178 УК РФ состав преступления

1. Объективная сторона преступления характеризуется следующими обязательными признаками:

1) общественно опасным деянием — недопущением, ограничением или устранением конкуренции;

2) способом — заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократное злоупотребление доминирующим положением;

2. Понятия «конкуренция», «соглашение», «доминирующее положение», «злоупотребление доминирующим положением» раскрываются в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <1>. Понятие «неоднократное злоупотребление доминирующим положением» содержится в примечании 4 к комментируемой статье.

———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

3. Первый способ совершения преступления — заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения картеля.

Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести:

— к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

— повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

— разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

— сокращению или прекращению производства товаров;

— отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Второй способ — неоднократное злоупотребление доминирующим положением — заключается:

1) в установлении и (или поддержании) монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: а) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; б) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Монопольно низкой ценой товара является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: а) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке; б) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов;

2) в необоснованном отказе или уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами;

3) в ограничении доступа на рынок.

Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Ограничение доступа на рынок — совершение различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к товарному рынку или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований.

Это может, например, выражаться: в уничтожении или повреждении товаров, запрете на производство тем или иным хозяйствующим субъектом определенных товаров или услуг, введении необоснованных запретов на реализацию продукции из одного региона в другой, установлении или поддержании единых высоких или низких цен и т.д.

Понятие «неоднократное злоупотребление доминирующим положением» содержится в примечании 4 к ст. 178.

4. Действия должностного лица, использующего свои должностные полномочия для недопущения, ограничения или устранения конкуренции перечисленными в законе способами, квалифицируются по ч. 2 ст. 178 и дополнительной квалификации по ст. ст. 169, 285 или 286 УК не требуют.

5. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает уголовное наказание за нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

6. В отличие от вымогательства, рассматриваемое преступление не связано с требованием безвозмездной передачи имущества или права на имущество либо совершения действий имущественного характера, результатом которых будет нарушение отношений собственности. Умысел виновного в данном случае направлен на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

7. В примечании 3 к ст. 178 содержится указание на специальный вид освобождения от уголовной ответственности.

Другой комментарий к статье 178 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции в сфере предпринимательской деятельности.

2. Объективная сторона характеризуется несколькими обязательными признаками: деянием, которое совершается в форме следующих действий (недопущение, ограничение или устранение конкуренции); различными способами их выполнения (путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) или неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок); последствием в виде крупного ущерба, находящимся в причинной связи с деянием, либо извлечением дохода в крупном размере в результате совершения деяния.

3. Для правильного понимания сути указанных способов совершения деяния необходимо обращение к бланкетной основе комментируемой статьи — антимонопольному законодательству, основу которого составляет Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 28.07.2012). Нормы антимонопольного характера содержатся и в ряде иных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные виды экономической деятельности (в частности, в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 29.06.2012) (ст. 25), Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 08.12.2011) (ст. 21), Постановлении Правительства РФ от 09.06.2007 N 359 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и Правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)», Постановлении Правительства РФ от 26.06.2007 N 409 «Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации»).

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Учитывая положения ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции», заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля) как способ преступления есть заключение соглашения (как в письменной, так и в устной форме) между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи неоднократное злоупотребление доминирующим положением как способ преступления может быть выражено в трех формах: в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Условия признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта установлены ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции». Федеральная антимонопольная служба РФ формирует и ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (Правила формирования и ведения Реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 (в ред. от 29.12.2008)).

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара или путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются условия, установленные ст. 6 Федерального закона «О защите конкуренции».

Монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем снижения ранее установленной цены товара или путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются условия, установленные ст. 7 указанного Закона.

Необоснованный отказ или уклонение от заключения договора как форма злоупотребления доминирующим положением есть экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Ограничение доступа на рынок как форма злоупотребления доминирующим положением представляет собой различные действия со стороны хозяйствующих субъектов, в результате которых другие конкурирующие хозяйствующие субъекты либо полностью лишаются возможности выйти на товарный рынок, либо такая возможность существенно затрудняется (например, повреждение товаров, необоснованные отказ в предоставлении торговых мест или запрет на реализацию товара из другого региона, и т.п.).

Криминообразующим признаком злоупотребления доминирующим положением уголовный закон признает его неоднократность, которая наличествует в случае злоупотребления доминирующим положением лицом более двух раз в течение трех лет, за которые это лицо было привлечено к административной ответственности (см. примечание 4 ст. 178 УК). По смыслу Закона преюдициальное значение имеют случаи привлечения к административной ответственности только по статьям 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» и 14.31.1 «Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов» КоАП РФ.

Реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, формируется и ведется Федеральной антимонопольной службой РФ в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 378.

4. Состав преступления формально-материальный. При его формальной структуре для признания преступления оконченным достаточно совершения деяния в указанных формах, но сопряженного с извлечением дохода в крупном размере, т.е. дохода, сумма которого превышает пять миллионов рублей (см. примечание 1 ст. 178 УК). При причинении крупного ущерба, т.е. ущерба, сумма которого превышает один миллион рублей (см. примечание 2 ст. 178 УК), состав приобретает конструкцию материального, но требуется установление причинной связи между недопущением, ограничением или устранением конкуренции и причиненным ущербом.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Чаще всего виновный преследует корыстную цель, но она не является обязательным признаком, а учитывается при назначении наказания.

6. Субъект в зависимости от конкретного способа преступления может быть как общим, так и специальным. Общий — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста физическое лицо. Специальным субъектом закон признает различных представителей хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

7. Часть 2 содержит три квалифицирующих признака: совершенные лицом с использованием своего служебного положения; сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства; причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере.

Под действиями, совершенными с использованием своего служебного положения, следует понимать действия должностного либо иного лица, действующего в пределах своего служебного положения, но вопреки интересам службы.

Если уничтожение или повреждение чужого имущества либо угроза совершить такие действия связаны с требованием о его безвозмездной передаче либо о передаче прав на него, то в действиях виновного наличествует преступление против собственности — вымогательство (см. комментарий к ст. 163 УК).

Понятие особо крупного ущерба и дохода в особо крупном размере определены в примечаниях 1 и 2 комментируемой статьи.

8. Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 178 УК) образуется при совершении преступления с применением насилия или с угрозой его применения.

Данным составом полностью охватывается причинение побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, а также угроза применения насилия, независимо от степени его опасности. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям.

Процессуальный суд это

Главная » Юристу » Процессуальный суд это

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Процессуальный суд
Процессуальное право изучает комплекс правовых норм, регламентирующих отношения, которые возникают в результате расследования, рассмотрения либо разрешения уголовно-гражданских, а также арбитражных дел, изучаемых в процессе судопроизводства.
Соответственно процессуальное право разделяют на:
• уголовное;
• гражданское;
• арбитражное.
Процессуального право регулирует порядок действий госорганов и должностных лиц, направленных на обеспечение нормативов материального права (суд, полиция, прокуратура, налоговая служба).
Гражданское процессуальное право — система права, направленная на регуляцию отношений, которые возникают между сторонами судебного дела (судом и его участниками).
Задачи данной отрасли – реализовать своевременное и корректное рассмотрение гражданских дел, споров и конфликтов для защиты прав/свобод граждан.
Специфика гражданского процессуального права:
• инициатива по возбуждению гражданского дела всегда принадлежит заинтересованным лицам;
• в судебном процессе существуют отношения суд-участники, которые носят властный характер в пользу суда, и равноправные отношения истец-ответчик;
• санкции в отрасли своеобразные, могут носить черты принудительного исполнения;
• при отсутствии ответчика в суде, разбирательство может проходить без его личного участия;
• несвоевременно поданная кассационная жалоба исключает ее повторное оформление.
Уголовно-процессуальное право является отдельной отраслью, состоящей из социально обусловленных норм. Его задача – регуляция отношений, возникающих в судопроизводстве между правоохранительными органами и гражданами (организациями) в ходе уголовного делопроизводства.
Ключевые задачи, которые решает уголовное право:
• создавать эффективные условия для борьбы с преступностью и создавать необходимые гарантии гражданам;
• любое преступление уголовного характера должно быть наказано;
• закон обязан применяться правильно;
• невиновные лица ни в коей мере не должны привлекаться к ответственности.
Арбитражное право несет в себе судопроизводственные принципы согласно которым следует толковать какое-либо положение (норматив) процессуального права. Фактически регулирует деятельность судебных инстанций, их полномочия, независимость и непредвзятость судей для осуществления прозрачных и понятных судебных мер.
Арбитражное право выделилось в отдельную отрасль процессуального сравнительно недавно. Оно основывается на следующих принципах:
• правосудие осуществляться только уполномоченным органом — судом;
• независимость судей, обусловленная политическими, экономическими и правовыми гарантиями;
• гласность судебного разбирательства, которая подразумевает полную открытость всех дел, за исключением тех, которые могут привести к разглашению государственной тайны;
• равенство всех категорий граждан перед судом вне зависимости от пола, национальности, положения в обществе;
• доступ к судебной защите;
• равноправие сторон.
Право процессуальное призвано обеспечивать порядок проведения судебного процесса, самого расследования правонарушения или преступления, обеспечивать защиту граждан до вынесения решения в судебной инстанции.
Основой законодательной базы выступают следующие нормативные акты: Уголовный, Гражданский и Арбитражный кодексы. Кроме того, в ряде судебных процессов опираются на Кодекс об административных нарушениях. Именно эти акты призваны определять порядок проведения судебных процессов по всем делам, конфликтам и спорам.
Согласно этих актов определяется круг участников судебного процесса, их обязанности, регулируются отношения сторон и формируется процедура принятия решений. Кроме того, источники российского процессуального права формируются на основных принципах международного права.
Основная задача данной отрасли права состоит в урегулировании действий между сторонами, например, органами правопорядка, а также корректного проведения судебного дела.
Юридический процесс является системой форм деятельности компетентных госорганов и уполномоченных должностных лиц, регулируемой нормативными актами.
Субъекты юридического процесса — судья, прокурор, следователь, обвиняемый, потерпевший, а также истец/ответчик.
Объектом служит поведение, действия, интересы и материальные правоотношения граждан, существование которых и привело к образованию юридического процесса.
Весь процесс делится на три стадии: процессуальные отношения, доказывание и акты. Доказывание сводится к сбору фактов, улик и оценке доказательной базы, наличие которой и определяет характер принимаемого решения.
Процессуальные акты – это комплекс всех документов, которые подтверждают какой-либо факт, и те, что завершают дело, и включают в себя судебное решение.
Процессуальное право реализует целый ряд задач, в их числе:
• Защита свобод, гарантий и интересов граждан путем судопроизводства.
• Определение материального ущерба при рассмотрении споров и конфликтов.
• Раскрытие уголовных преступлений с определением пострадавшей и виновной стороны.
• Доказательство виновности и определение степени и меры наказания за совершенное преступление.
• Правильное и независимое вынесение решений.
• Обеспечение регламента проведения судебного юридического процесса, а также требований, предъявляемых к доказательной базе.
В целом, процессуально право – это правовые нормы, акты, документы, при помощи которых происходит регулирование отношений между гражданами, обществом и правоохранительными органами, возникающими в судебном порядке.

Процессуальные действия
Процессуальное право
Процессуальные гарантии справедливого правосудия
Процессуальные нормы
Процессуальный принцип

| | Вверх

Форма государственного территориального устройства

Форма государственного устройства и ее виды

Замечание 1

Форма государственного территориального устройства – это способ особой территориальной организации государства, которое образуют отдельные его части.

Форма государственного устройства указывает на внутреннее строение государства, обуславливает его деление на отдельные территории (составные части), принципы взаимодействия между ними.

При характеристиках государственной территориальной организации государства чаще используют понятие «политико-территориальное устройство», подразумевающее наличие определенной самостоятельности отдельных территориальных частей государства.

У разных государств государственное устройство, в зависимости от наличия суверенитета его территориальных частей, может подразделяться на следующие формы:

  • простая – унитарное государство;
  • сложная – федерация, конфедерация.

Краткая характеристика унитарного государства

Определение 1

Унитарное государство – это форма государственно-территориального устройства, при котором государство представляет единое и простое образование, для которого характерно отсутствие суверенных административно-территориальных единиц.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Форма государственного территориального устройства 440 руб.
  • Реферат Форма государственного территориального устройства 250 руб.
  • Контрольная работа Форма государственного территориального устройства 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Для унитарного государства характерны определенные признаки:

  1. Территориальные части государства не обладают самостоятельностью, вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства.
  2. Органы государственной власти представляют единую иерархическую систему с полным подчинением одному центру.
  3. Одноуровневая система законодательства.
  4. Все граждане имеют единое гражданство.

Виды унитарных государств: простое – в его составе нет автономных образований (Сингапур, Мальта, Словакия, Польша); сложное – имеет в своем составе несколько (или одно) автономных образований.

Федерация и конфедерация

Определение 2

Федерация – это союзное государство, образованное государственными образованиями, обладающими ограниченным государственным суверенитетом. Функции управления распределены между центром (федерацией) и субъектами федерации.

Для федеративного государства характерны:

  • полномочия и предметы ведения разделены между федерацией и субъектами федерации;
  • функционирует двухуровневая система органов государственной власти – федеральные органы (парламент) и органы субъектов федерации (местные парламенты);
  • двухуровневая система законодательства;
  • у субъектов федерации, наряду с общефедеральным гражданством существует собственное гражданство.

Определение 3

Конфедерация – временный союз государств, который создается для достижения экономических, политических, культурных и других целей. Это переходная форма государства, которая потом преобразуется в федерацию или распадается на отдельные унитарные государства.

В истории существовало несколько конфедераций: Германия, Конфедеративные Штаты Америки, Швейцария и т.д.