12 декабря 1993 г всенародным голосованием

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 12.12.93

Главная страница Правовые основы Конституция РФ

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)
Справка к документу

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)(с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Глава 1. Основы конституционного строя

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 26

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Государственная регистрация — это заключительный этап создания юридического лица. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и ведении Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц…». Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Отказ в государственной регистрации, уклонение от ее проведения могут быть обжалованы в суд.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в отсутствие такового — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Исходя из п. 2 ст. 54 ГК РФ юрисдикция регистрирующих органов определяется по территориальному принципу. Юридическое лицо приобретает правоспособность только после государственной регистрации. Соответственно, учредительные документы создаваемого юридического лица для третьих лиц имеют значение только после государственной регистрации юридического лица. В то же время действие учредительных документов для учредителей начинается с момента их утверждения или заключения (например, формирование уставного капитала хозяйственного общества начинается с момента принятия решения о создании юридического лица и заключения учредительного договора, но до государственной регистрации, формирование органов управления происходит перед государственной регистрацией в соответствии с утвержденным учредителями уставом). Поэтому обязывать заявителей представлять в регистрирующий орган только подлинник учредительных документов, что зачастую происходит на практике, неправомерно.

ГК РФ предусматривает возможность представления вместо подлинников учредительных документов их нотариально удостоверенных копий (ст. 54).

Что касается иностранных юридических лиц, при регистрации они обязаны доказать, что существуют как таковые в стране своего учреждения, и представить в связи с этим выписку из соответствующего реестра своего государства. С выпиской из такого реестра возникают определенные сложности, так как законодательства целого ряда стран разрешают существование компаний «де-факто», которые подлежат определенному учету или регистрации лишь в случае возникновения такой необходимости.

На основании ст. 54 ГК РФ за совершение действий по государственной регистрации взимается государственная пошлина. Согласно Закону о государственной пошлине (в ред. от 21.03.2002 N 31-ФЗ):

регистрация юридических лиц, в том числе регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, отнесена к объектам взимания государственной пошлины (ст. 3);

установлена единая ставка государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, в размере 2000 руб.;

п. 7 ст. 5 Закона определен исчерпывающий перечень субъектов, освобожденных от уплаты пошлины за регистрацию юридических лиц, в который входят:

органы государственной власти,

органы местного самоуправления,

профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы;

установлено, что пошлина за регистрацию юридических лиц уплачивается до подачи соответствующего заявления (пп. 10 п. 2 ст. 6) и подлежит зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 6).

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, торгово-промышленные палаты должны представить (Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003)):

заявление учредителей торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово-промышленной палаты;

устав торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;

протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово-промышленной палаты;

решение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово-промышленной палаты;

документ об уплате государственной пошлины.

При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны; передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

В момент представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись. Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

С указанной в расписке даты начинается проведение регистрационных действий. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона N 129-ФЗ 5-дневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

При получении документов для регистрации работник регистрирующего органа вносит в журнал (книгу) учета документов, представленных для регистрации, запись о получении документов с указанием наименования создаваемого юридического лица, лица, представившего документы, и сведений об оплате государственной пошлины.

Государственная регистрация вновь создаваемых юридических лиц (п. 3 ст. 13 Закона N 129-ФЗ), а также юридических лиц, образованных в результате реорганизации, осуществляется в 5-дневный срок (п. 4 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

Особо следует отметить, что рассматриваемый срок исчисляется не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни. Срок для проведения государственной регистрации исчисляется с момента представления документов в регистрирующий орган. При этом первым днем срока считается день, следующий за днем представления документов в регистрирующий орган.

Решение о государственной регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, который ведется на бумажных и электронных носителях.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Именно с моментом государственной регистрации законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Таким образом, государственная регистрация имеет не техническое, а юридическое значение. Права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли возникают на основании юридического состава, включающего два юридических факта: соглашение и акт регистрации. Значение момента государственной регистрации в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы хозяйственного общества, приобретают силу для третьих лиц. С моментом государственной регистрации связано не только возникновение прав, но и возникновение обязанностей. Например, согласно п. 1 ст. 16 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. С моментом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Не позднее одного рабочего дня с момента внесения в установленном порядке в государственный реестр соответствующих записей о государственной регистрации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы либо о реорганизации регистрирующим органом выдается либо направляется по почте заявителю документ, подтверждающий государственную регистрацию. Таким документом является соответствующее свидетельство, форма которого и требования к содержанию установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439. В свидетельстве указаны: наименование регистрирующего органа, выдавшего документ, наименование юридического лица, дата выдачи. Обязательными реквизитами являются дата и государственный регистрационный номер, а также указание на должностное лицо, его подпись и печать регистрирующего органа.

На практике проведение государственной регистрации удостоверяется специальной регистрационной надписью и штампом установленной формы, проставляемыми на оригиналах учредительных документов. При подписании сторонами нескольких экземпляров, например, учредительного договора (договора о создании) штамп о регистрации должен ставиться на всех этих экземплярах.

Регистрирующий орган обязан в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направить сведения о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вновь создаваемые компании самостоятельно определяют сферу своей деятельности, указав соответствующий код в документах, подаваемых в регистрирующий орган. Кроме того, юридические лица обязаны обратиться в органы статистики для присвоения кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Большинство предпринимателей в про­цессе предпринимательской деятельности заключают гражданско-правовые договоры с физическими или юридическими лицами с целью выполнения тех или иных обусловленных договором работ, услуг и других действий. Юридически пра­вильное, грамотное составление договора во многом предоп­ределяет качественное, своевременное его выполнение.

Основные правила составления договора изложены в Письме Комитета Российской Федерации по торговле от 9 ноября 1995 г. № 1-1492/32-21.

1. При намерении заключить контракт следует четко знать, какие цели необходимо достичь при его реализации, и уточ­нить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением. Необходимо предусмотреть главные вопросы предстоящей работы, а затем, переходя от общего к частному, составить примерную поэтапную схему работы и продумать, что и как должно быть сделано на каждом этапе, какие для этого потре­буются конкретные действия, прикинуть возможность риска.

2. Проект предстоящего договора желательно разработать самой заинтересованной стороной, а не получать проект от контрагента. При составлении формулировок условий договора лучше всего привлечь специалистов соответствующего профиля. Если же составляется договор партнером, не исключено, что в нем должным образом не будут учтены все ваши интересы и придется подгонять их под «чужой» договор и, таким образом, ваша инициатива может быть упущена. Кроме того, при этом можно избежать всяких неожидан­ностей, которые могут исходить от вашего контрагента и по его замечаниям можно проследить, в чем именно состоят его интересы, и предотвратить включение в договор нежелатель­ных условий.

3. Если предложение о заключении договора поступает от неизвестного партнера, необходимо как можно больше по­лучить о нем информации. За рубежом предприниматели крайне настороженно отно­сятся к предложениям новых партнеров. И это несмотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и даже есть фирмы, которые специализируются на сборе и обработке све­дений о компаниях и отдельных коммерсантах и по запросу могут дать подробности о фирме как таковой (уставный фонд, специализация, годовой оборот, квалификация персонала, об­служивающий банк и т. д.) и даже о биографиях совладельцев предприятия и его руководителей, оценку их деловой репута­ции. дать сведения о судебных процессах и конфликтах, в которых они участвовали, сообщить подробности о поставщи­ках. покупателях, клиентах и др. Необходимо убедиться, что организация, с которой вы собираетесь работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (ус­тавом. учредительным договором) и свидетельством о регист­рации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформи­рован ли он, где располагается офис (а не просто так называемый юридический адрес», в каком банке организация обслуживает­ся. ее финансовое положение и коммерческая репутация. Через партнеров, контрагентов, банкиров следует собрать о ней и ее руководителях как можно больше информации.

4. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и пол­номочия на подписание документа. Поэтому, вступая в пе­реговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить полномочия представителя. Отсутствие соответствующих полномочий и подписание договора таким представителем может повлечь впоследствии невозможность получить оплату за поставленные товары или добиться возврата выплаченных сумм за товары, либо товары будут поставлены не в полном объеме или с существенными недостатками. Как показывает практика, нередко недобросовестные контрагенты, не желая исполнять свои обязательства по дого­вору и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, подписавшее договор, соответствующих полномочий не имело (это один из самых распространенных способов мошенничест­ва). Для того чтобы такого не случилось, необходимо удосто­вериться в личности представителя, для чего корректно попро­сить его представить соответствующие документы. Если представителем контрагента выступает директор пред­приятия, который действует без доверенности, необходимо ознакомиться с приказом о его назначении либо (это в основ­ном касается государственных предприятий) ознакомиться с протоколом собрания учредителей предприятия (для коммер­ческих организаций). В отношении последних следует обра­тить внимание на следующее. В последнее время зачастую на некоторых предприятиях, особенно там, где директор работает по найму, учредители в той или иной степени ограничивают его полномочия и предоставляют ему их только с согласия правления, Совета директоров, собрания учредителей и т. д. Например, в уставе организации, в разделе «Компетенция ди­ректора» может быть указано, что директор вправе совершать сделки на сумму свыше 10 тыс. руб. только с согласия Совета директоров предприятия. Поэтому следует ознакомиться с со­ответствующим разделом устава организации-контрагента и убедиться, что полномочия директора не ограничены. В том случае, если представитель действует по довереннос­ти, следует проверить, есть ли на доверенности подпись руко­водителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность вообще недействитель­на). срок ее действия, объем полномочий по доверенности.

5. Приступая к работе по формулированию условий дого­вора. нельзя допускать двусмысленности, нечеткости фраз. В договоре имеет значение каждое слово. Если непонятно, что означает тот или иной термин, какой смысл несет то или иное словосочетание, фраза и т. д., надо выяснить это с привлече­нием специалистов. Следует иметь в виду. что впоследствии в случае спора по условиям исполнения договора контрагент будет пытаться любую неточную формулировку в договоре интерпретировать в свою пользу. Более того, партнер может специально включить в договор неясные (но хорошо понятные ему самому) формулировки и положения, в которых ваши интересы могут быть ущемлены. Весьма часто допускаются неточности при применении в договорах юридических торговых международных терминов, в частности, определяющих базисные условия поставки. При отсутствии в договоре положений, разъясняющих, что стороны имели в виду, могут возникнуть трудности при разре­шении споров, в частности, по вопросу о моменте, в который товар считается поставленным, и о моменте перехода риска с продавца на покупателя.

6. При формулировании условий об обстоятельствах, осво­бождающих от ответственности (так называемых «форс-мажорных оговорок»), следует учитывать последствия той или иной формулировки, что может привести к снижению или повышению имущественной ответственности стороны договора. При включении в договор оговорки, предусматривающей конкретный перечень обстоятельств, наступление которых освобождает от ответственности при нарушении обязатель­ства, арбитражные суды, как правило, принимают решения о взыскании со стороны убытков, явившихся следствием обстоя­тельств, находившихся вне контроля, если они не предусмот­рены перечнем, содержавшимся в договоре.

7. Когда проект договора будет готов, его необходимо еще раз просмотреть для того, чтобы уловить двойной смысл какой-либо фразы или увидеть какое-нибудь упущение и т. д. Любой договор — правовой документ, и нельзя составлять его без участия компетентных специалистов. А юрист должен разъяснить правовые последствия тех или иных его условий, предложить новые варианты какого-либо пункта и т. д. Поэтому до подписания договора необходимо, чтобы его просмотрел и завизировал юрист.

8. Многие предпринимательские структуры широко ис­пользуют различные формы договоров, образцы которых предлагаются в настоящее время в различных сомнительных сборниках и рекомендациях. Наряду с очень краткими договорами, содержащими мини­мум условий (предмет договора, включающий наименование и количество товара, цена с указанием базиса поставки, требо­вания к качеству, срок поставки, условия платежа), нередко заключаются многостраничные очень подробные договоры, предусматривающие значительное число дополнительных ус­ловий. Заключение кратких договоров требует от организации четкого представления о том, чем будут восполняться пробелы договора.

Арбитражная практика показывает, что об этом, к сожалению, часто забывают и это приводит к нанесению ущерба. В то же время анализ многостраничных подробных договоров не всегда приводит к положительным результатам. Во-первых, нередко такие договоры составляются по тра­фарету, недостаточно учитывающему вид товара, являющегося Предметом купли-продажи или другого вида сделки. Практи­чески одинаковые условия предусматриваются как в отноше­нии всех видов массы продовольственных и промышленных товаров, так и в отношении машин и оборудования. Во-вторых, договоры примерно одинакового содержания составляются независимо от того, с каким партнером они заключаются. В-третьих, стремление предусмотреть в договоре условия на все случаи, которые могут возникнуть при его исполнении, осложняет, с одной стороны, переговоры при заключении до­говора, а с другой — приводит к отягощению договора боль­шим числом общих и порой не лучших положений. К тому же, как показывает практика, все предусмотреть в контракте не­возможно. Надо учитывать, что универсальной формы, спо­собной надежно обезопасить вас и ваш бизнес, не существует. Договор — акт строго индивидуальный, и составлять его над­лежит для каждого случая отдельно.

СТРУКТУРА ДОГОВОРА

Любой договор условно можно разделить на четыре части: I. Преамбулу (или вводную часть). 2. Предмет договора. 3. Дополнительные условия договора. 4. Прочие условия договора.

1. Преамбула (или вводная часть)

1. Наименование договора (договор купли-продажи, поставки, комиссии, транспортных услуг, аренды, совместной деятельности и пр.). Точное название договора дает понять, какие он определя­ет правоотношения. Однако необходимо помнить, что сущ­ность договора вытекает не из названия, а из его содержания. Но, если название отсутствует, договор сначала следует прочи­тать, чтобы понять, о чем он, а уж затем разбираться с ним по существу. 2. Дата подписания договора. Она включает число, месяц и год подписания. Со всеми этими реквизитами связано пра­вильное установление момента заключения договора и окон­чания срока его действия, а значит, и определенные юридичес­кие последствия. 3. Место подписания договора (город или населенный пункт). Указание на место совершения сделки — не простая фор­мальность, оно имеет иногда большое юридическое значение. По законодательству того места, где совершается сделка, опре­деляются: а) правоспособность и дееспособность лиц, заклю­чивших сделку, б) форма сделки, в) обязательства, возникшие из сделки. 4. Полное фирменное наименование контрагента, под ко­торым последний зарегистрирован в реестре государственной регистрации, а также сокращенное название сторон по догово­ру («Заказчик», «Покупатель», «Арендатор» и пр.). 5. Должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписы­вающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.

2. Предмет договора

Данная часть договора содержит его существенные условия: 1. Предмет договора, т. е. о чем конкретно договариваются стороны. 2. Обязанности и права стороны по договору. 3. Обязанности и права второй стороны по договору. 4. Цена договора и порядок расчетов и др. 5 Срок выполнения сторонами своих обязательств. Конкретное содержание этих условий зависит от вида дого­вора и от конкретной ситуации его заключения

3. Дополнительные условия договора

Настоящий раздел включает в себя условия, которые не обязательно предусматривать в каждом договоре, но которые тем не менее существенно влияют на реализацию прав и обя­занностей сторон. 1 Срок действия договора. Его необходимо указать, даже если названы сроки выпол­нения сторонами обязательств. Это обусловлено тем, что надлежит знать. когда договор прекращает свое действие и когда можно будет предъявить соответствующие требования к конт­рагенту. 2. Ответственность сторон. Она обеспечивает исполнение обязанностей сторонами в случае нарушения условий договора одной из них. Обычно здесь определены различного рода санкции в виде пени, не­устойки штрафа, уплачиваемых контрагентом, не выполнив­шим своих обязательств в отношении одного из согласован­ных условий. При составлении договора можно предложить следующую методику определения ответственности: против каждой обя­занности стороны должна быть предусмотрена соответствующая ответственность, в основном в виде штрафной неустойки. Это означает, что убытки при ненадлежащем исполнении обя­зательств контрагента могут быть взысканы с него сверх не­устойки. Помните, что если такой вид ответственности отсут­ствует, неустойка является зачетной и убытки с контрагента можно будет взыскать в части, не покрытой неустойкой. 3 Способы обеспечения обязательств. Российское гражданское законодательство предусматрива­ет следующие основные способы обеспечения обязательств: неустойка, залог, удержание имущества должника, поручи­тельство, банковская гарантия, задаток. Кроме этого, могут быть предусмотрены и другие способы, предусмотренные за­коном или договором. 4. Основания изменения или расторжения договора в од­ностороннем порядке. 5. Условия о конфиденциальности информации по дого­вору. 6. Порядок разрешения споров между сторонами по дого­вору. Все споры между сторонами разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в арбитражном суде. Однако стороны могут установить и иное положение, в частности, предусмотреть разбирательство споров не в арбит­ражном, а в третейском суде, создаваемом либо самими сторо­нами, либо в соответствии с регламентом какого-либо посто­янно действующего третейского суда. 7. Особенности перемены лиц по договору. В этом пункте можно предусмотреть, что уступка права требования по договору может быть осуществлена только с согласия должника.

4. Прочие условия договора

Эти условия могут включать следующие вопросы: 1. Законодательство, регулирующее отношения сторон (особенно это важно для внешнеторговых контрактов). 2. Особенности согласовании связи между сторонами. Здесь для каждой стороны указываются: а) лица, полномочные давать информацию и решать воп­росы, относящиеся к исполнению договора. 3. Судьба преддоговорной работы и ее результатов после подписания договора. Данный пункт содержит положение, в соответствии с кото­рым стороны устанавливают, что после подписания настоящего договора все предварительные переговоры по нему, перепис­ка, предварительные соглашения и протоколы о намерениях теряют силу. 4. Реквизиты сторон: а) почтовые реквизиты; б) местонахождение (адрес) предприятия; в) банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка, МФО или данные РКЦ); г) отгрузочные реквизиты (для железнодорожных отпра­вок, для контейнеров, для мелких отправок). Особое внимание уделите наличию и правильности сведе­ний, касающихся банковских реквизитов вашего контрагента, так как без них вам очень трудно будет взыскать убытки. 5 Количество экземпляров договора.

6. Подписи сторон с приложением каждой организации (предприятия).

Другое немаловажное обстоятельство в том, что сумма воз­награждений, выплаченных другой стороне по гражданско-правовым договорам, включается в состав затрат по производству и реализации продукции, что в свою очередь связано с размером налогооблагаемого дохода и размером налога и иных обязательных платежей.

Так как в состав затрат входит сумма вознаграждения, вы­плачиваемая заказчиком исполнителю работ по договору под­ряда — есть необходимость подробно остановиться на характеристике данного договора.

ДОГОВОР ПОДРЯДА

Понятие договора подряда. По договору подряда одна сторона-подрядчик обязуется за свой риск выполнить о оделенную работу по заданию заказчика из его или своих сериалов, а другая сторона — заказчик обязуется принять работу и оплатить eе.

Элементы договора подряда. Сторонами договора подряда выступают подрядчик (исполняющий работу) и заказчик (которому передается готовый результат).

В соответствии с действующим гражданским законодатель­ством сторонами могут быть как граждане, так и предприятия (организации, учреждения), т. е. юридические лица.

Предмет договора подряда. Предмет составляет материальный (овеществленный) и индивидуально-определенный результат работы подрядчика.

Цена договора. Цена определяется стоимостью выполненных подрядчи­ком работ. Обычно она выражается в денежной сумме, хотя закон не запрещает производить оплату в натуре, например, в сельскохозяйственном производстве. При выполнении сложных, длительных по срокам испол­нения, дорогостоящих работ может составляться их смета, т. е. разбивка всех отдельных этапов или видов работ, материалов и других затрат с их общей (окончательной) оценкой.

Срок договора. Устанавливается соглашением сторон и может предусмат­ривать также срок начала работы и промежуточные сроки ее исполнения, позволяющих заказчику контролировать ход ра­боты. При несвоевременности начала работы либо медленном ее исполнении, делающим заведомо невозможным окончание ее к установленному сроку, заказчик получает право на одно­сторонний отказ от договора и возмещение причиненных ему убытков.

Как была принята Конституция РФ в 1993 году

Осенью 1993 года в России сложилось ожесточённое противостояние в законодательной и исполнительной власти. В ходе вооруженного столкновения был распущен Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей, роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. И буквально через два месяца после расстрела из танков здания Верховного Совета было проведено Всенародное голосование по принятию новой Конституции РФ, широкого обсуждения которой не было.

Мы, советские люди, как-то не приучены были читать Конституции, и большинство россиян так и проголосовало за неё, не читая. Те же, кто взял на себя труд её прочитать и разобраться в написанном поняли, что Конституция устанавливает только одну высшую ценность, а именно – права и свободы человека. Казалось бы, чего лучше? Но мы не знали, что Конституция для нас написана под руководством советников из американской государственной организации USAID (Агентство США по международному развитию), деятельность которой с 2012 года запрещена в России. Однако одно из её творений – Конституция РФ до сих пор, без изменений, действует в нашей стране, охраняя силы, ослабляющие и разрушающие нашу страну.

Колонизаторы знают, что лучший способ парализовать усилия по освобождению – сделать так, чтобы народ колонии не знал, что он потерял свободу. И нынешняя Конституция написана таким образом, чтобы для обычного человека, неискушённого в юридических тонкостях, создавалась видимость полной свободы, а для всех ветвей власти — завуалированно закреплено внешнее управление.

Только недавно в некоторых СМИ, в выступлениях политических и общественных деятелей стали обсуждаться статьи Конституции РФ и предложения по их изменению. Далее мы подробнее расскажем о том, какие статьи Конституции надо менять в первую очередь и каким образом это сделать.

Конституция РФ – Конституция побеждённого государства

Кто и когда победил Россию?
Для многих этот вопрос покажется странным, ведь все знают, что Советский Союз победил в Великой Отечественной войне 1941–45 годов, а после этого никакой межгосударственной войны не было.

Однако, надо знать, что бывают «горячие» войны, когда государства ведут войну с помощью оружия, и бывают «холодные» войны с использованием таких способов борьбы, как информационные, идеологические, экономические и другие. Вот такая холодная война была объявлена СССР сразу после окончания Второй мировой войны в 1946 году, а окончилась она в 1991 году с разрушением СССР. Кто был противником СССР в холодной войне? Другая сверхдержава – США, которая и стала победителем, а СССР — побеждённым. Этот факт для многих в России является неизвестным.
Вот основные признаки проигрыша:
– чья политическая система рухнула?
Советская система;
– какая система хозяйствования разрушилась?
Социалистическая, а капиталистическая – восторжествовала;
– какая страна распалась на множество отдельных государств?
Советский Союз распался на 15 государств;
– какое государство изменило систему управления страной, введя западные должности, начиная от Президента, Премьер-министра, мэра города и т. д.?
Всё это сейчас в России и других странах СНГ;
– в чьей Конституции записан запрет на государственную идеологию?
В Конституции Российской Федерации – ст. 13 п. 2;
– в чьей Конституции закреплено главенство международного законодательства над внутренними законами страны?
В Конституции РФ – ст. 15 п. 4! И много-много других признаков.

Каковы последствия проигрыша в Холодной войне? Эти последствия также катастрофичны, как и после «горячей» войны. Экономические потери в два раза превосходят ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР в Великой Отечественной войне. Промышленность и сельское хозяйство страны были практически разрушены, за рубеж вывозилось всё более-менее ценное: имущество предприятий, природные ресурсы, сырьё и продукция. Потери численности населения в 90-е годы сравнимы с потерями в Великой Отечественной войне. Но самое главное – Россия, как проигравшая сторона, потеряла суверенитет. Она стала внешне управляемой.
Что нас ждёт дальше и где выход? С 60-х годов прошлого века нам лгали, что экономика Запада эффективнее и поэтому Запад живёт лучше. На собственном горьком опыте, потеряв огромную страну, скатившись в «дикий капитализм», мы поняли – Запад живёт хорошо за счёт тех, кого грабит. Теперь перед Россией стоит главная задача – освобождение от внешнего управления. И эту задачу можно решить мирным путём! Для получения суверенитета России необходимо изменить
Конституцию РФ. В неё внесено множество пунктов, закрепляющих положение России в качестве колонии США и запада в целом, тормозящих развитие страны, способствующих развалу России в будущем. Что за колониальные статьи в Конституции РФ? Важнейшая из таких статей – ст. 15 п. 4, где «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Эта формулировка запутывает читателя, создаёт иллюзию, что «принципы и нормы международного права» есть некий подвид «международных договоров». А на самом деле в статье утверждается приоритет международного права над нашим внутренним. Это же дополнительно закреплено в специальном Постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 от 2003 года, в котором подробно разъясняется, где и кто именно, пишет российские законы. Фактически получается, что российские законы пишут специализированные международные учреждения ООН и решения этих учреждений являются обязательными для всей правовой системы РФ, в том числе, например, обязательны решения Международного валютного фонда (МВФ). Речь идет не просто о некоторых законах в России – все (!) наши законы соответствуют требованиям заокеанских законодателей и, соответственно, такого рода политика направлена на эксплуатацию России в интересах некоего международного сообщества, а отнюдь не нашей страны.

Вторая важнейшая статья – ст. 13 п. 2, где установлен запрет на государственную идеологию.

А ведь именно, государственная идеология является аккумулятором высших ценностей государства. И если нет ценностей, не может быть и целей, а если нет целей, не может быть результата. Сегодня Россия не производит и не может производить стратегические законы, которые бы работали на Россию, на любое долговременное планирование. Фактически существуют: запрет на установление традиционных ценностей российского общества, принципов жизнеустройства и.., в целом, запрет на осуществление своего управления.

Почему речь идёт только о двух статьях в Конституции?
Действительно, требуется изменить и многие другие. Но для изменения множества статей потребуется множество обсуждений и согласований, а на это уйдёт много времени. Тяжёлая ситуация в экономике России, агрессивные действия Запада во главе с США, заставляют действовать быстро и менять только то, что сразу выведет Россию из положения скрытой оккупации в суверенное. А после восстановления независимости можно будет без спешки подготовить новую Конституцию, всесторонне её обсудить и спокойно принять на всенародном референдуме.
Как же менять Конституцию?
Она составлена таким образом, что статьи 13 и 15 находятся в её первой главе, которую невозможно изменить без всенародного референдума, проведение которого возможно только через созыв Конституционного собрания. Но до сего дня в России не существует Конституционного собрания, а для его созыва необходимо принятие Закона о Конституционном собрании. Идёт многолетняя серьёзная борьба за него. Уже трижды законопроект о Конституционном собрании вносился на рассмотрение Государственной Думы, но под разными предлогами законопроект всегда отклоняли, расстановка политических сил была не в пользу национально-ориентированных. К этому призывает и Председатель Следственного комитета России А. И. Бастрыкин, назвавший ст. 15 п. 4 «диверсией против России и граждан России», а в ст. 13 п. 2 предлагает ввести «идеологическую концепцию политики государства».
Депутатом Госдумы Евгением Фёдоровым от партии «Единая Россия» подготовлен проект Закона о внесении изменений в Конституцию по этим статьям.
Фракция КПРФ в январе 2017 года выступила за внесение в ближайшее время законопроекта о созыве Конституционного собрания для изменения устаревшей, по мнению коммунистов, Конституции, а именно ст. 15 п. 4 и ст. 13 п. 2. Об этом, выступая с трибуны Госдумы,
заявил депутат от КПРФ, режиссер Владимир Бортко. От нового состава Государственной Думы ждут принятия Закона о Конституционном собрании, являющегося инструментом для внесения изменений в Конституцию РФ, т.е. создания ключа к освобождению России от внешнего управления.
А что же Президент?
«В соответствии с Федеральным Конституционным Законом «О референдуме РФ» Президент РФ не имеет права инициировать референдум об изменении Конституции (ст. 14 ФКЗ – № 5 от
28.06.2004 года)». Однако, с приходом к власти в 2000 году Президент России В. В. Путин последовательно борется за восстановление суверенитета нашей страны, против колониальной зависимости, постепенно возрождая Россию из руин экономической и политической разрухи. Именно он стал лидером Национально-освободительного движения России (НОД), которое ставит своей целью достижение независимости страны, причём законным путём, а именно, через внесение изменений в Конституцию РФ. Распространяя информацию, НОД призывает людей выйти из круговорота своих повседневных дел и забот, постараться понять, что именно сейчас, перед нашей страной стоит вопрос: или мы добьемся суверенитета или будем разрушены, как единое государство. Сегодня особенно важно, чтобы люди осознали правду о том, что наша страна находится под внешним управлением. И поняв это, на Всенародном Референдуме добились изменения Конституции 1993 года, сделав её суверенной, независимой и призванной служить интересам народа.

Н. Н. Львова.