284 ФЗ о защите прав юридических лиц

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу В 2020 году не проводятся проверки по данному закону, за исключением проверок, указанных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438. О проверках, приостановленных в период 18.03 — 05.04.2020, см. указанное Постановление. 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 28.04.2009 N 60-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 26.04.2010 N 66-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 224-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 30.07.2010 N 242-ФЗ, от 28.12.2010 N 408-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.05.2012 N 47-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 12.11.2012 N 191-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 208-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.12.2013 N 337-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 414-ФЗ, от 28.12.2013 N 416-ФЗ, от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 21.07.2014 N 234-ФЗ, от 21.07.2014 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 29.11.2014 N 378-ФЗ, от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 31.12.2014 N 511-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 31.12.2014 N 532-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 02.05.2015 N 111-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 236-ФЗ, от 13.07.2015 N 246-ФЗ, от 13.07.2015 N 263-ФЗ, от 03.11.2015 N 306-ФЗ, от 28.11.2015 N 341-ФЗ, от 09.03.2016 N 68-ФЗ, от 01.05.2016 N 127-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 277-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ, от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 05.12.2016 N 412-ФЗ, от 22.02.2017 N 16-ФЗ, от 01.05.2017 N 96-ФЗ, от 26.07.2017 N 193-ФЗ, от 30.10.2017 N 308-ФЗ, от 27.11.2017 N 332-ФЗ, от 29.12.2017 N 442-ФЗ, от 29.12.2017 N 443-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 23.04.2018 N 94-ФЗ, от 29.07.2018 N 245-ФЗ, от 03.08.2018 N 316-ФЗ, от 03.08.2018 N 321-ФЗ, от 03.08.2018 N 323-ФЗ, от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 25.12.2018 N 480-ФЗ, от 27.12.2018 N 511-ФЗ, от 18.03.2019 N 41-ФЗ, от 15.04.2019 N 54-ФЗ, от 06.06.2019 N 130-ФЗ, от 30.07.2019 N 256-ФЗ, от 02.08.2019 N 310-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    • Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)
    • Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор)
    • Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль
    • Статья 7. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок
    • Статья 8. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
    • Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)
    • Статья 8.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами
    • Статья 8.3. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
  • Глава 2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль
    • Статья 9. Организация и проведение плановой проверки
    • Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки
    • Статья 11. Документарная проверка
    • Статья 12. Выездная проверка
    • Статья 13. Срок проведения проверки
    • Статья 13.1. Режим постоянного государственного контроля (надзора)
    • Статья 13.2. Плановые (рейдовые) осмотры
    • Статья 13.3. Единый реестр проверок
    • Статья 14. Порядок организации проверки
    • Статья 15. Ограничения при проведении проверки
    • Статья 16. Порядок оформления результатов проверки
    • Статья 16.1. Контрольная закупка
    • Статья 17. Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки
    • Статья 18. Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки
    • Статья 19. Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки
    • Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона
  • Глава 3. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защита их прав
    • Статья 21. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки
    • Статья 22. Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    • Статья 23. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    • Статья 24. Общественная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    • Статья 25. Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона
  • Глава 4. Заключительные положения
    • Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства
    • Статья 26.2. Особенности организации и проведения в 2019 — 2020 годах проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства
    • Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Общие положения о договоре

Понятие договора

Договор — соглашение двух или нескольких лиц об установлении и изменении гражданских прав и обязанностей.

Принципы договора:

1) Принцип свободы договора:
— возможность заключать любые договоры, кроме запрещенных законом;
— свобода в выборе контрагента;
— возможность свободно согласовывать условия договора.
2) Принцип реального исполнения обязательств
3) Принцип надлежащего исполнения обязательств

Виды договоров:

1) классификация договоров по их целевой направленности:
— договоры по передаче имущества в собственность (купля-продажа, мена, дарение, рента);
— договоры по передаче имущества в пользование (аренда, ссуда, найм жилых помещений);
— договоры по производству работ (договор подряда);
— договоры по использованию искл.прав(договоры научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, лицензионные договоры, авторские договоры, договоры ком.концессии);
— договоры по оказанию услуг(договор возмездного оказания услуг, доверительное управление имуществом, страхование, займ, банк.услуги, поручение);
— договор простого товарищества.
2) в зависимости от того предоставляется или нет встречное удовлетворение договоры могут быть:
— возмездные;
— безвозмездные.
3) в зависимости от субъективного состава.
4) в зависимости от объекта договора;
5) договоры:
— по именованные упомянутые в ГК и иных ФЗ;
— непоименованные.
6) договоры:
— односторонне обязывающие;
— двусторонне обязывающие(синаллогматические)
7) договоры:
— основные;
— предварительные(ст.429)(стороны обязуются закл.в будущем основной договор на условиях предварительного и он должен содержать сведения по всем существенным условиям договора. Срок в течении которого закл.основной договор указывается в предварительном договоре и в течении этого срока любая из сторон вправе потребовать прекращения этого договора, в том числе в суд.порядке, если этот срок в договоре не указан он= 1году.);
8) договоры:
— в пользу их участников;
— в пользу 3-х лиц(согласно условиям которого должник принимает на себя обязанность произвести исполнение не кредитору, а указанному в договоре 3-му лицу, которое имеет право сам-но требовать от должника исполнения обязательств в свою пользу(ст.430 ГК)) — не путать с исполнением обязательства 3-му лицу!
9) договоры:
— обычные;
— публичные(является договор по которому ком.организация осуществляют розничную куплю-продажу, выполнение работ иди оказание услуг, обязана заключить с любым обратившемся к ней на одинаковых для всех основаниях, особые условия могут быть установлены либо НПА, либо этой орг-ей для определенной категории граждан).
10) договоры:
— обычные;
— присоединение (условия договора разрабатываются одной стороной, а вторая сторона лишь принимает эти условия. Эти договоры могут быть расторгнуты, либо изменены по требованию присоединившейся стороны, если будет доказано, что условия договора ущемляют ее права по сравнению с условиями аналогичных договоров ст.428).

— Сведения об участниках договора(указывается полное наименование стороны договора, допускаются только общеупотребительные сокращения(ОАО,ООО и т.д.), далее указывается ФИО, должность лица уполномоченного на закл. договора и наименование документа, которому он уполномочен на закл.договора, если участником договора является физ.лицо указываются его паспортные данные и место регистрации. В разделе адреса сторон указывается место нахождения(юр.адрес), если юр.адрес не совпадает с фактическим, то указывается и фактический адрес, также необходимо указать банковские реквизиты юр.лица);

Условия договора:

1) Существенные условия(если не согл. хотя бы одно из существенных условий, договор считается не заключенным. К ним относят:
— условия о предмете договора;
— условия названные законом для отдельных видов договоров;
— условия на согл.которых настаивает хотя бы одна из сторон).
2) Обычные условия(это условия закрепленные зак-ом в НПА для данного вида договора. Считается если стороны договорились по существенным условиям, тем самым они договорились и по обычным условиям).
3) Случайные условия(это согл.сторон, заключенные в отступлении от установленных зак-ом правил(если эти правила закреплены диапозитивными нормами)согл.по вопросам не урегулированным действующим законодательством. Условия договора должны быть согл.в предусмотренной законом форме, если это сделка, то правила применяемые к сделкам. В случаях предусмотренных законом требуется гос.регистр.сделки).

Способы заключения договора:

Если законом не предусмотрен конкретный способ, он может закл.путем составления одного документа подписаного сторонами, путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами, интернет, договор может быть закл.путем конклюдентных действий, в некоторых случаях возможно закл.договора молчанием.(договор аренды).

Порядок заключения договора:

Предложение закл.договор называется — оферта, тот кто закл.договор оферент. Оферта должна содержать в себе сведения по всем существенным условиям договора. Оферта всегда адресована конкретным лицам., искл.состовляет публ.оферта(не путать с рекламой!!!);
Согласие закл.договора называется — акцепт, а лицо дающие согласие на закл.договора — акцептант. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Если оферта направляется в письменной форме в ней может быть указан срок для акцепта, если же срок для акцепта не указан он должен быть направлен в разумный срок. Акцепт полученный с опозданием считается опоздавшим только если оферент немедленно об этом заявит. И оферта и акцепт могут быть отозваны, до момента получения их второй стороной.
Если закл.договора является обязательным для сторон, то в этом случаи законодатель устанавливает срок для согласования разногласий.
Виды торгов:
1)Аукцион — договор закл.с участником предложившим наиболее высокую цену.
2)Конкурс — организаторы конкурса заранее объявляют условия конкурса и победителем считается участник предложивший наиболее выгодные условия. Все участники торгов вносят задаток. Этот задаток впоследствии в отношении победителя засчитывается в счет договора. Задаток внесенный остальными участниками не возвращается.

Изменение и расторжение договора:

Расторжение(прекращение)договора возможно:
1) По соглашению сторон;
2) Расторжение договора на основании решения суда:
— существенное нарушение договора контрагентом(согл.ст.450 существенным признается такое нарушение, которое влечет для др.стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что вправе была рассчитывать при закл.договора:
а) значительный срок неисполнения обязательств;
б) нарушение условий договора названных законом в качестве существенных для данного вида договора;
в) нарушение условий договора, которые признаны существенными по согл.сторон;
г) не выполнение основной обязанности по договору;
д) нарушение условий о целевом характере данного обязательства.
— нарушение обязательства не является существенным:
а) нарушения которые являются устранимыми;
б) нарушение которое не повлекло неблагоприятных последствий для др.стороны.
3) Расторжение договора в одностороннем порядке без обращения в суд(только договор поставки).
Возможно расторжение только такого договора, который уже вступил в силу и срок действия которого еще не истек.
Изменение или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст.451 ГК). Договор может быть изменен или расторгнут по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно 4-х условий:
1) В момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) Изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть при всей степени заинтересованности и осмотрительности, какие требуются для нее по характеру договора;
3) Исполнение договора без изменения условий настолько нарушало бы соотношение имущ.интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) Из обычая делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Договор считается измененным или расторгнутым с момента заключения соглашения сторон или с момента вступления в силу решения суда.

ОБЗОР КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РФ

Сегодня речь пойдет о Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), который регулирует отношения в сфере административного судопроизводства судами общей юрисдикции. Его инициатором стал Президент РФ, что говорит об особой значимости этого кодекса. КАС РФ начал действовать 15 сентября 2015 г., за исключением отдельных норм, вступающих в силу в более поздние сроки. Проанализируем наиболее значимые изменения.

Введение институтов административного искового заявления, правосубъектности иностранных организаций и некоторых других важнейших положений в КАС РФ делает новый кодекс немного похожим на ГПК РФ. Некоторые сходные нормы, например, касающиеся разумного срока судопроизводства, имеются не только в КАС РФ, но и в ГПК РФ, АПК РФ и даже в УПК РФ. Вместе с тем наибольшую процессуальную правопреемственность можно отметить между КАС РФ и ГПК РФ.

Важно отметить, что с 15 сентября 2015 г. утрачивают силу ­некоторые положения ГПК РФ. Среди них:

  • подраздел III 3 «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела II ГПК РФ;
  • глава 22.1 ГПК РФ «Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок»;
  • глава 35 ГПК РФ «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое ­освидетельствование в недобровольном порядке».

Утрачивающие силу положения ГПК «перекочевывают» в новой редакции в КАС РФ. В этом, полагаем, и есть основная идея КАС РФ: рассмотрение дел из публичных правоотношений не должно регулироваться нормами ГПК РФ, т.к. у него совсем другая природа, принципы и иные ­особенности ­правового регулирования.

Между КАС РФ и ГПК РФ есть и существенные различия. Так, в частности, в КАС РФ регламентирована правосубъектность иностранных ­организаций (ч. 7 ст. 5), а в ГПК РФ ничего подобного нет.

В КАС РФ не устанавливается специализированная категория судов, которые должны рассматривать регламентированные в нем ­разновидности дел. Эту функцию выполняют обычные суды общей юрисдикции.

В соответствии с ГПК РФ дело может быть инициировано по заявлению заинтересованного лица (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ), а в КАС РФ – по административному исковому заявлению (ч. 1 ст. 4 КАС РФ). То есть в данном случае предусмотрена особая административно-процессуальная форма составления и подачи такого заявления.

Категории административных дел

По правилам КАС РФ будут рассматриваться, в частности, дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, ­государственных и муниципальных служащих;
  • оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих (в том числе саморегулируемых) организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • защите избирательных прав граждан;
  • присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумные сроки в судах общей юрисдикции;
  • приостановлении деятельности или ликвидации некоммерческих организаций;
  • прекращении деятельности средств массовой информации;
  • взыскании денег в счет уплаты обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора;
  • принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или противотуберкулезную организацию.

Положения КАС РФ не распространяются на производства по делам об административных правонарушениях и об обращении взыскания на средства бюджетов (ч. 5 ст. 1 КАС РФ). Также КАС РФ не применяется при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, которые отнесены к компетенции КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежат рассмотрению в ином процессуальном порядке в судах общей юрисдикции и ВС РФ.

Стоит отметить, что по общему правилу в суд с административным иском может обратиться каждое заинтересованное лицо. Это правило распространяется и на иностранцев.

Подведомственность споров

Все дела по КАС рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 17 КАС РФ). Тут, как и в других кодексах, действует следующий принцип подсудности: чем важнее категория дел, тем более высокая инстанция их рассматривает в качестве суда первой инстанции. Так, дело о признании не действующим нормативного правового акта главы муниципального образования в первой инстанции рассматривается районным судом, а дело о признании недействующим нормативного правового акта субъекта РФ – уже областным (краевым, верховным республиканским) судом. Если же заинтересованное лицо решит оспорить акт Президента РФ либо ­Правительства РФ, то дело будет рассматривать ВС РФ (ст. 19–21 КАС РФ).

Отдельные категории дел, связанные с защитой прав, свобод и интересов военнослужащих рассматривают военные суды (ст. 18 КАС РФ). По мнению некоторых экспертов, КАС РФ имеет определенные недостатки, связанные с подведомственностью. Так, недостаточно проработаны вопросы:

  • формирования кадрового состава судей (из-за отсутствия в судах общей юрисдикции специализированных коллегий и составов по рассмотрению административных дел);
  • преобразований в судах общей юрисдикции в связи со вступлением в силу КАС РФ и др.

Процессуальная правосубъектность

КАС РФ вводит и регламентирует понятие и особенности реализации административной процессуальной правосубъектности, т.е. правоспособности и дееспособности иностранных организаций. Введение этого понятия является одной из наиболее важных новаций не только административного, но и всего российского законодательства. Ранее его не было ни в одном из российских кодексов.

Термин правосубъектность (порой в разных смыслах) был характерен, в основном, для актов международного права, таких, например, как:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
  • Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах»;
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014);
  • Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) и др.

Также он встречался в некоторых ведомственных актах, например, в Международном стандарте финансовой отчетности (IFRS) 11 «Совместная деятельность» (введен в действие приказом Минфина России от 18.07.2012 № 106н), в Методических рекомендациях по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией (утв. ­Минобрнауки России 01.04.2010, без номера) и т.п.

Введение указанного понятия в КАС РФ значительно поднимает его правовой статус в системе российского законодательства и способствует укреплению связи с международным правом.

В судебной практике ВАС РФ и КС РФ упоминали понятие процессуальная (либо полная) правосубъектность (просто – ­правосубъектность) при анализе дел:

  • по установлению юридического статуса иностранных лиц (Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц (приложение к ­информационному письму Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158));
  • по проверке конституционности отдельных норм российского законодательства (постановления КС РФ от 18.07.2012 № 19-П и от 27.06.2012 № 15-П, определение КС РФ от 28.06.2012 № 1251-О).

Таким образом, в судебной практике не было единообразия в толковании данного понятия. Сейчас же такое толкование появилось, что, полагаем, является положительным шагом в совершенствовании ­законодательства в сфере административного судопроизводства.

Упрощенный порядок судопроизводства

КАС РФ в отличие от всех других процессуальных кодексов, позволяет рассматривать дела в упрощенном (письменном) порядке, т.е. без проведения устного разбирательства. Такое возможно, если стороны на это согласны и указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не ­превышает 20 000 руб. (ст. 291 КАС РФ).

Следует отметить, что в КАС РФ кроме вышеперечисленного содержатся также нормы, регламентирующие общий порядок судопроизводства, субъектный состав, подведомственность споров, сроков судопроизводства, порядок обжалования и исполнения решения суда.