1112 ГК

Как установить границы земельного участка — информация для владельцев и пользователей

Статья обновлена: 15 мая 2020 г. Автор статьиДевяткин АлександрЗемельный юрист. Стаж работы с земельными участками с 2005 г.

Здравствуйте. В этой статье я распишу как установить границы только того участка, который хоть и стоит на кадастровом учете (как это узнать), но в кадастре нет его границ. Инструкция подходит для любого участка — ИЖС, ЛПХ, дачного, садового и т.п.

Для начала узнайте есть ли на кадастровой карте границы нужного участка — онлайн способ. Ведь если у участка есть четкие границы в кадастровом учете, тогда устанавливать их не надо, но можно уточнить на местности.

(нажмите на картинки, чтобы их увеличить)

Участок на карте не отображается

Границы его не установлены

Шаг №1 — Собрать документы

Чтобы установить границы, у собственникам/пользователя участка должны быть на руках два важных документа. А именно:

  • Правоустанавливающий документ на участок;

    Это может быть свидетельство о регистрации права собственности, выписка из ЕГРН (как получить), договор купли-продажи участка или дома на нем, договор/государственный акт/свидетельство бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, различные акты на предоставление участка или предварительного согласования предоставления, договор аренды, договор о праве застройки, решение суда о предоставлении участка или признания права собственности. В общем, любой документ, доказывающий право собственности или пользования.

    Образцы правоустанавливающих документов ↔

    (горизонтальная прокрутка)

  • План участка, который подтверждает его местоположение, границы и площадь при образовании.

    Обычно это план-схема участка как приложение к договору/свидетельству/акту, утвержденные схемы расположения/распределения участков, схема расположения участка на кадастром плане территории при решении муниципалитета о предварительном согласовании или предоставлении участка, проекты границ, планы землепользования, материалы инвентаризации, постановление о юридическом закреплении и т.п. Если участок выдан на основании решения суда о признании права собственности на участок в границах, то это будет ситуационный план участка.

    План плану рознь. Лучше всего, когда на плане указаны координаты границ участка (поворотных точек) — x, y и дирекционный угол. Но это редкость, потому что до 1998 года такие данные были засекречены. То есть графы координат есть, но они не заполнены.

    Обычно в плане отображаются границы участка,его ширина/длина, иногда частично границы и описание соседних участков. Это дополнительный плюс.

    Образцы планов ↔

    (горизонтальная прокрутка)

Если у Вас нет плана участка или он есть, но не «понравился» кадастровому инженеру (это я забегаю вперед), стоит запросить сведения из ГФДЗ. Лично я всегда советую запрашивать планы участка в ГФДЗ, потому что лишние документы никогда не помешают при установлении его границ. Так мы и делаем в своей организации.

Запросить сведения об участке в Государственном фонде данных

ГФДЗ — это архив различных документов на земельные участки, которые изготавливаются при проведении землеустройства (ст. 24 Федерального закона о землеустройстве). Официальное название — Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В фонде могут быть содержаться копии документов, которые подтверждают права на участок + различные планы/схемы его расположения. Этими документами могут быть: экземпляры свидетельств о правах на участки, выданные до 2000 года; материалы инвентаризации или перерегистрации участков; землеустроительные дела по межеванию участков до 1 марта 2008 года и т.д.

К сожалению, в ГФДЗ не всегда имеются какие-либо документы. На моей практике такое бывает в 40% случаях. Но я все равно всегда советую запрашивать сведения, хуже не будет.

Куда обращаться и как запросить

Сведения из ГФДЗ предоставляют в местных отделах Росреестра, но не все оказывают данную услугу, а какой-то определенный. Лучше позвоните по справочному номеру Росреестра 8 (800) 100-34-34 и уточните адрес нужного отдела. Также можно позвонить любому местному кадастровому инженеру и спросить у него, ведь в дальнейшем все равно к нему нужно обращаться для межевания (шаг №2).

Владельцам/пользователям участка нужно подать два заявления в архив Росреестра — на предоставления графического материала на участок и материала инвентаризации. Форму и образец выдаст сотрудник. Можете и ознакомиться. К заявлению приложить копию паспорта и правоустанавливающий документ на участок.

В графическом материале на участок отображается его персональный план, ширина/длина, может границы и описание соседних участков. В материале инвентаризации отображается план всего массива. Иногда в этих документах даже есть координаты границ.

Сотрудник заберет заявление и выдаст расписку/опись. Остается только ждать. Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 14 ноября 2006 г. № 376, документы со сведениями из ГФДЗ предоставляются в течение 3 рабочих дней (при личном обращении). На практике бывают задержки. Чтобы забрать документы, в назначенный день отдайте ранее выданную расписку/опись и покажите паспорт.

В итоге, если у владельца/пользователя нет никакого плана вообще, установить границы придется только через суд. По-другому никак. Я скоро напишу отдельную инструкцию по данной ситуации.

Шаг №2 — Заказать межевание участка

Межевание — это кадастровые работы, в результате которых выдают межевой план (ст. 22 Федерального закона о гос.регистрации недвижимости). В нашем случае это работы по установлению границ и местоположения участка. Этим занимаются кадастровые инженеры — ст. 29 Федерального закона о гос.регистрации недвижимости.

Межевание стоит от 10 — 15 тысяч рублей и оформляется примерно месяц. Инструкцию как все оформляется взял отсюда.

  1. Всем владельцам или пользователям участка нужно обратиться к кадастровому инженеру и подать следующие документы (копии):
    • Паспорта РФ;
    • Правоустанавливающий документ на участок + его план;
    • Сведения из ГФДЗ (если есть).

    Кадастровый инженер изучит поданные документы, согласует оплату своих работ (частями по факту или полностью до выполнения), составит договор подряда на выполнение кадастровых работ (ст. 36 Закона о кадастровой деятельности) и сообщит дату приезда на участок.

  2. Кадастровый инженер приедет на участок и установит фактические границы.

    Советую владельцам/пользователям участка тоже присутствовать при межевании. Кадастровый инженер с помощью профессиональной GPS-аппаратуры определит фактические координаты углов участка (поворотных точек). Обычно он делает это по забору. Ниже описано для чего это нужно. После этого уедет для проверки данных.

    Если на участке имеются какие-либо постройки (дом, гараж, баня и т.п.), по желанию заказчика кадастровый инженер определит их местоположение, чтобы потом указать их в межевом плане. А так необязательно указывать постройки на участке при установлении границ (межевании).

  3. Кадастровый инженер проведет камеральную проверку (самый важный момент).

    Кадастровый инженер в специальной программе: 1) Вобьет координаты фактических границ участка (по забору). В результате участок сформируется — с площадью, конфигурацией и точным местоположением. 2) На сформированный участок наложит его план. Это нужно чтобы проверить — совпадают ли фактическая конфигурация и площадь участка по забору с его конфигурацией и площадью из плана. По закону они должны совпадать, иначе границы не зарегистрировать — п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ. 3) Затем наложит кадастровые границы соседних участков, с которыми у нас общая граница. Координаты кадастровых границ участков он возьмет из заказанного ранее кадастрового плана территории (кадастрового квартала). В итоге получается три слоя.

    ВАЖНО: На данном этапе могут появиться большие проблемы (одна из них или все сразу):

    • Кадастровые границы соседнего участка пересекаются с нашими фактическим границами. То есть фактическая граница с соседним участком (общий забор) имеет одни координаты, а из кадастрового плана территории другие координаты. Это называется наложением. Такого не должно быть — пп. 20 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

      Наложение границ друг на друга

      Пример №1

      Пример №2

    • Разрыв между участками (противоположное наложению). Это когда между фактическим границами нашего участка и кадастровыми границами соседнего участка есть пустота, но на местности участки имеют общую границу (общий забор), т.е. пустоты нет.

      Разрыв между земельными участками

      Пример №1

      Пример с наложением

    • Фактические границы и площадь нашего участка на местности не совпадают с его границами и площадью из плана и правоустанавливающего документа. Простыми словами, наш участок по факту больше или меньше, чем в документах.

      Например, участок по документам 8 соток, а по факту 9 (стал больше). Или 7 соток (стал меньше). Или его конфигурация не соответствую плану.

      Фактические границы не совпадают с границами по документам

      Наш участок из плана

      По факту он больше и наслоился на соседний

      Площадь по факту меньше

      Или отличается конфигурация

      Есть допустимая погрешность в 10% по увеличению/уменьшению участка относительно документов — пп. 32 п. 1 ст. 26 Закона о регистрации недвижимости. Например, в документах площадь участка 6 соток, а на местности 6,5. Но и здесь нет гарантий регистрации. Конечно, кадастровый инженер может составить межевой план с такой погрешностью, но только с разрешения владельцев/пользователей участка. Все-таки есть риск что регистратор не допустит установление границ с такой погрешностью (шаг №3). Он может посчитать, что такие границы нарушают права владельцев соседних участков.

    Внимательно прочтите по ссылке о наложении или разрыве границ при межевании. Ведь такое бывает в 40% случаях. В итоге кадастровый инженер выдаст заключение о невозможности изготовления межевого плана, потому установить границы не получится.

  4. Согласование границ с соседями.

    Если с границами все в порядке, тогда нужно согласовать их с владельцами только тех участков, с которыми → 1) имеются общие границы → 2) у соседнего участка НЕ установлены границы в кадастре → 3) у соседа есть правоустанавливающий документ на свой участок — п. 1 и 3 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности.

    Для лучшего понимания все объясню на примере (картинка ниже). Владелец участка №1 хочет установить границы в кадастре (я нарисовал его фактическое местоположение). Согласовать границы нужно только с владельцем участка №6, т.к. у него НЕ определены границы в кадастре.

    Теперь насчет документов у соседа. Сосед должен пользоваться своим участком на основании какого-либо правоустанавливающего документа — свидетельства о собственности, выписки из ЕГРН, свидетельстве о наследстве, о бессрочном пользовании или о праве пожизненного наследуемого владения, договор аренды и т.п. Если выяснилось, что у соседа нет никакого документа на его участок, по закону согласовывать границы с ним не нужно. Но на практике хороший кадастровый инженер все равно попросит такого соседа согласовать границы, т.к. это не будет лишним.

    Насчет наследников: если владелец соседнего участка умер, но наследники еще не оформили участок в свою собственность, все равно требуется согласовать с ними границы — Письмо Минэкономразвития от 24 декабря 2014 года N ОГ-Д23-10528.

    Если выяснилось, что фактические границы участка немного залезают на переулок или дорогу (место общего пользования), границы нужно согласовывать с муниципалитетом. Если участок в СНТ, то с председателем.

    Согласованием границ занимается кадастровый инженер — п. 7 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В итоге должен быть оформлен акт согласования с подписями соседей — ст. 40 Закона о кадастровой деятельности. Этот акт является частью межевого плана. Образец ниже.

    Кадастровый инженер всегда письменно оповещает соседей о необходимости согласования границ — сам передает на руки извещения или почтой. В извещении укажет дату согласования. В указанное время покажет соседям межевой план участка и попросит подписать акт согласования. Здесь бывают множество проблем.

    Акт согласования границ

    Извещение соседа

    Часто бывает, что соседи отказываются подписывать акт, с ними нет связи или собственник умер, а наследники еще не оформили участок в свою собственность. В этом случае кадастровый инженер может дать объявление в местной газете о дате проведения собрания для согласования границ — п. 8 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Даже если сосед на собрании ничего не подпишет или вообще не придет, границы все равно считаются с ним согласованы. После подачи объявления кадастровому инженеру выдадут на руки один экземпляр газеты с этим объявлением. Экземпляр газеты будет прикладываться к акту согласования, а в самом акте будет указано, что согласование с таким-то соседом было с помощью публикации в такой-то газете и дата публикации.

    Хороший кадастровый инженер всегда старается, чтобы на акте согласования были подписи всех соседей, с которым требуется согласование. А вариантом с газетой пользуется только в крайнем случае. Я тоже не советую злоупотреблять таким вариантом, ведь тогда у соседа больше шансов отменить межевание через суд, если границы будут установлены неправильно и будут ущемлены его права.

  5. Кадастровый инженер оформит и отдаст межевой план.

    Межевой план будет на бумаге и обязательно на диске в электронном виде (в формате XLS) — п. 12 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Вместе с планом еще дадут на подписание акт выполненных работ. Переходим к следующему шагу №3.

Шаг №3 — Внести границы участка в кадастр (ЕГРН)

Во многих городах и поселках подать документы можно только в МФЦ. Оттуда их передают в Регистрационную палату. Т.е. напрямую Рег.палаты граждан уже не принимают, а только через посредника в виде МФЦ. Если в вашем населенном пункте можно подать документы напрямую в Рег. Палату, лучше так и сделать.

Подать документы может кадастровый инженер за отдельную плату. Обычно я так и советую. Если вы решите сэкономить, то читайте дальше.

Сама подача документов в МФЦ или в Рег.палату не различается, поэтому в инструкции я указал через МФЦ.

  1. Всем собственникам/пользователям участка нужно обратиться в МФЦ, оплатить госпошлину и подать документы.

    Услуга по внесению изменений на кадастровый учет бесплатна. Но если площадь участка немного изменится (я писал выше про допустимую погрешность), нужно заплатить госпошлину за внесение изменений в ЕГРН — 350 рублей (пп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Касса находится в самом здании МФЦ. После оплаты госпошлины, в порядке очереди сотруднику отдать следующие документы (оригиналы и копии):

    • Паспорта владельцев или доверенного лица с нотариальной доверенностью. При доверенности паспорт доверителя предоставлять не нужно;
    • Правоустанавливающий документ на участок + документ, подтверждающий местоположение участка при его образовании;
    • Межевой план на диске;
    • Акт согласования границ;
    • Квитанцию об оплате госпошлины (о ней писала выше).
  2. На основании полученных документов, сотрудник составит заявления о внесении изменений в кадастровый учет. Заявление нужно проверить и подписать.

    Дополнительно можно заказать выписку из ЕГРН, которую выдадут в конце услуги. В ней будет показан план участка и координаты его границ (поворотных точек). Стоит она 460 рублей. Образец выписки ниже.

  3. После подписания заявлений сотрудник заберет документы (кроме паспортов), выдаст расписку о получении этих документов и назначит дату, когда их можно забрать. Документы будут отправлены регистратору.

    Далее только остается ждать указания границ в кадастре. Срок — 7 рабочих дней (пп. 4 п. 1 ст. 16 Закона о регистрации недвижимости).

  4. В назначенный день нужно забрать поданные документы и письменное уведомление о внесении изменений. Если владельцы участка заказали заранее выписку из ЕГРН, то ее тоже выдадут. В самом конце выписки будет указан план участка и координаты его границ (поворотных точек). При себе иметь паспорт и расписку.

В течение месяца участок станет отображаться на кадастровой карте Росреестра. Для этого: 1) нажмите слева на значок «лупа»; 2) на открывшееся форме вбейте кадастровый номер и выберите его из списка; 3) нажмите на кнопку «Найти».

Участок с установленными границами

Суд в гражданском процессуальном праве

Суд является единственным носителем власти в гражданском процессе. Если в качестве участника дела выступает представитель какого-либо государственного органа, например, прокурор, то данные лица остаются в подчинении у суда и обязаны исполнять законные требования суда в процессе.

Суд представляет из себя обязательный субъект в процессуальных отношениях, по этой причине отношения всех участников процесса должны быть построены только через суд.

Права и обязанности суда

Суда как участник процессуальных правоотношений не имеет процессуальных прав или обязанностей в традиционном смысле этого слова.

Замечание 1

Следует отметить, что по общему правилу, право представляет из себя меру возможного поведения управомоченного субъекта. Обладатель права сам может принимать решение — будет он осуществлять в процессе свое право или же нет. Субъект вправе действовать по своей воле и в своих интересах.

К суду данные положения неприменимы, так как суд в процессе должен оставаться объективным и беспристрастным. Суд не располагает никаким собственным интересом в деле. Данный интерес должен быть исключен, так как если судья будет заинтересован в исходе по делу, то он должен быть отведен в порядке, установленном ГПК РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Суд в гражданском процессуальном праве 400 руб.
  • Реферат Суд в гражданском процессуальном праве 240 руб.
  • Контрольная работа Суд в гражданском процессуальном праве 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

По этим причинам суд реализует имеющиеся права не в силу какого-либо интереса, а в по причине исполнения им возложенных на него законом обязанностей по правильному отправлению правосудия и разрешению дела по существу.

Так, только суд в гражданском процессе вправе предупреждать свидетеля о возможной уголовной ответственности как за отказ от дачи показаний, так и за дачу заведомо ложных показаний. В то же время, указанное право является также обязанностью суда. Только суд принимает решение об удовлетворении искового заявления или об отказе в его удовлетворении, но данное право также остается его обязанностью.

Таким образом, процессуальные права суда одновременно могут быть рассмотрены и как его обязанности. По этой причине рационально говорить не о правах или обязанностях суда в гражданском процессе, а, скорее, о полномочиях суда.

Полномочие обозначает наличие какого-либо права, являющегося одновременно и обязанностью субъекта. Совокупность таких полномочий представляет из себя компетенцию суда. Выделяют два вида компетенции:

  • предметную
  • функциональную.

Предметная компетенция – это круг вопросов, относящихся к рассмотрению конкретного суда, то есть другими словами это реализация правил подсудности (районные, областные, военные суды и др.).

Функциональная компетенция – это перечень прав и обязанностей, которыми суд может обладать в отношении рассматриваемых им дел. Сюда могут относиться такие полномочия как:

  • рассматривать дело по существу;
  • апелляционное, кассационное, надзорное рассмотрение.

Дискреционные полномочия

Наряду с полномочиями в некоторых случаях суд наделен процессуальными правомочиями в традиционном смысле слова, то есть осуществление такого права не являет собой обязанность суда. Их реализация происходит по усмотрению суда. Такие полномочия называют дискреционными.

Однако зачастую в реализации таких полномочий закон требует соблюдения определенных условий. Например, суд может освободить гражданина от уплаты судебных издержек, но только если имущественное положение гражданина не позволяет ему нести судебные издержки.

Замечание 2

Суд может принять меры по обеспечению иска, если непринятие мер в дальнейшем сделает исполнение решения суда невозможным. Также суд апелляционной инстанции может отменять решения нижестоящего суда.

Правовым фундаментом абсолютно всего законодательства в Российской Федерации является Конституция. Десятая статья Конституции РФ, посвященная принципу разделения властей, предусматривает существование трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Указанные ветви власти являются обособленными и самостоятельными в сфере собственной ответственности. Данный принцип призван обеспечивать равновесие и взаимосдерживание всех властных систем.

Что представляет собой закон?

Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» был принят 31 декабря 1996 года. Последние изменения, внесенные в закон в феврале 2014 года, дали старт масштабному реформированию структуры судебной системы.

Ознакомьтесь с поседними изменениями в ФЗ о государственной тайне

Закон представлен пятью главами, включающими 38 статей. Рассмотрим основные тезисы, которые содержит структура закона о судебной системе. О статусе судей читайте

  • В первой главе прописаны базовые положения (основы судебной власти, профильное законодательство), главные принципы судебной системы, положения, касающиеся участия граждан в реализации правосудия, и языковой аспект ведения судо- и делопроизводства;
  • Глава вторая затрагивает вопросы основ статуса: статус судей в России и единство этого статуса, порядок наделения полномочиями, срок их действия, несменяемость и неприкосновенность судьи;
  • Глава третья закона посвящена структуре судебной системы и вопросам, связанным с порядком их создания и упразднения, деятельностью федеральных конституционных (уставных) судов, а также мировых судей субъектов России. Подробности ;
  • Глава четвертая содержит заключительные положения закона об органах судейского сообщества, обеспечении деятельности и финансировании судов, об использовании символов государственной власти;
  • Пятая глава посвящена порядку вступления в законную силу и реализации положений настоящего ФКЗ: срокам введения в действие, особенностям судопроизводства в судах общей юрисдикции, срокам полномочий судей и арбитражных заседателей, порядку финансирования мероприятий по реформированию системы.

Прочтите также о последних изменениях закона о референдуме в РФ

К главным принципам организации судебной системы относятся:

  • Единство, обеспечиваемое путем:
    • Установления системы Конституцией РФ и настоящим законом;
    • Соблюдения правил судопроизводства всеми участниками системы;
    • Обязательного применения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, установившихся в международной практике принципов и норм права, существующих договоров России с другими государствами, а также уставов и иных нормативно-правовых актов субъектов самой страны;
    • Закрепления единства статуса судей в законодательстве;
    • Финансирования из федерального бюджета федеральных судов и мировых судей.
  • Самостоятельность системы, которая заключается в том, что судебная власть осуществляется независимо от чьей-либо воли, подчиняясь только закону. Ни один существующий или издаваемый закон или нормативный акт не может отменить или умалить самостоятельность системы и независимость судей.
  • Обязательность постановлений, вошедших в законную силу, должна признаваться на территории всей страны. Обязательность решений зарубежных арбитражей зависит от существующих соглашений. Неисполнение постановлений и неуважение к суду влекут за собой ответственность в соответствии с законом.
  • Равенство, означающее, что российская судебная система руководствуется в своей деятельности исключительно законом. Выносимые решения не зависят от признаков социальной, государственной, половой, расовой, национальной, языковой, религиозной или политической принадлежности, имущественного, должностного положения и др.
  • Гласность. Разбирательства, за исключением обстоятельств, установленных законодательством России (в целях неразглашения государственных, коммерческих тайн и др.), должны быть открытыми.

Основополагающей миссией судебной системы любого государства является защита конституционных прав и свобод человека. Реализация данной задачи возможна лишь при условии соблюдения указанных выше принципов, в первую очередь принципов независимости и самостоятельности. Первая статья настоящего ФКЗ гласит, что власть судебной системы осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с отраслевым разделением законодательства России.

Статья 4 закона N 1 ФКЗ раскрывает структуру российской судебной системы, в которой действуют федеральные, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные суды и мировые судьи относятся к судам субъектов государства.

Перечень судов федерального значения состоит из:

  • Конституционного Суда РФ;
  • Верховного Суда России;
  • Системы федеральных судов общей юрисдикции: республиканских верховных, краевых, областных, судов городов федерального значения, автономных областей и округов, районных, военных и специализированных;
  • Системы федеральных арбитражных судов округов и субъектов РФ, специализированных и апелляционных арбитражных.

Изменения, внесенные в ФЗ о судебной системе

Последняя редакция закона о судебной системе датируется 5 февраля 2014 года. Тогда Президентом России была подписана поправка к Конституции РФ — закон N 2-ФКЗ «О верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Закон, кстати, был одобрен Госдумой и Советом Федерации еще в ноябре 2013 года.

В результате внесенной поправки произошло формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа России. Высший Арбитражный Суд России был упразднен. Вопросы осуществления правосудия, находившиеся в его ведении, были переданы в юрисдикцию правопреемника — Верховного Суда Российской Федерации. С момента реформирования, данный орган перестал принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции.

Является высшим судебным органом страны по гражданским, уголовным, административным делам, разрешению экономических споров и иным делам, относящимся к подсудности органов, образованных в соответствии с федеральным конституционным законом о судебной системе. Также ВС РФ призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

После объединения с Высшим Арбитражным Судом общее число судей ВС РФ составило 170 человек. Их численность устанавливается ежегодно в соответствии с результатом формирования федерального бюджета.

В тот же день, 5 февраля 2014 года был издан профильный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», который регулирует вопросы организации его деятельности, структуры, полномочия органа и его должностных лиц и другие аспекты.

Хотелось бы также рассказать об изменениях в системе, намеченных на ближайшее время. 3 октября 2017 года состоялось одно из главных юридических событий последнего времени в России — Пленум (общее собрание) Верховного Суда РФ, на котором было озвучено множество предложений по снижению нагрузки, приходящейся сегодня на российские суды и систему в целом. Законопроект, включивший в себя данные предложения, ожидает рассмотрения в Государственной Думе.

Было предложено отказаться от мотивировки подавляющей части судебных актов, т. е. от необходимости обосновывать принимаемые решения. Инициатива объясняется существующей на сегодня статистикой рассмотрения дел, согласно которой почти 90% судебных постановлений после их принятия не обжалуются сторонами. В итоге вместо осуществления главной миссии — правосудия, время тратится на трудоемкую бумажную работу, которая, имея низкий КПД, обходится федеральному бюджету очень дорого.

По замыслу все акты будут состоять из вводной и резолютивной частей (действующая структура акта содержит помимо того описательную и мотивировочную части). Полный акт участники процесса будут иметь возможность запросить только после того, как дело будет рассмотрено. При рассмотрении апелляционной жалобы включение в акт мотивировочной части также станет необязательной процедурой и будет осуществляться на усмотрение органа.

Однако сделано исключение для основной массы дел административного судопроизводства, к категории которых относятся особо важные социальные и экономические дела. К процессам, по которым обоснование решения обязательно, относятся дела о банкротстве (ФЗ о банкротстве физических лиц ), защите прав несовершеннолетних, выселении без предоставления жилья, корпоративные споры и пр.

Критики разошлись во мнении о возможных предстоящих изменениях. Большинство поддерживает такую инициативу, утверждая, что ввиду острой нехватки времени на выполнение большого объема существующих процессуальных требований, как при рассмотрении дел так и при написании решений используются шаблонные схемы. Это наносит большой ущерб правосудию. Некоторые эксперты утверждают, что проблема современной судебной системы в её низкой стоимости и потому необходимо повышение размера взимаемых пошлин, часть из которых сейчас носит символический характер. Однако это предложение было отклонено и не было включено в законопроект.

Также предполагается отмена понятия «подведомственности», которую заменит «подсудность». Практический смысл данной правки заключается в том, что если сейчас суд прекращает дело, которое ошибочно принято к производству, то в будущем его станут передавать по подсудности. Если суд неверно определил вид судопроизводства, он сможет вынести определение о переходе к другому его виду по ГПК и КАС.

В гражданское судопроизводство планируется ввести некоторые правила из арбитражного процесса. В частности, участников обяжут осуществлять рассылку недостающих другой стороне документов. Можно будет самостоятельно следить за ходом дела в интернете, там же будут публиковаться уведомления касательно проведения заседаний.

Если в конечном итоге все предложенные поправки обретут жизнь, более половины дел станут рассматривать в упрощенном порядке. Это позволит повысить эффективность деятельности судебной системы в разы.

Предлагаем ознакомиться с текстом постановления Пленума ВС РФ от 03.10.2017 о представлении в Госдуму РФ проекта закона о внесении изменений в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы РФ, Кодекс административного судопроизводства и отдельные законодательные акты России.

Скачать действующую редакцию закона о судебной системе РФ

Настоящий закон, регулирующий деятельность судебной системы, можно смело назвать ключевым в данной области. Он является обобщающим, именно из его положений вытекают прочие нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных органов, статуса судей и других аспектов.

Скачать Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в последней редакции.