы, санитарные врачи, контролеры-ревизоры и т.д.

Административные комиссии

Эти органы создают местные власти для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта РФ. Некоторые регионы образуют специализированные административные комиссии, например, в сфере учета и использования жилого фонда или по контролю за землепользованием и застройкой населенных пунктов. В большинстве субъектов приняты нормативные акты об административных комиссиях либо их деятельность регулируется законом об административных правонарушениях.

Таким образом, дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП вправе рассматривать различные органы, как постоянно действующие, так и специально созданные на региональном уровне.

Для чего нужна справка об отсутствии судимости обычному человеку? Справка об несудимости может потребоваться вам в целом ряде случаев, например, при получении вида на жительство в Российской Федерации, при устройстве на работу в те или иные государственные или коммерческие структуры, для оформления разрешения на оружие и др. Выдачу подобной справки об отсутствии судимости производят информационные центры ГУ МВД России.

В данной публикации мы расскажем, как пройти процедуру подтверждения, что ты «чист перед законом», результатом которой и является выдача справки «о несудимости», которая до января 2012 года называлась «Справка о наличии (отсутствии) судимости», а в настоящее время именуется как «Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

  • Кому нужна справка об отсутствии судимости?
  • Как получить справку об отсутствии судимости гражданину России?
  • Как получить справку об отсутствии судимости иностранному гражданину?
  • Где заказать справку об отсутствии судимости?
  • Можно ли оформить справку о несудимости через интернет?
  • Образец справки об отсутствии судимости
  • Каков срок действия справки об отсутствии судимости

Кому и для чего нужна справка об отсутствии судимости?

Для чего нужна справка «об отсутствии судимости»? Чаще всего справку об отсутствии судимости запрашивают кадровики при трудоустройстве на работу в госструктуры, например, для сотрудников правоохранительных органов: полицейских, таможенников, служащих органов юстиции или судебных приставов.

Согласно требованиям статьи 65 и 351.1 Трудового Кодекса РФ, справку об отсутствии судимости должны представлять лица, принимаемые на работу в качестве материально ответственных лиц. Справка понадобится для оформления вида на жительство в зарубежные страны работающим лицам с детьми. Также получение виз в некоторые страны сопряжено с представлением данной справки.

Как получить справку об отсутствии судимости гражданину России?

Для получения справки об отсутствии судимости придется обратиться в территориальное отделение МВД. В отделении вам предложат написать заявление, к которому надо будет приложить копии паспорта, а также доверенности (при подаче заявления представителем), и прочие документы по требованию полиции.

Как получить справку об отсутствии судимости иностранному гражданину?

Если иностранец подает документы на получение вида на жительство или гражданства России, ему потребуется представить справку об отсутствии судимости. Для подтверждения информации полиция запрашивает сведения в базе данных ГИАЦ РФ и по международным каналам.

Часто иностранцам легче получить справку об отсутствии судимости через консульский отдел своего посольства. Запрос из посольства следует в правоохранительные органы родного для гражданина государства, там оформляют справку об отсутствии судимости и через дипломатическую почту пересылают в посольство на территории России.

Если справка оформлена на национальном языке чужого государства, для использования ее в России требуется удостоверенный нотариусом перевод справки и апостиль, проставленный на ней.

Оформление такой справки и ее пересылка по дипломатическим каналам занимает несколько месяцев.

Таким же способом любой гражданин России может оформить справку об отсутствии судимости, находясь на территории чужого государства и действуя через консульство Российской Федерации или даже через консульский отдел любой страны, с которой у РФ имеются дипломатические отношения.

Где заказать справку об отсутствии судимости?

Допустим, вам понадобилась справка об отсутствии судимости, но вы не знаете, где ее взять. Самым простым способом будет обратиться к своему участковому и выяснить у него, где находится отделение МВД вашего района.

У участкового можно поинтересоваться также, как оформить справку об отсутствии судимости, какие документы нужны для оформления справки и где можно ее забрать.

При подаче заявления на выдачу справки в местном РОВД вам обязаны выдать квитанцию-расписку о регистрации вашего заявления. Однако, оформление справки через РОВД может занять несколько месяцев из-за необходимости запрашивать сведения о вас в информационном центре и пересылки справки из ИЦ в РОВД спецпочтой.

Поскольку оформление справки об отсутствии судимости происходит непосредственно в информационном центре (ИЦ) МВД, для сокращения времени лучше обратиться в ИЦ.

Можно ли оформить справку о несудимости через интернет?

Для экономии времени можно заказать справку о несудимости на портале государственных услуг. Для получения возможности пользоваться функционалом данного сайта необходима регистрация и подтверждение личных данных, что занимает некоторое время, зато вы теперь сможете решать множество вопросов, связанных с государственными органами, более быстро и удобно.

Через сайт gosuslugi.ru можно заказать справку об отсутствии судимости как гражданам России, так и иностранцам и даже лицам, не имеющим гражданства.

Образец справки об отсутствии судимости

Справка об отсутствии судимости, как и большинство подобных документов, имеет простую и понятную структуру. Структурно справка состоит из следующих элементов:

  • Адресная часть в верхней левой части листа, в которой указывается название, адрес и контактные данные выдавшего справку органа МВД;
  • В правом верхнем углу представлен номер справки и данные о заявителе: его фамилия¸ имя, отчество и домашний адрес;
  • Чуть ниже указана данные о лице, которому предоставлена справка, а именно: его фамилия, имя, отчество и место его рождения;
  • В основной части справки содержится информация об отсутствии судимости или о наличии оной;

Подписывать справку должно уполномоченное должностное лицо с расшифровкой имени, отчества и фамилии, подпись скрепляется гербовой печатью.

Интересно, что заявителями на получение справки могут быть как частные лица, граждане и лица без гражданства, так и органы муниципалитета и государственной власти.

Отдел МВД оформляет справку об отсутствии судимости на конкретное лицо или список лиц по заявке государственных органов, получив обязательное согласие на обработку персональных данных лиц, указанных в списке.

С целью защиты персональной информации, недопущения попадания конфиденциальной информации в третьи руки и исключения возможных манипуляций с информацией, справка об отсутствии судимости выдается в запечатанном конверте.

Каков срок действия справки об отсутствии судимости

В законодательных актах федерального значения не указан какой-то определенный срок, в течение которого действительна данная справка.

Однако, в местных законодательных актах, в зависимости от целей, для которых справка предоставляется, устанавливаются следующие сроки действия:

  • До 3 месяцев – средний срок справки в РФ;
  • Если оформляется опека, срок продлевается до 1 года;
  • Если справка нужна для оформления визы в Европу, срок действия справки ограничивается 6 месяцами;
  • Если справку требуют для оформления визы в США, срок еще меньше – 3 месяца.

Наиболее точную информацию относительно срока действия справки об отсутствии судимости вам должны сообщить непосредственно в той организации, который требует справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

Предыдущая запись
Пресс-конференция «Итоги реализации 3го этапа раздачи участков земли на Дальнем Востоке»